Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:26, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выявление резервов снижения себестоимости продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить теоретические аспекты управления себестоимостью;
- выявить «узкие места» в формировании себестоимости продукции организации;
- показать роль снижения себестоимости продукции в увеличении прибыли организации;
Введение
5
1. Теоретические аспекты управления себестоимостью
7
1.1 Понятие и типы себестоимости
7
1.2 Структура себестоимости
9
1.3 Концепция управления себестоимостью на предприятии
19
1.4 Методы управления себестоимостью продукции
24
2. Оценка управления себестоимостью продукции организации
37
2.1 Краткая характеристика организации
37
2.2 Организация планирования, учета себестоимости продукции предприятия
38
2.3 Анализ общей суммы затрат
43
2.4 Анализ затрат на рубль промышленной продукции
45
2.5 Анализ себестоимости единицы продукции
48
3. Основные направления снижения себестоимости продукции ООО «Ресурс»
54
3.1 Функциональная связь между издержками и объемом производства продукции
54
3.2 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
56
3.3 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
62
3.4 Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации
65
3.5 Резервы для снижения затрат на предприятии
66
4. Аудит безопасности
81
4.1 Расчет упущенной выгоды в связи с несчастным случаем на производстве
81
4.2 Пожарная безопасность с точки зрения действия служб при пожаре
87
5. Информационные технологии
91
5.1 Информационная база по управлению производственным предприятием
91
5.2 Характеристика продукта «TCS Производство»
102
Заключение
106
Список литературы
111
Приложения
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.
1.3 Концепция управления себестоимостью на предприятии
Управление себестоимостью
является составляющей частью управления
предприятием в целом. Под управлением
предприятием понимаем систему целенаправленного
воздействия на все стороны его
деятельности в целях повышения
эффективности его работы и получения
максимальной прибыли. В настоящее
время в управленческой литературе
существует тенденция рассматривать
управление как реализацию функций.
Управление рассматривается как
процесс, серия непрерывных
Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение: управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (рисунок 1.2).
Определение целей организации и конкретных задач, обеспечивающих достижение этих целей
Разработка и составление планов по себестоимости и отдельных ее составляющих
Планирование
Разработка структуры
Разработка норм и нормативов потребления различных видов ресурсов, определение куга лиц, осуществляющих эту деятельность и принимающих не себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей
Организация
Стимулирование членов организации к деятельности по снижению и оптимизации себестоимости
Создание внутреннего
Мотивация
Анализ себестоимости, контроль за соблюдением планов, выявление отклонений, разработка мер по предотвращению увеличении фактических затрат по сравнению с плановыми
Установление стандартов, измерение
достигнутых результатов и
Контроль
Рисунок 1.2 - Содержание основных функций управления
Соответственно, процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения [13].
Управление себестоимостью, являясь частью общей системы управления предприятием, реализуется также исходя из этих функций [10].
Основные задачи функций управления себестоимостью приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные задачи функций управления себестоимостью
Функции управления |
Основные задачи |
Планирование |
1.Разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов затрат 2. Определение необходимых
производственных ресурсов и
их распределение в процессе
производства и реализации 3. Составление среднесрочных
и долгосрочных прогнозов |
Учет и калькулирование |
1.Оперативное отражение
затрат на производство и 2. Формирование достоверной
и своевременной информации о
затратах на производство 3. Обеспечение контроля за рациональным использованием производственных ресурсов предприятия |
Анализ |
1. Определение тенденции
изменения себестоимости услуг
за определенный период на
основе сформированной базы 2. Определение влияния факторов на сформировавшийся уровень себестоимости услуг с помощью методов факторного, структурного анализа 3. Выявление, установка
резервов по снижению |
Окончание таблицы 1.1
Контроль и регулирование |
1. Контроль за соблюдением плановых нормативов и показателей расходования ресурсов 2. Сопоставление фактических показателей себестоимости с плановыми 3. Разработка мероприятий
по достижению оптимального |
Очевидно, что указанные функции действуют в тесной взаимозависимости и каждая из них представляется довольно важной. Так, проведение анализа невозможно без исходной информации, источником которой является реализация других функций управления себестоимостью – планирования, учета и калькулирование. В свою очередь, качественный анализ является основой принятия решений в части планирования уровня себестоимости в перспективе.
