Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:47, курсовая работа
Цель работы заключается в выработке практических рекомендаций по совершенствованию учетной политики "ООО ФИРСТ" на основе проведения аудита учетной политики данной организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– ознакомиться с основными нормативными документами;
– рассмотреть понятие и содержание учетной политики;
– изучить организационные, технические и методологические аспекты учетной политики;
– провести аудит учетной политики ООО "ФИРСТ".
Введение 10
Глава 1 Теоретические основы разработки учетной политики организации
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета 12
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации 31
1.3 Сравнительная характеристика российской учетной политики и МСФО (структура, содержание) 37
Глава 2 Особенности разработки учетной политики в ООО "ФИРСТ"
2.1 Краткая характеристика организации 49
2.2 Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета 64
2.3 Особенности учетной политики организации для целей налогообложения 74
2.4 Компьютеризация учетных процессов в организации 80
Глава 3 Аудит учетной политики ООО "ФИРСТ"
3.1 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации 83
3.2 Выполнение аудиторских процедур организации 88
3.3 Рекомендации по совершенствованию учетной политики 96
Заключение 97
Библиографический список 101
Проведение аудиторской проверки это комплекс процедур и анализов всех статей бухгалтерского учета, а так же налогового учета.
Завершающим этапом проведения аудиторской проверки, является формирование письменной информации и аудиторского заключения.
Таким образом, для аудита учетной политики можно использовать программу IT Audit: Аудитор Профессионал версия 4.1.0.2, однако, данная программа уменьшает трудоемкость аудитора, но не проводит сам аудит учетной политики. Данную программу лучше использовать для проведения комплексной проверки аудита бухгалтерской отчетности, так как при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности используемая программа позволяет создавать рабочие документы, проводить аудиторские процедуры. Вследствие чего сокращаются сроки проведения аудита отчетности, и повышается качество проводимого аудита. Однако, использование компьютерных программ для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не отменяет проведение документального просмотра документов аудируемого лица. Только на комплексной проверки при использовании программных продуктов и документов аудируемого лица можно провести аудиторскую проверку.
1. Аудит – один из
видов негосударственного
2. Определенные процедуры
(их совокупность), которые разрабатываются
и применяются аудитором, представляют
собой методику проведения
Основные подходы к разработке методик аудита:
1. Бухгалтерский подход (на
основе проверки оборотов и
сальдо по счетам
2. Юридический подход
– (проверка контрактов с
3. Специальный подход (методика аудита в зависимости от вида деятельности, отраслевой принадлежности, например, аудит банков, операций и др.).
Одним из элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Виды и порядок определения аудиторского риска отражены как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 "Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".
Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать невыявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет. Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Для определения аудиторского риска необходимо найти произведение неотъемлемого риска, риска средств контроля, а также риска необнаружения.
При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору определить какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, возможность использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Между существенностью и аудиторским риском имеется обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается (таблица 3.1). Аудитор компенсирует это путем снижения предварительно оцененного уровня риска средств контроля там, где это возможно, тем самым поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля. Аудитор может снизить риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.
Таблица 3.1. Взаимосвязь существенности, объема аудиторских процедур и аудиторского риска
Параметр |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Уровень существенности |
1-2 % |
10-15 % |
Объем требуемых аудиторских процедур |
больше |
меньше |
Риск необнаружения |
низкий |
высокий |
Аудиторский риск |
низкий |
высокий |
более строгий уровень существенности |
менее строгий уровень существенности |
Оценка аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита.
Для определения неотъемлемого риска были проведены логическая, формальная и арифметическая проверки правильности и полноты заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "ФИРСТ". Результаты логической проверки правильности и полноты заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Логическая проверка правильности и полноты заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "ФИРСТ" за 2012 год
Наименование показателей |
Бух. баланс |
Др. форма |
Отклонение |
Уставный капитал – Начало года н.г. – Конец года к.г. |
10000 10000 |
10000 10000 |
– – |
Добавочный капитал – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
Резервный капитал – н.г. – к.г. |
- - |
- - |
– – |
Резервы, образованные в соответствии с законодательством – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами – н.г. – к.г. |
- - |
- - |
– – |
Резервы предстоящих расходов – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
Денежные средства – н.г. – к.г. |
411000 1406000 |
411000 1406000 |
– – |
Нематериальные активы – н.г. – к.г. |
- - |
- - |
– – |
Основные средства – н.г. – к.г. |
1111000 685000 |
1111000 685000 |
– – |
Доходные вложения в материальные ценности – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
Краткосрочная дебиторская задолженность – н.г. – к.г. |
4939000 4747000 |
4939000 4747000 |
– – |
Краткосрочная дебиторская задолженность: покупатели и заказчики – н.г. – к.г. |
4241000 4268000 |
4241000 4268000 |
– – |
Долгосрочная дебиторская задолженность – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
Краткосрочная кредиторская задолженность – н.г. – к.г. |
6850000 5835000 |
6850000 5835000 |
– – |
Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики – н.г. – к.г. |
3540000 3984000 |
3540000 3984000 |
– – |
Кредиторская задолженность: перед персоналом организации – н.г. – к.г. |
- - |
- - |
– – |
Кредиторская задолженность: по социальному страхованию и обеспечению – н.г. – к.г. |
86000 41000 |
86000 41000 |
– – |
Кредиторская задолженность: задолженность по налогам и сборам) – н.г. – к.г. |
529000 341000 |
529000 341000 |
– – |
Кредиторская задолженность (прочие кредиторы) – н.г. – к.г. |
- - |
- - |
– – |
Долгосрочная кредиторская задолженность – н.г. – к.г. |
– – |
– – |
– – |
При проверке правильности заполнении форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и бухгалтерских регистров) ООО "ФИРСТ" расхождений выявлено не было.
В результате арифметической проверки нарушений или расхождений по формам бухгалтерской (финансовой) отчетности выявлено не было.
Основываясь на логической, формальной и арифметической проверке правильности и полноты заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "ФИРСТ" можно оценить неотъемлемый аудиторский риск как средний.
Зависимость между компонентами аудиторского риска представлена ниже (таблица 3.3)
Таблица 3.3. Зависимость между компонентами аудиторского риска.
Таблица 3.3
Аудиторская оценка риска необнаружения |
Аудиторская оценка риска средств контроля | |||
Высокая |
Средняя |
Низкая | ||
Аудиторская оценка неотъемлемого риска |
Высокая |
Самая низкая |
Более низкая |
Средняя |
Средняя |
Более низкая |
Средняя |
Более высокая | |
Низкая |
Средняя |
Более высокая |
Самая высокая |
В соответствии с Приложением "Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска" к правилу (стандарту) аудиторской деятельности №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", и на основе сделанных выводах об уровне неотъемлемого риска и уровне риска средств контроля риск необнаружения признается средним.
Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
Также должны учитываться следующие допущения:
– непрерывность деятельности организации;
– имущественная обособленность организации;
– последовательность применения учетной политики;
– временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
– наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
– соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
– последовательность применения учетной политики;
– наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
– полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
– соблюдение учетной политики.
Работы при проведении аудита учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:
1. Приказ (распоряжение и
т. п.) об учетной политике
2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3. Перечень утвержденных
форм первичных документов и
форм документов для
4. Правила документооборота
и технологии обработки
5. Утвержденные методики
учета отдельных показателей
и другие приложения к приказу
об учетной политике
6. Пояснительная записка, которая раскрывает:
– сведения, относящиеся к учетной политике организации;
– избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
– изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
– дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/2008 порядок принятия учетной политики:
– издание приказа (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/2008). Следует помнить, что вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);