Банкротство предприятий и пути его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента;
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.

Файлы: 1 файл

Глава 1 - копия.docx

— 369.32 Кб (Скачать файл)

Когда темп роста рынка  замедляется, товары-"звезды" становятся "дойными коровами". Это продукты, или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денежные потоки, основанные на опытной кривой. Такие бизнес-единицы не только окупают себя, но и обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты, от которых зависит будущий рост предприятия. Для того чтобы феномен товаров-"дойных коров" в полной мере использовался в инвестиционной политике предприятия, необходимо компетентное управление продуктами, особенно в сфере маркетинга. Конкуренция в стажирующих отраслях очень жесткая. Поэтому необходимы постоянные усилия, направленные на поддержание доли рынка и поиск новых рыночных ниш.

Товары - "собаки" - это  продукты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в  непривлекательных отраслях (в частности, отрасль может быть непривлекательной из-за высокого уровня конкуренции). Чистые денежные потоки у таких бизнес-единиц нулевые или отрицательные. Если нет особых обстоятельств (например, данный продукт является дополняющим для товара-"дойной коровы" или "звезды"), то от этих бизнес-единиц следует избавляться. Однако иногда корпорации сохраняют в своей номенклатуре такие продукты, если они относятся к "зрелым" отраслям. Емкие рынки "зрелых" отраслей в определенной степени защищены от резких колебаний спроса и крупных нововведений, в корне меняющих предпочтения потребителей, что позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции даже в условиях малой доли рынка (например, рынка бритвенных лезвий).

Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая: "Проблема" - "Звезда" - "Дойная корова" [и если неизбежно] - "Собака"

Реализация такой последовательности зависит от усилий, направленных на достижение сбалансированного портфеля, которое предполагает в том числе  решительный отказ от неперспективных  продуктов. В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2-3 товара - "коровы", 1-2 "звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров - "собак". Типичный несбалансированный портфель имеет, как правило, один товар - "корову", много "собак", несколько "проблем", но не имеет товаров - "звезд", способных занять место "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям. В динамичном корпоративном портфеле могут быть, например, такие траектории:

"траектория новатора". Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от продажи товаров  - "дойных коров", предприятие  выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место "звезды";

"траектория последователя". Средства от продажи товаров  - дойных коров" инвестируются в товар - проблему", на рынке которого доминирует лидер. В данной ситуации фирма выбирает агрессивную стратегию наращивания доли рынка, и товар - "проблема" превращается в "звезду";

"траектория неудачи". Вследствие недостаточного инвестирования  товар-"звезда" утрачивает лидирующие  позиции на рынке и становится  товаром - "проблемой";

Матрица Бостонской консультационной группы представляет корпорацию в виде ряда подразделений, практически не зависимых друг от друга в производственно-сбытовом плане (бизнес-единиц), которые позиционируются на рынке в зависимости от значений двух критериев.

Суть портфельного анализа  заключается в определении того, у каких подразделений изъять ресурсы (изымают у "дойной коровы") и кому их передать (отдают "звезде" или "проблеме"). Следует подчеркнуть, что указанные стратегии обоснованы лишь в той мере, насколько реализуются гипотезы, на которых они базируются.

 

Таблица 1.4 - Рекомендации Бостонской матрицы

Вид стратегической единицы бизнеса

Прибыль

Денежные потоки

Возможные стратегии

 

 

 

 

"Проблема"

Низкая, растущая, нестабильная

Отрицательные

Анализ: сможет ли бизнес подняться  до уровня "звезды"?

 

 

 

 

 

 

 

 

"Звезда"

Высокая, стабильная, растущая

Примерно нулевые

Инвестиции для роста

 

 

 

 

 

 

 

 

"Дойная корова"

Высокая,

стабильная

Положительные, стабильные подразделена

Поддержание прибыльности инвестиций в другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Собака"

Низкая, нестабильная

Примерно нулевые

Ликвидация полразделения/ "сбор урожая"

 

 

 

 


 

 

Следовательно, анализ на основе матрицы БКГ позволяет сделать  следующие выводы:

- определить возможную стратегию бизнес-единиц или товаров;

- оценить их потребности в финансировании и потенциал рентабельности;

 

 

 

  1. Анализ деятельности предприятия

 

    1. Характеристика  предприятия, основной вид деятельности

 

 

Полное наименование предприятия: Индивидуальный предприниматель Лазуткина  Н.Н. магазин «Арбат».

Юридический адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Победы, 4.

Дата основания магазина «Арбат» 2002 год. В этот период магазин располагался в подвальном помещении жилого дома, где производилась торговля товарами народного потребления.

В сентябре 2003 года был открыт новый большой магазин названый одноименно – «Арбат» по Проспекту.

К 2008 году ИП Лазуткина Н.Н. создал сеть отделов «Арбат» в торговых центрах в городе Комсомольске-на-Амуре.

В настоящее время магазин  специализируется на торговле товарами народного потребления. А именно:

1 Джинсы мужские и женские;

2 Сезонная обувь как  мужская, так и женская;

 «Арбат» является одним  из ведущих, хорошо развивающихся  сетей магазинов в городе Комсомольске – на –Амуре.

Конкурентными преимуществами магазина являются:

- реализации качественной продукции;

- высокий уровень организации производства, наличие внутреннего оперативного учета;

- стандартная корпоративная политика, единый корпоративный стиль;

- сбытовая политика, проводимая через ассоциацию оптовых покупателей, которые обеспечивают до 70 % оборота продукции

- собственная торговая марка.

  Несмотря на устойчивое состояние  на рынке, у магазина есть сильные конкуренты. Они хорошо развиваются, их знают и любят потребители.

 

Таблица 2.1 - Основные конкуренты

 

Конкуренты

Описание  продукта

Торговые центры «Карусель»

Обувь, джинсы, другие товары народного  потребления

Магазин «Дом Обуви»

Обувь

Магазин «Орлёнок»

Обувь, джинсы, другие товары народного  потребления


 

Таблица 2.2 - Сильные и слабые стороны продуктов магазина «Арбат» по отношению к конкурентам

 

Сильные стороны

Слабые  стороны

Большой ассортимент товаров, своевременное пополнение новинками, качественный товар.

Высокие цены


 

 

    1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

2.2.1 Оценка и анализ макросреды предприятия

 

 

Рассмотрим анализ макроокружения магазина «Арбат». Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, а также мнения и заключения экспертов.

Внешние факторы влияют на фирму больше, чем соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности. Сюда также относится платежеспособность населения, общая ситуация в стране и т.д.

Качественная характеристика макросреды предприятия требует  подробного описания 5 основных сфер: политической, экономической, технологической, социально-демографической и экологической.

Факторы внешней среды:

1) Рост реально располагаемых денежных доходов населения:

- Реально располагаемые  доходы населения России с  сентября – октябрь 2007 г. увеличились  на 3,5 %;

- Денежные доходы населения  РМЭ за 9 месяцев 2008 года сложились  в сумме 9454,3 млн.р. и увеличились  по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года на 27,7 % в расчете на одного человека в месяц.

Поскольку продукция предприятия  ориентирована на покупателе со среднем  уровнем дохода, с расходами населения  растет и сегмент рынка, следовательно, необходимо увеличить объем производства продукции.

  1. Численность населения:

- По оценки на 1 октября  2009 года постоянное население РФ насчитывало 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилось на 620,1 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения. Число умерших в РМЭ превысило число родившихся в 1,7 раза. На каждую тысячу человек населения края пришлось 9,1 рождения и 15,2 смерти [40].

Уменьшение численности  населения может привести к сокращению объемов продаж предприятия.

Во избежание этого  целесообразно применение стратегии  развития рынка: поиск и выход на новые рынки (рынки крупных городов России).

  1. Образование:

В городе Комсомольске-на-Амуре  работают 3 высших государственных  и 2 негосударственных учебных заведения, где осуществляется подготовка по экономическим специальностям.

Повышение квалификации и  экономической грамотности к  управленческого, так и производственного персонала.

  1. Преступность:

По данным МВД за 2009 год в городе совершено 17,5 тысячи преступлений, в том числе 66,5 % тяжких и особо тяжких. Самым распространенным видом совершенных преступлений являются кражи. Их доля в общем числе зарегистрированных преступлений составила 49,3 %.

Усиление внутреннего  контроля предприятия для предотвращения совершения краж работниками предприятия, а также найма на работу специальных работников, которые будут осуществлять охрану имущества предприятия.

  1. Политическая:

- На территории города  признается многообразие форм  собственности, которые защищаются  законодательством равным образом.  Государственная собственность  на территории города выступает  в виде федеральной собственности, собственности РМЭ, собственности других субъектов Российской Федерации.

В частной собственности  физических и юридических лиц  на территории области может находиться любое имущество – за исключениями, установленными федеральным законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:

- Способствовать развитию  предпринимательства.

- Требование немедленной  выплаты долга министерствам.

- Заморозка счетов предприятия  в случае невыплаты долга.

- Увеличение налоговых  ставок.

- Поддержка государством  собственных предприятий.

- Совместные проекты администрации  города по сотрудничеству в  области производства.

  1. Экономическая:

- Рост цен на электроэнергию  для промышленных предприятий.  Согласно данным Госкомстата  РФ за период с 2005-2009 года рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий составил 220 %.

Повышение цен на выпускаемую  продукцию, усовершенствование технологического процесса, исключения возможности нерационального использования оборудования.

  1. Технологическая:

- Разработка новых технологий  и оборудования.

Разработка отечественными станкостроителями оборудования, не уступающего по техническим параметрам лучшим зарубежным аналогом, позволяющего изготовлять нужную широкую номенклатуру продукции. Появление новых материалов, оборудования, технологии.

Покупка более современного и эффективного оборудования отечественного производства для повышения качества и снижения себестоимости производства продукции. Дополнительные вложения в ноу-хау и обновления мощностей.

Информация о работе Банкротство предприятий и пути его предотвращения