Для обеспечения успешной деятельности предприятия постоянно должны выполняться все основные функции управления себестоимостью. Все функции «взаимопроникают» друг в друга, одна дополняет другую. Неэффективная работа одной функции сказывается на работе всех остальных функций управления себестоимостью. В результате происходят сбои в работе всего процесса управления себестоимостью, что отражается на снижении эффективности управления всей деятельности предприятия.
Таким образом, управление себестоимостью продукции выступает как одно из важнейших условий стабильного функционирования и развития промышленного предприятия.
Управление себестоимостью должно рассматриваться как важная часть системы управления производством, органически включенная эту систему и взаимодействующая со всеми другими ее элементами.
Организация управления затратами и себестоимостью предполагает выделение определенных принципов, на основе которых координируются действия предприятия в данной сфере и которые определяют характер структурных составляющих данного процесса, а также получаемые результаты. Обобщение и систематизация разработок российских и зарубежных исследователей в области управления затратами позволяет представить данные принципы в следующем виде [26]:
1) применение системного
подхода к управлению
2) использование известных
методов управленческого учета
и контроля (бюджетирование, управленческий
контроль, организация центов
3) оптимизация на предприятии процессов планирования, учета, анализа, контроля, принятия управленческих решений, а также системы оценки затрат предприятия и полученных результатов;
4) повышение заинтересованности
подразделений в снижении
5) управление затратами
по всем стадиям
6) недопущение излишних
затрат (использование методов
7) учет взаимосвязи изменения величины затрат с качеством производимой продукции;
8) совершенствование
9) широкое внедрение эффективных методов снижения затрат.
В процессе управления затратами решается множество задач, основными из которых является определение и регулирование базы цен, оценка эффективности производства и предприятия, обеспечение режима экономии и увеличения прибыли путем учета, анализа и контроля затрат [18].
Однако, что несмотря на значительные достижения в разработке общих и частных вопросов управления затратами в современной экономической науке, в практике работы отечественных предприятий сохраняются определенные трудности внедрения современных методов управления затратами, которые хорошо уже зарекомендовали себя за рубежом. Сложности внедрения таких методов для отечественного менеджмента связаны [31]:
- с особенностями
- определенной дороговизной внедрения и поддержания у себя подобных систем;
- отсутствием в нашей
стране достаточно прозрачных, или,
по крайней мере, относительно
доступных достоверных
- необходимостью обучения и переобучения персонала и т.д.
С другой стороны, отечественная теория и практика управления затратами получает сегодня все более широкое развитие, адаптируя западные разработки к российским условиям, а также корректируя и дополняя свой действующий набор методов управления затратами.
1.4 Методы управления
Проблемы исчисления себестоимости продукции вызывают большой интерес ученых и практиков. Отношение к калькулированию, как к совокупности приемов аналитического учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции, с одной стороны, как к неотъемлемой части производственного учета с другой, – свидетельствует о том, что это понятие охватывает все аспекты подготовки и получения информации опроцессе производства, его затратах и результатах.
В последние15 лет управленческая бухгалтерия, основной задачей которойбыло формирование себестоимости продукции, продвинулось далеко в научноми методическом плане. В начале90-х годов прошлого столетия под управленческим учетом за рубежом понимали, в первую очередь, производственный учет.
Позднее в содержание управленческого учета стали вноситься коррективы, связанные с усилением стратегического аспекта. Тема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции оставалась значимой во все периоды развития управленческого учета, особенно это касалось: проблем распределения и пере-распределения затрат; выбора методов, связанных с распределением выручки от продаж; выбора инструментария, используемого не только в управленческом, но и в бухгалтерском финансовом учете для калькулирования.
В российском управленческом учете в настоящее время используются как традиционные для отечественного учета подходы к формированию затрат и исчислению себестоимостью продукции, так и методы, заимствованные из мировой практики: АВС(АВ-костинг), подход JIT (точно в срок или калькулирование по последней операции).
Вводятся современные инструменты: "анализ цепочки ценностей", "анализ рентабельности покупателей", "система сбалансированных оценочных показателей" и другие.
Управление себестоимостью предопределено стратегией развития предприятия и разработанной на отчетный период (ряд периодов) Программой производства. Ключевые показатели программы производства в сочетании с ключевыми факторами стратегического развития предприятия являются своего рода индикаторами для формирования затрат на производство и калькуляционной стоимостью продукции.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение двух шагов:
1 шаг - определение затрат,
изменяющихся пропорционально
2 шаг - суммирование всех
прочих расходов, осуществленных
за период, и их деление на
конкретные виды продукции (
Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия