Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:21, лекция
Перед каждым потребителем стоят три вопроса:
Что купить?
Сколько стоит?
Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследо-вать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребите¬ля. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.
3.1. Количественный подход: теория предельной полезности 2
3.2. Порядковый подход определения полезности 6
3.2.1. Кривая безразличия и норма замены 6
3.2.2. Бюджетная линия 11
3.2.3. Оптимум потребителя 14
3.3. Реакция потребителя на изменение дохода и цен 15
3.3.1. Кривая доход-потребление и построение кривых Энгеля 15
3.3.2. Кривая цена-потребление и построение кривой спроса 19
3.3.3. Эффект замены и эффект дохода 21
(а - некачественным является благо X, б - благо Y).
Отрицательный наклон линии «доход-потребление» свидетельствует о том, что с ростом дохода индивидуума его спрос возрастает лишь на одно благо, тогда как на другое падает.
От кривой «доход-потребление» можно легко перейти к индивидуальной кривой Энгеля.
При построении кривой Энгеля для блага X необходимо на оси абсцисс отложить изменяющийся доход индивидуума (М), а на оси ординат - оптимальные объемы потребления данного блага, выявленные в процессе нахождения кривой «доход-потребление».
Кривая Энгеля может иметь как положительный, так и отрицательный наклон. Положительный - когда благо качественное и отрицательный - когда благо некачественное (рисунок 17).
а) АА - для качественного блага; б) A1A1 - для некачественного блага
Задача 5. Дана функция полезности индивида , где - объемы потребляемых благ.
Изменение цены на один из товаров при
фиксированном
доходе ведет к изменению угла наклона
бюджетной линии (по
ворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен
на товары. Если цена на товар X
последовательно снижается (повышается),
то каждому значению цены этого товара
соответствует своя бюджетная линия. Каждая
бюджетная линия касается какой-нибудь
кривой безразличия. Все точки касания
представляют собой линию «цена - потребление»,
которая обозначается английскими буквами
ЕЕ.
На рисунке 18.а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара X с Р1 до Р2. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение АВ1 и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю.
Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх, то получим кривую «цена-потребление» (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров X и Y, которые возникают при изменении цены товара X.
С помощью кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя.
На рисунке 18.б представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X.
Свойства кривой ЕЕ:
Задача 6. Используя карту безразличия индивида, потребляющего блага А и Б, и график, представляющий его бюджет, постройте график функции спроса по цене на благо В и покажите, что происходит со спросом на благо А по мере изменения цены блага В.
Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась. Это приведет:
1) к росту покупательной
2) к увеличению потребления
В микроэкономической теории существуют два подхода для выделения эффекта дохода и эффекта замены: в соответствии с теорией Дж. Хикса и Е. Е. Слуцкого. Существование этих подходов объясняется спецификой интерпретации реального дохода этими двумя экономистами.
Рассмотрим модель такого разложения по Дж. Хиксу.
Эффект замены и дохода для качественных товаров
Пусть потребитель покупает два товара, X и Y, доход потребителя составляет М единиц, цены товаров РX и РY. Соответствующая этим условиям бюджетная линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия I0, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рисунок 19).
Джон Хикс (1904-1989) - британский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1972 г.) По словам коллег, Хикс относится к тому поколению экономистов, которые могли высказать свое мнение практически по всем вопросам теории. Д.Хикс стал известен благодаря своим работам по микроэкономике, особенно по теории стоимости. |
Рисунок 19 Эффект замены в эффект дохода.
Пусть теперь цена товара X снизилась с РX до РХ1. В этом случае, новая бюджетная линия пересекает ось y в той же точке А (цена товара Y не изменилась), а ось x - в точке В1, лежащей правее точки В на оси х (цена товара X снизилась). Новая бюджетная линия AB1 имеет точку касания Е1 с кривой безразличия I1. Это и есть новый оптимум потребителя.
Таким образом, при первоначальной цене потребитель покупает Х0 единиц товара X, при новой цене - Х1 единиц товара X, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объема спроса на Х1 - Х0 единиц товара X.
Попробуем теперь разложить этот общий эффект на эффект замены и эффект дохода. Для того чтобы определить величину эффекта замены, нам необходимо выявить, как изменился бы объем спроса потребителя на товар X исключительно вследствие изменения относительной цены товара X, если бы реальный доход потребителя остался бы при этом неизменным. По предположению Дж. Хикса, реальный доход потребителя остается неизменным, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия, т.е. уровень удовлетворения потребителя не изменяется.
Вспомним теперь, что соотношение цен товаров характеризуется углом наклона бюджетной линии и при этом параллельные бюджетные линии характеризуют одинаковое соотношение цен товаров.
Проведем воображаемую бюджетную линию параллельную новой бюджетной линии AB1 и касательную к кривой безразличия I0. Эта бюджетная линия отражает, очевидно, новое соотношение цен то варов X и Y, и в то же время точка касания этой линии с кривой безразличия I0 - точка воображаемого потребительского оптимума - характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении потребителя от точки Е0 к точке уровень реального дохода потребителя остается неизменным Изменение объема спроса потребителя на товар X при переходе от точки Е0 к точке вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y, и, следовательно, - увеличение объема спроса на товар X - при этом переходе как раз и представляет собой эффект замены.
Рассмотрим теперь переход от точки вспомогательного оптимума к точке нового оптимума Е1. Оба эта оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, и, следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно вследствие увеличения реального дохода. Тогда очевидно что увеличение объема спроса - не что иное, как эффект дохода.
Итак, на рисунке 19:
Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на данный товар. Это следует из уже известных нам свойств кривых безразличия и условий потребительского оптимума. Предельная норма замещения в точке потребительского оптимума равна отношению цен товаров, и снижение цены товара X приводит к тому, что норма замещения в точке должна быть меньше, чем в точке Е0. В свою очередь выпуклость кривой безразличия гарантирует, что при движении вдоль нее предельная норма замещения монотонно убывает с ростом объема товара X. Именно поэтому точка располагается правее точки Е0.
Направление эффекта дохода, однако, как нам также известно, не столь однозначно. На рисунке 19 мы рассматривали товар X как нормальный, т. е. товар, объем потребления которого возрастает с увеличением дохода. Рассмотрим эффект дохода для некачественных (низших) благ.
Эффекты замены и дохода для некачественных товаров
Предположим, что товар Х - низшее благо. Пусть цена на этот товар снизилась, а цены прочих товаров и доход потребителя остались неизменными. Разложение общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода для этого случая представлено на рисунке 20.
На рисунке 20 относительное удешевление товара X приводит к росту объема спроса на единиц товара (эффект замены), а повышение реального дохода, вызванное снижением цены товара X, к снижению объема спроса потребителя на низшее благо X на единиц (эффект дохода). Однако эффект замены все же перевешивает противоположный ему по направлению эффект дохода и поэтому общий эффект снижения цены выражается, как и в случае нормального товара, в увеличении объема спроса на единиц. Иными словами, несмотря на противоположное влияние эффекта дохода, объем спроса увеличивается при изменении цены, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон и закон спроса сохраняет свою силу.
Коль скоро, однако, эффект замены и эффект дохода могут быть противоположными по знаку, то может возникнуть (по крайней мере теоретически) такая ситуация, когда эффект дохода перевешивает эффект замены, а, следовательно, объем спроса на товар падает при снижении цены товара и закон спроса не выполняется. Теоретическая возможность такой ситуации показана на рисунке 21.
|
Е. Е.Слуцкий (7 апреля 1880 - 10 марта 1948) - выдающийся советский математик, статистик и экономист. Однако в России он был мало известен как экономист. По-настоящему Е. Е. Слуцкий вернулся к нам только с развертыванием преподавания микроэкономики. |
Рисунок 21. Эффект замены и эффект дохода
товара Гиффена.
Здесь эффект дохода (снижение объема спроса на единиц) превосходит по величине эффект замены (увеличение объема спроса на единиц) и общий эффект снижения цены выражается в снижении объема спроса на единиц товара X.
В этом случае товар X, для которого закон спроса не выполняется, называется товаром Гиффена.
Анализ разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода, позволяет сделать следующие выводы:
Задача 7. (повышенной сложности) Раскройте сущность подхода Слуцкого к решению проблемы выделения эффекта дохода и эффекта замены. Сравните подходы Слуцкого и Хикса и сделайте выводы.