Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:24, дипломная работа
Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента;
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.
Введение
Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решением, принимаемым сегодня.
П.Дракер
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [5].
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления [5].
Объект исследования – магазин «Арбат». Предмет исследования – финансовое состояние, доходы и расходы магазина «Арбат».
Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы
и принципы стратегического
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.
Методологической основой исследования явились: законы РФ, руководящие документы по развитию отрасли, нормативные акты и документы, монографии и труды российских и зарубежных экономистов, публикации в периодической печати по рассматриваемой проблеме.
При написании данной дипломной работы была использована нормативно-правовая база РФ, регулирующая деятельность субъектов малого бизнеса, финансовая отчетность ИП Лазуткина Н.Н магазина «Арбат» за 2007-2009 год.
Теоретической базой исследования послужили: учебные пособия, труды таких российских экономистов как Балабанов И.Т., Баканов М.И., Иванов Г.П., Ковалев В.В., Мелкумов Я.С., Негашев Е.В., Уткин Э.А., Чепурин М.Н., Шеремет А.Д. и др., а также зарубежных исследователей и аналитиков: Ансофф И., Брю С.Л., Ван Хорн Дж.К., Макконнелл К.Р.
Торговля играет очень важную роль в экономике практически любой страны. Россия – не исключение. По итогам 2009 г. на долю торговли в структуре формирования ВВП приходится 23 % против 5 % в дореформенный период. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, на которых работает порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3 %. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников [12].
Динамика оборота розничной торговли в России в 2000-2005 гг.
Рисунок 1.1 - Динамика оборота розничной торговли в России в
2004-2009 гг.
Таблица 1.1- Число хозяйствующих субъектов розничной торговли на 1 января 2009 г.
2008 г. |
2009 г. | |||
всего |
крупные и средние организации |
всего |
крупные и средние организации | |
розничная торговля в неспециализированных магазинах |
79,6 |
9,4 |
76,9 |
8,9 |
розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах |
25,5 |
2 |
26,4 |
1,8 |
розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами |
19,3 |
5,7 |
18,5 |
5,5 |
прочая розничная торговля в специализированных магазинах |
47,3 |
3,9 |
53,9 |
4,5 |
розничная торговля вне магазинов |
5,3 |
0,4 |
6 |
0,4 |
вещевые, смешанные и продовольственные рынки. тыс. |
6,4 |
0 |
5,8 |
0 |
число торговых мест на рынках. тыс |
969,6 |
0 |
1214,1 |
0 |
индивидуальные |
1463,4 |
0 |
1314,9 |
0 |
По данным Госкомстата, за период с 2004 – 2009 гг. оборот розничной торговли увеличился почти в 3 раза (рисунок 1.1).
Доля неорганизованной торговли в общем объеме розничного товарооборота страны сократилась – если в 2004 г. на долю рынков приходилось 26 %, то в 2009 г. – уже 21 %, а в первом полугодии 2009г. – 19,6 %. При этом доля непродовольственных товаров увеличилась с 53,5 % в 2004 г. до 54,1 % - 2009 году. .
Рисунок 1.2 - Структура розничного товарооборота в РФ за 2004-2009 гг.
В феврале 2007г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45,7 %, непродовольственных товаров - 54,3 % (в феврале 2006г. - 46,3 % и 53,7 % соответственно) [17].
Региональные розничные рынки повторяют столичный, опаздывая приблизительно на 2-3 года. В свою очередь, регионы существенно отличаются друг от друга по уровню развития, емкости рынка и жизни населения.
В последние годы в России начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:
- поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;
- занятия свободной ниши;
- агрессивного проникновения – создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.
Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:
- концентрация аппарата управления сетью в едином центре;
- централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;
- сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;
- внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;
- оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;
- использование метода штрихового кодирования;
- внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.
При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.
Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.
В определенной степени этих недостатков лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.
Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.
Наибольшая экономия технических
и трудовых ресурсов обеспечивается
при использовании так
На практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу [5].
На данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.
Среди национальных операторов:
- иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;
- иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию;
- российские компании, планирующие экспансию во все регионы;
Среди локальных компаний:
- работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России;
- работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы.
Одно из основных различий между отечественными и западными сетевыми структурами – последние обладают огромными финансовыми ресурсами. Крупные зарубежные магазина «Арбат»инвестируют в строительство супермаркетов и гипермаркетов. В торговых сетях зарубежных компаний, функционирующих в столичном регионе, среднедневная выручка с 1 м² торговой площади составляет 29,1 доллара.
Российский розничный рынок даже в Москве остается высокодезинтегрированным. Пока на нем мало компаний национального масштаба. Это делает необходимой растущую консолидацию рынка. Она пойдет двумя основными путями: с помощью укрупнения российских торговых сетей и прихода в Россию крупных международных ритейлеров.
Столица остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50 продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров [10].
По некоторым оценкам, к 2010 г. доля объединенных торговых сетей России достигнет 40 – 60 % общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%. Если в начале 2000 г. в Москве было около 50 сетевых магазинов, то на начало 2005 г. их насчитывалось более 350.
Таблица 1.2 - Рост доли торговых сетей в РФ и Москве в 2005 – 2009 гг., в %
Наименование |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
РФ |
3 |
5 |
8 |
16 |
24 |
Москва |
9 |
20 |
30 |
48 |
62 |
Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами – совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые магазина «Арбат»зарабатывают, прежде всего, за счет оборота[12].
Таблица 1.3 - Оборот ведущих розничных непродовольственных сетей в 2009 г.
Сеть |
Оборот, млн. долл |
Число магазинов |
Эльдорадо |
3400 |
950 |
М.видео |
1328 |
68 |
Техносила |
601 |
65 |
Мир |
465 |
46 |
Арбат Престиж |
455 |
28 |
Ikea |
500 |
5 |
Информация о работе Банкротство предприятий и пути его предотвращения