Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:26, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выявление резервов снижения себестоимости продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить теоретические аспекты управления себестоимостью;
- выявить «узкие места» в формировании себестоимости продукции организации;
- показать роль снижения себестоимости продукции в увеличении прибыли организации;
Введение
5
1. Теоретические аспекты управления себестоимостью
7
1.1 Понятие и типы себестоимости
7
1.2 Структура себестоимости
9
1.3 Концепция управления себестоимостью на предприятии
19
1.4 Методы управления себестоимостью продукции
24
2. Оценка управления себестоимостью продукции организации
37
2.1 Краткая характеристика организации
37
2.2 Организация планирования, учета себестоимости продукции предприятия
38
2.3 Анализ общей суммы затрат
43
2.4 Анализ затрат на рубль промышленной продукции
45
2.5 Анализ себестоимости единицы продукции
48
3. Основные направления снижения себестоимости продукции ООО «Ресурс»
54
3.1 Функциональная связь между издержками и объемом производства продукции
54
3.2 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
56
3.3 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
62
3.4 Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации
65
3.5 Резервы для снижения затрат на предприятии
66
4. Аудит безопасности
81
4.1 Расчет упущенной выгоды в связи с несчастным случаем на производстве
81
4.2 Пожарная безопасность с точки зрения действия служб при пожаре
87
5. Информационные технологии
91
5.1 Информационная база по управлению производственным предприятием
91
5.2 Характеристика продукта «TCS Производство»
102
Заключение
106
Список литературы
111
Приложения
где Y – сумма затрат на производство продукции;
а - абсолютная сумма постоянных
расходов за анализируемый
b - ставка переменных расходов на единицу продукции.
С целью повышения эффективности работы предприятия предлагается проводить анализ порога безубыточности и порога рентабельности.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графические и аналитические способы.
Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере.
В объеме выпуска продукции на предприятии основной удельный вес занимает изготовление чулочно-носочных изделий.
Производственная мощность рассчитана на 500 тыс. штук. Плановое задание по выпуску текстильной продукции – 300 тыс.штук, цена продажи - 26,65 руб. Если считать, что все, что производится, сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж, т.е. 7995 тыс. руб. Постоянные затраты составляют - 1188 тыс.руб., переменные расходы на единицу продукции 19,20 руб., а на весь выпуск – 5760 тыс.руб. Прибыль от реализации продукции составила бы (7995 – 5760 – 1188 ) =1047 тыс.руб.
На основании этих данных строим график зависимости между плановым объемом реализации, ее себестоимостью и суммой прибыли (Рисунок 3.1)
Рисунок 3.1 - Зависимость между плановым
объемом реализации
Фактический объем производства и реализации текстильной продукции составил 400 тыс. штук. Имеем следующие данные для определения уравнения зависимости объема реализации, себестоимостью и суммой прибыли:
1. Переменные издержки на единицу - 19,26 руб.
2. Исследуемый диапазон деловой активности (релевантный ряд ) -
от 200 тыс. шт. до 500 тыс.шт.
3. Постоянные издержки в этом диапазоне – 1684 тыс.руб
4 Переменные издержки – 19,26 х 400 = 7704 тыс.руб.
5. Общие издержки - 1684 + 7704 = 9388 тыс.руб.
Уравнение связи будет иметь вид Y= 1684 + 19,26 Х
На основании
этих данных строим график
зависимости между фактическим
объемом реализации, ее себестоимостью
и суммой прибыли (Рисунок 3.2)
Рисунок 3.2 - Зависимость между фактическим объемом реализации
продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли
По горизонтали показывается
объем реализации продукции в
натуральном выражении, по вертикали
– себестоимость проданной
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности (точка окупаемости затрат), ниже которой производство будет убыточным.
Определим точку безубыточного
объема продаж в денежном
Т = В* Н/ Дм, ( 3.2 )
где В- выручка от реализации,
Н- постоянные затраты,
Дм – маржинальный доход.
Т = 10660*1684/2956 = 6076,2 тыс. руб.
Если пакеты заказов на изделия больше данного уровня, то будет прибыль.
При плановом пакете заказов прибыль составила бы – 1047 тыс. руб.
При фактическом выпуске продукции прибыль составила 1272 тыс. руб.
Таким образом, при выпуске продукции в размере 400 тыс. штук прибыль увеличилась на 225 тыс. руб.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Для удобства расчета формул используем график и следующие обозначения:
Т – точка безубыточного объема реализации продукции;
Дм – маржинальный доход (общая сумма);
Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц – цена единицы продукции;
Н – постоянные затраты;
Рп – переменные затраты;
В – выручка от реализации;
К – количество проданной продукции;
V – удельные переменные затраты.
Формула для расчета
маржинального дохода имеет
Дм = В - Рп ;
Дм = 7995 - 5760 = 2235 тыс. руб.
Формула для расчета
точки безубыточного объема
Т = В х Н / Дм; Т = 7995 * 1188 / 2235 = 4237,35 тыс. руб.
Для расчета точки
критического объема
Т = Н / Дм;
Т= 1188 / 2235 * 100 % = 53,15 %
Отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода – коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике. Безубыточный объем реализации в натуральном выражении можно рассчитать следующим образом:
Т= К х Н / Дм; ( 3.5 )
Т = 300 * 1188 /2235 = 159 тыс.шт.
Если необходимо определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
К = ( Н
+ П ) / ( Р – V )
При многономенклатурном
производстве этот показатель
определяется в стоимостном
В = (Н
+ П ) / Ду ;
Ду = Дм / В
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется формула:
ЗБ = (В – Т)
/В ;
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = (В – Т) / В; ЗБ = (300 - 159) / 300 = 0,47 или 47 %.
3.3 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
Приведенный график и аналитические
расчеты показывают, что безубыточный
объем продаж и зона безопасности
зависят от суммы постоянных и
переменных затрат, от уровня цен на
продукцию. При повышении цен
нужно меньше реализовать продукции,
чтобы получить необходимую сумму
выручки для компенсации
Поэтому каждое предприятие
стремится к сокращению постоянных
издержек. Оптимальным считается
тот план, который позволяет снизить
долю постоянных затрат на единицу
продукции и уменьшить
Фактически произошло увеличение суммы постоянных затрат с 1188 тыс. руб. до 1684 тыс. руб., удельные переменные затраты увеличились с 19,20 руб. до 19,26 руб., объем производства повысился с 300 тыс. шт. до 400 тыс.шт. при неизменной цене.
Новая точка безубыточного объема продаж в натуральном выражении составит:
Т = 400 *1684/2956 = 228 тыс.шт.
Способом цепной подстановки
определим влияние каждого
Таблица 3.1 - Расчет влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж
Фактор |
Расчет |
Значение, тыс.шт. |
1 |
2 |
3 |
То |
1188 / (26,65 – 19,20) |
159 |
Тусл 1 |
1683,7 / (26,65 – 19,20) |
226 |
Продолжение таблицы 3.1
Тусл 2 |
1684 / (26,65 – 19,20) |
226 |
Тф |
1684 / (26,65 – 19,26) |
228 |
В таблице 3.2 проведем анализ изменения безубыточного объема продаж.
Таблица 3.2 - Анализ изменения точки безубыточности выпуска текстильной продукции
Фактор |
Расчет |
Значение |
1 |
2 |
3 |
Изменение суммы постоянных затрат |
226 - 159 |
+67 |
Цены реализации продукции |
226 – 226 |
0 |
Удельных переменных затрат |
228 - 226 |
+ 2 |
Итог влияния факторов |
228 – 159 |
+ 69 |
В результате выявили, что
произошло изменение точки
Зона безопасности при этом уменьшится и составит :
ЗБ = (400 – 228) / 400 = 0,43 или 43 % (таблица 3.3)
Таблица 3.3 - Расчет влияния факторов на изменение зоны безопасности
Фактор |
Расчет |
Значение, тыс.шт. |
1 |
2 |
3 |
ЗБпл |
( 300 – 159) / 300 |
47 % |
Збусл1 |
( 400 – 159) / 400 |
60,25 % |
Продолжение таблицы 3.3
Збусл2 |
( 400 – 226) / 400 |
43,5 % |
Збусл3 |
( 400 – 226) / 400 |
43,5 % |
ЗБф |
( 400 – 228) / 400 |
43 % |
Величина ее изменится за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей на фактический, определим изменение зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности.
В таблице 3.4 проведем анализ изменения зоны безопасности.
Таблица 3.4 - Анализ изменения зоны безопасности
Фактор |
Расчет |
Значение |
Объем продаж |
60,25 – 47 |
+13,25 % |
Постоянные затраты |
43,5 – 60,25 |
- 16,75 % |
Цена на продукцию |
43,5 – 43,5 |
0 % |
Удельные переменные затраты |
43-43,5 |
-0,5 % |
Итог влияния факторов |
43– 47 |
-4 % |
Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия