Анализ себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – выявление резервов снижения себестоимости продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить теоретические аспекты управления себестоимостью;
- выявить «узкие места» в формировании себестоимости продукции организации;
- показать роль снижения себестоимости продукции в увеличении прибыли организации;

Содержание работы

Введение
5
1. Теоретические аспекты управления себестоимостью
7
1.1 Понятие и типы себестоимости
7
1.2 Структура себестоимости
9
1.3 Концепция управления себестоимостью на предприятии
19
1.4 Методы управления себестоимостью продукции
24
2. Оценка управления себестоимостью продукции организации
37
2.1 Краткая характеристика организации
37
2.2 Организация планирования, учета себестоимости продукции предприятия

38
2.3 Анализ общей суммы затрат
43
2.4 Анализ затрат на рубль промышленной продукции
45
2.5 Анализ себестоимости единицы продукции
48
3. Основные направления снижения себестоимости продукции ООО «Ресурс»

54
3.1 Функциональная связь между издержками и объемом производства продукции

54
3.2 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

56
3.3 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия

62
3.4 Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации

65
3.5 Резервы для снижения затрат на предприятии
66
4. Аудит безопасности
81
4.1 Расчет упущенной выгоды в связи с несчастным случаем на производстве

81
4.2 Пожарная безопасность с точки зрения действия служб при пожаре

87
5. Информационные технологии
91
5.1 Информационная база по управлению производственным предприятием

91
5.2 Характеристика продукта «TCS Производство»
102
Заключение
106
Список литературы
111
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ себестоимости продукции.docx

— 324.40 Кб (Скачать файл)

      Произошло изменение и в структуре затрат. Произошло увеличение общепроизводственных затрат на 1,1 %, а общехозяйственные затраты снизились на 0,3 %. Прямые затраты в целом снижены на 0,8 %.

      Полная себестоимость единицы продукции увеличилась на 0,31 руб., что привело к снижению прибыли  в общем объеме производства продукции, т.к. цена на данную деталь остается неизменной (заключен договор поставки).                                                                                                                         

      Объектом глубокого управленческого анализа на промышленном  предприятии является изменение материальных затрат за счет уровня  затрат на отдельные изделия. 

      Сумма материальных затрат на  выпуск отдельных изделий зависит от следующих факторов:

      МЗi = VВПi * УРi * Цi ,                                         (   2.2   )

      где   МЗi – материальные затраты на единицу продукции,

              VВПi – объем производства данного изделия,

              УPi – удельный вес расхода материалов на единицу,

               Цi -   цена на сырье и материалы.

      Произведем расчет затрат материалов на выпуск поршня путем цепной подстановки (Приложение З).

Анализ влияния факторов на сумму прямых материальных затрат приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ влияния факторов на сумму  прямых материальных  затрат на выпуск текстильной продукции

            Фактор 

             Расчет

     Значение,      

      тыс. руб. 

Изменение объема производства продукции

3904,51 – 2928,38

+976,13

Изменение удельного расхода  материалов

3977,98 – 3904,51

+73,44

Изменение цен на сырье  и материалы

3941,6 – 3977,98

- 36,38

Итог влияния факторов

3941,6 – 2928,38

+1013,22


 

В результате выявлено, что  использование материальных ресурсов выше плановых на 1013,22 тыс. руб., в т.ч. за счет увеличения объема производства  на 976,13 тыс. руб., увеличения удельного расхода материалов на 73,44 тыс. руб., снижения цен на сырье и материалы на 36,38 тыс. руб.

Расход сырья и материалов зависит от их качества, замены одного вида материала другим, изменения  рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья. Сначала  нужно узнать изменение удельного  расхода материалов за счет того или  иного фактора, а затем умножить на плановые цены и фактический объем  производства i-го вида продукции в результате получим прирост суммы материальных затрат на производство этого вида изделия за счет соответствующего фактора:

     ΔМЗхi = ΔУРхi * Цiпл * VВПiф,                               ( 2.3 )

     где ΔМЗхi – сумма изменения материальных затрат,

            ΔУРхi -  изменение удельного расхода материалов на единицу,

            Цiпл – цена на материалы,

            VВПiф -   фактический объем производства продукции .           

     ΔМЗхi = (0,758-0,744) * 13,12 * 400 = 73,44 тыс. руб.

Уровень средней цены материала  зависит от рынков сырья, инфляционных факторов, внутригрупповой структуры  материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья и т.д.   Чтобы узнать, как за счет каждого из них изменилась общая сумма материальных затрат, необходимо изменение средней цены I-го фактора умножить на фактическое количество использованных материалов

соответствующего вида:       

     ΔМЗхi = ΔЦхi * УРiф * VВПiф ,                                     (  2.4   )

     где     ΔЦхi  -  изменение цены   на материалы,      

                УРiф – удельный расход материалов на единицу,

                VВПiф – фактический объем производства продукции.

     ΔМЗхi = (13,0-13,12 ) * 0,758 * 400 = - 36,38 тыс. руб.

В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость. Чтобы установить, как изменились в связи с этим материальные затраты  на единицу продукции, нужно разность между нормой расхода заменяющего  материала (УР1) и нормой заменяемого материала (УР0) умножить на цену заменяемого материала (Ц0), а разность между ценой заменяющего материала (Ц1) и ценой заменяемого материала (Ц0) – на норму расхода заменяющего материала (УР1), затем полученные результаты суммировать:

ΔУМЗ = (УР1 - УР0) * Ц0 ;                                 (   2.5  )

∆УМЗ = (0,758-0,744)* 13,12 = 0,19 руб.                                         

ΔУМЗ = (Ц1-Ц0) * УР1                                        ( 2.6   )

∆УМЗ = (13,0-13,12)* 0,758 = 0,09 руб.

В обобщенном виде расчет влияния  факторов на изменение суммы материальных затрат на производство единицы продукции приведен в таблицах 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2- Материальные затраты на единицу текстильной продукции

Показатель

План

Факт

Отклоне-ние от плана, руб.

кг

Цена,

руб.

Сумма,

руб.

кг

Цена, руб.

Сумма, руб.

Полотно

шерстяное

 

0,744

 

13,12

 

9,76

 

-

 

-

 

-

 

-9,76

Возвратные отходы

0,024

0,83

0,02

0,036

0,83

0,03

+0,01

Полотно

синтетическое

 

-

 

-

 

-

 

0,758

 

13,0

 

9,88

 

+9,88

Итого

 

-

 

-

9,74

 

-

 

-

9,85

+0,11


                                                                                                                                                                                                                  

 
    Таблица  2.3 - Расчет влияния факторов на изменение суммы       материальных затрат на выпуск текстильной продукции

Фактор 

Расчет влияния

Размер влияния, руб.

Замена 

полотна

Изменение удельного расхода

материала

(0,758 – 0,744) * 13,12

+0,19

Изменение цены

(13,0 – 13,12) * 0,758

- 0,09

Увеличение  возвратных отходов

(0,036 – 0,024) * 0,83

+0,01

Итого

9,85 – 9,74

+0,11


По данным расчетам видно, что произошло увеличение материальных затрат на 0,11 руб. за счет увеличения нормы расхода на 0,19 руб., что повлияло на увеличение возвратных отходов на 0,01 руб. Изменение цены дало снижение затрат на 0,09 руб. на единицу  продукции. Аналогичные расчеты  делаются по каждому виду продукции  на основе плановых и отчетных калькуляций  с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию. Если на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то нужно определить, насколько выгодна  для предприятия кооперация. Для  этого сравнивают цену приобретения и себестоимость изготовления изделия  на предприятии. Если цена приобретения ниже себестоимости изготовления, то выгоднее покупать изделие или полуфабрикат. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления снижения себестоимости продукции ООО «Ресурс»

 

3.1 Функциональная связь между издержками и объемом производства продукции

 

Для успешного развития экономики  любого предприятия необходимо изучать  соотношение объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью.

Это соотношение анализируется  для исследования комплекса причинно- следственных взаимосвязей важнейших показателей конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.

Изучение соотношения  осуществляется в определенном значимом диапазоне деловой активности, т.е. реально присущем предприятию минимальном  и максимальном объеме производства (релевантный ряд), в пределах которого будет изучаться его соотношение  с издержками и прибылью.

      Теоретически, абсолютно максимальной границей деловой активности служит проектная мощность, обеспеченная  соответствующей технологией, сырьем, материалами, оборудованием,  энергией, трудовыми ресурсами.           Реально максимальная величина объема ниже проектной в силу ряда обстоятельств (заключение договора с потребителями, обеспечение сырьем).

      Для предприятия характерны свои границы деловой активности, внутри которых выдерживается определенное соответствие между объемом продукции, издержками производства и прибылью.

      В качестве показателей деловой активности используются: натуральные – производство продукции в штуках, трудовые – технологическая трудоемкость производства изделий, стоимостные  - объем реализации в отпускных ценах, относительные – коэффициент (процент) использования производственной мощности.

      Поскольку экономические показатели взаимосвязаны, проведение анализа  требует наличия предпосылок:

  • издержки обоснованно разделены на постоянные и переменные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально уровню деловой активности (объему производства, реализованной продукции);
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного ряда;
  • цена реализации единицы продукции не изменяется;
  • структура реализованной продукции не изменяется;
  • стоимость элементов, формирующих издержки, не меняется;
  • объем является единственным фактором, влияющим на издержки;
  • общий уровень цен существенно не изменится в рассмотренном периоде;
  • запасы готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода существенно не изменяются.

      Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на постоянные и переменные.

      Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукцию (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, энергии и др.) Переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть  связана с производственной мощностью  предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого  и обслуживающего персонала на повременной  оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.)

В отличие от переменных, постоянные затраты при спаде  производства и уменьшении выручки  от реализации продукции не так легко  снизить. И в эти периоды предприятие  должно в тех же размерах начислять  амортизацию (если не произошла продажа  оборудования), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить  заработную плату.

      Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости и уменьшению суммы прибыли.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия