Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

9. Фармацевтика и косметология. Китайская народная медицина и современный уровень фармацевтической промышленности Китая позволяет строить новые фабрики по производству лекарственных средств традиционной и современной китайской медицины на территории России. Более того, возможно внедрение на таких предприятиях разработок современной российской и китайской фармакологии с последующим выпуском принципиально новых лекарственных средств. Это позволит реализовывать продукцию как на территории России, так и на территории европейских стран.

Аналогичная ситуация обстоит и с косметологией. Многие российские потребители  предпочитают средства ухода за кожей, волосами и др. (крема, маски для лица, настои и т.д.) именно китайского производства. Российский рынок продукции и инвестиций в этом направлении очень емкий.

10.Экологическое сотрудничество.

Можно выделить две ключевые экологические  проблемы при взаимодействии России и Китая:

1. Нехватка ресурсов со стороны  Китая, что приводит к повышенному  интересу к их получению из  России.

2. Загрязнение окружающей среды, что приводит к ее деградации на территории обеих стран и, как следствие, к росту заболеваемости и смертности населения.

Отличительной чертой территории Дальнего Востока является концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, что приводит к низкому качеству среды проживания людей. Близость территории Китая и России приводит к трансграничному переносу загрязняющих веществ по воздуху и воде и к формированию дополнительных трудно прогнозируемых экологических нагрузок.

Помимо этого существуют еще ряд факторов, формирующих дополнительную нагрузку на людей, это ежегодные лесные пожары и качество питьевой воды.

Как минимум, две проблемы: ежегодные  лесные пожары, которые характерны не только для нашей страны, но и  для соседнего Китая, и загрязнение главного источника питьевой воды - реки Амур, не могут быть решены без участия обеих сторон.

Ключевым вопросом взаимодействия будет поиск путей удовлетворения взаимных интересов участников отношений.

Среди обилия экологических причин было выявлено две приоритетные: ухудшение качества воздушной среды и ухудшение качества питьевой воды.

В ряду факторов, формирующих качество воздушной среды, выделены в качестве приоритетных летние лесные пожары, которые  дают нагрузку на организм человека на уровне чрезвычайных в летний период. Уровень и интенсивность лесных пожаров достигают экстремально высоких значений. Так в летний период 1998 года уровень превышения предельно допустимых концентраций превосходил 60 установленных норм, что характеризовало ситуацию как чрезвычайную. Последствия таких пожаров ощущаются не только в Азии, но и в Европе. Так заболеваемость по некоторым нозологическим формам возросла до 10 раз.

Другой важной проблемой является загрязнение реки Амур. Река является источником питьевой воды, продуктов питания и хозяйственного ее использования. Пойме реки построено и функционирует огромное количество предприятий разного направления, в том числе и предприятия химической промышленности. Это привело к тому, что река стала деградировать, а уровень экологических рисков характеризуется как катастрофический. Примером может служить два взрыва на химических предприятиях в Китае выбросы которых попали в Амур и поставили под угрозу здоровье людей, живущих на берегах этой реки.  По принятой в нашей стране системе оценки качества вода в реке оценивается, как очень грязная и ей присвоен 6 класс загрязненности по семи классной шкале.  При этом с территории Китая вода приходит уже 5 класса загрязненности.

Проблема не может быть решена только в одностороннем порядке.

Первым шагом в разрешении сложившейся  ситуации является создание единого  мониторингового центра с хорошей  химической лабораторией. Так как  создание такого центра требует инвестиций, то решение может быть найдено  в совмещении усилий в этом направлении.

Создание мониторингового центра выгодно обеим сторонам и позволит: определить перечень загрязняющих веществ, находящихся в воздухе, воде и  обитающих в воде гидробионтах; опередить  уровень загрязнения среды; рассчитывать уровень экологических и человеческих рисков (деградация биосферы, заболеваемость людей и др.); разрабатывать превентивные мероприятия для предотвращения деградации окружающей среды и уменьшения заболеваемости; сохранять природные ресурсы; повысить конкурентоспособность приграничных регионов.

 

Раздел 5. Барьеры в российско-китайской  торговле и перспективы их преодоления  в отраслевом разрезе.

 Анализ общеинституциональных проблем и причин препятствующих/способствующих увеличению экспорта товаров (работ, услуг) из Российской Федерации в КНР.

Из позитивных сдвигов, происходящих в последнее время, все опрошенные представители российских деловых  кругов сходятся в одном – китайская  экономика растет, что приводит к  ее качественной трансформации. Во-первых, в Китае вырос внутренний рынок, поэтому экономика страны уже не столь критично зависит от конъюнктуры в странах Запада (что не отменяет желания сотрудничать с зарубежными компаниями, тем более что говорить о полном отказе от экспортоориентированной модели развития пока преждевременно). Во-вторых, в Китае все больше внедряется западный стиль жизни. В итоге это создает лишь новые сферы для углубления российско-китайского экономического сотрудничества. Утверждение, что «Китай – серьезнейшая возможность для России», типично для опрашиваемых представителей российских деловых кругов.

Существует и множество барьеров на пути развития российско-китайского экономического сотрудничества. По многим из них, к сожалению, в последнее  время не произошло каких-либо серьезных  подвижек. Есть, однако, сферы, где все-таки некоторые изменения происходят, а главное – при определенных действиях со стороны государства и организаций бизнес-сообщества им можно придать более высокую положительную динамику. Речь идет прежде всего о борьбе с коррупцией, преодолением стереотипов через изучение китайской культуры и, наконец, создание мощной информационной поддержки для российских фирм, работающих (или только планирующих начать работу) с Китаем.

Коррупционное давление и другие институциональные  барьеры

 

Коррупция по-прежнему называется главным препятствием для развития российско-китайских связей. Как показали новые беседы с представителями российского делового сообщества, высказанные год назад комментарии по-прежнему актуальны. Достаточно привести реплику Леонида Орлова, руководителя представительства Совета по развитию торговли с Гонконгом: «Со страшной силой на экономические отношения  с другими странами проецируются наши собственные, внутренние проблемы российские. Только почему-то страдает больше других несчастный Китай, им больше всего это дело бьет по голове. Вот весь негатив, который есть у нас, он весь и проецируется на российско-китайские отношения».

Коррупция проявляется даже в сугубо хозяйственных вопросах частных  фирм, например, при продаже сырья, а не готовой продукции в Китай. Многие российские эксперты отмечают, что «Китай проглотит все». Это означает, что растущая бурными темпами экономика КНР будет импортировать российские нефтепродукты не в ущерб поставкам российской нефти, а плюсом. К сожалению, крупный российских бизнес, занятый экспортом сырья преследует собственные интересы, часто более близкие коррумпированному чиновничеству (тем более что многие российские промышленные гиганты не теряют связи с государством), а не национальные интересы России. Так что проблема не столько в нежелании китайцев покупать у России готовую продукцию (хотя бесспорно конкуренция производителей двух стран существует, а подчас даже обостряется). Как отметил Президент Российско-Китайского технопарка в Москве Николай Арзамасцев, масштабные изменения в экономических отношениях двух стран не произойдут, пока не начнется «наведение порядка внутри России». Ему вторит Владимир Лукашов, ответственный секретарь МДО «Российские инвестиции» – «вся проблема в нас самих, что с Китаем-то вести переговоры».

По-прежнему представители делового мира России неудовлетворенны качеством  российского законодательства, в  том числе содержанием российско-китайских  соглашений по экономическим вопросам. Как отметил Председатель правления  Российско-Китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, «создается ощущение, что бизнес живет своей жизнью, а законодатель – своей. Непонятно вообще ради чего принимаются новые нормативные акты, если, конечно, не принимать в расчет, что ради выгоды самих бюрократов». Более того, отмечается подспудное лоббирование интересов западных ТНК, тогда как возможности учета проблем китайских компаний, работающих в России, сведены к минимуму.

Тем не менее за последнее время  произошел один существенный сдвиг  – если раньше речь шла отдельно о российских предпринимателях и отдельно о китайских бизнесменах, вступающих в экономические отношения, то теперь, как специально подчеркнул Сергей Санакоев, надо говорить о российско-китайском деловом сообществе (как едином целом). При этом представители данного сообщества готовы сотрудничать с законодателем, чтобы принимаемые нормативные акты, наконец, начали отвечать его задачам. Для этого предлагается провести детальный мониторинг существующих и предполагаемых проектов торгово-экономического сотрудничества российских и китайских компаний, выявить барьеры для их развития и принять соответствующие поправки в российское законодательство.

Скепсис у представителей делового мира вызывает чрезмерная активность по развитию российско-китайских  связей, проявляемая на официальном уровне. На практике, хорошие предложения остаются лишь на уровне создания рамочных условий – например, «мы не возражаем, чтобы китайцы инвестировали в российскую энергетику». При этом конкретные правила игры либо не разрабатываются вовсе, либо, напротив, меняются столь быстро, что «китайцы просто воспринимают это как калейдоскоп, на который нельзя успеть даже отреагировать».

В этом отношении китайское законодательство не вызывает у российских предпринимателей особых вопросов. Прозвучало мнение, что иностранные инвесторы ставятся в самые комфортные условия, во внешней торговле регулирование не больше, чем в других странах. Конечно, отмечаются проблемы, связанные с мероприятиями КНР по защите национальной металлургии и химической промышленности. Однако опытные российские бизнесмены утверждают, что неудачи их коллег связаны в основном с неумением строить квалифицированную юридическую защиту своих интересов, а не с широкомасштабными ограничениями во внешней торговле.

Пожалуй, главным позитивным сдвигом является улучшение ситуации на российской таможне. Смена ведомственного руководства привела, по мнению российских предпринимателей, к серьезным шагам по борьбе с коррупцией. При этом, по давним оценкам Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества, борьбе со взяточничеством не мешает экономическая база (что характерно для многих других коррумпированных ведомств). Напротив, 70% российско-китайской торговли экономически невыгодно пускать по «серым» схемам даже при нынешнем состоянии таможенного законодательства, т.е. единственный барьеры – поборы чиновников.

Роль стереотипов и других культурных барьеров

Ярким примером стереотипов является представление о любых китайских  товарах как о низкокачественной  продукции. Практически все представители российского делового мира, имеющие опыт работы с Китаем утверждают, что в засилье китайских низкокачественных товаров на российском рынке виноваты главным образом российские импортеры. Более того, иногда даже слышны оценки китайских товаров как более качественных по сравнению с российскими (хотя нередко конкуренцию китайцы все-таки выигрывают за счет цены – например, как в случае с пластмассами, описанном в предыдущем разделе, посвященном анализу российского экспорта в КНР).

Китайцы умеют делать качественные товары, которые поставляются на рынки стран Запада. При этом генеральный директор ООО «Гринтек» (ведущего производителя горшков и других садовых изделий, оборудования и т.п.) Игорь Темиров отмечает, что «китайцы – конкретные люди, к тому же это не азиаты в европейском и русском понимании». Он приводит конкретный пример: «китайцы дают российскому партнеру скидку в 5%, что для рынка КНР по сути является потолком, однако наш человек, поездив в Египет и Турцию считает, что не торгуясь, он чуть ли не обижает продавца. В результате требования 30% скидки стороны сходятся на 10%, а потом российский предприниматель удивлен, что, вскрывая контейнер в Москве, он видит низкокачественную продукцию. Китайцы ему невозмутимо объясняют – просили подешевле, так мы и пустили металл похуже, краски поменьше и т.д.». Главным рецептом многие бизнесмены считают установление жесткого контроля за качеством по примеру западных ТНК и работу по оговоренным образцам. При этом требование высоких скидок от китайских партнеров в принципе безосновательно – торговля с Китаем приносит и без них большие прибыли.

Сергей Санакоев отмечает интересный момент связанный с «серыми» схемами  на таможне. Главная проблема ему  видится даже не в коррупции, а  в отсутствии какого-либо контроля в принципе, в том числе за качеством импортируемых в Россию товаров из Китая.

Тем не менее можно говорить что  в последние 1,5-2 года ситуация стала  меняться. Почти все отмечают существенное улучшение качества китайских товаров  в принципе, а также целенаправленную работу китайских партнеров по исправлению ситуации. Во-первых, крупные предприятия КНР стали вытеснять кустарей, а именно последние делают основной вал низкокачественной продукции. Во-вторых, у китайских производителей появилась, как выразился Игорь Темиров, мода на брэнды. Это подтверждают беседы и с другими людьми – китайские фирмы готовы теперь поставлять продукцию под собственными торговыми марками, а соответственно предпринимать меры по контролю за качеством своих товаров.

Большую проблему, конечно, составляет дефицит российских специалистов по Китаю. Однако сейчас страна пожинает лишь плоды необдуманной инерции в подготовки кадров в 90-е годы. Если же говорить о будущем, то Российская академия образования и Российско-Китайский Центр торгово-экономического сотрудничества совместно организуют программы бизнес-образования, на базе таких ведущих вузов как МГУ им. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), МГИМО и др. проводится расширение подготовки специалистов в области Китая. При этом, наконец, пришло осознание, что нужны не просто люди, знающие культуру и язык Китая, но и понимающие специфику экономики КНР, ее законодательство и т.д.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года