Банкротство предприятий и пути его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента;
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.

Файлы: 1 файл

Глава 1 - копия.docx

— 369.32 Кб (Скачать файл)

Негативные последствия неадаптивного  подхода особенно пагубно сказываются на производстве продовольственных товаров из-за разрушившихся связей с сельским хозяйством, ликвидации сырьевых зон предприятий, потери интеграционных и кооперационных взаимоотношений, диспаритета цен, неэквивалентного обмена продукцией, непродуманной реорганизации предприятий,

экономически необоснованного  импорта продуктов питания, особенно по демпинговым ценам и др.

Важной стороной адаптивной стратегии  является повышение прогностических возможностей промышленного производства во взаимозависимости от качественного роста, продуктивности и экологической безопасности сельского хозяйства.

В практическом плане это означает учет различного рода возмущающих условий (конкуренции, демографической ситуации, конъюктуры рынка, платежеспособного спроса на продовольствие, рисков и др. Прогресс в этой сфере связан с переходом от умозрительных заключений к математическим, т.е. формализованным моделям. Поэтому комплекс мер по адаптации должен включать не только организационные мероприятия, но и формирование новых научных приоритетов.

Известно, что наряду с преимуществами концентрации промышленного производства в нашей стране проявился и  ее главный недостаток-неспособность  быстро адаптироваться к рыночным условиям, конкуренции, особенно к нерегулируемому  импортному ввозу аналогичных продовольственных товаров, а также резкому удорожанию энергетических и других ресурсов, жесткой налоговой политике и т.д.

Изменения, происходящие в среде  бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления. Чем больше проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания руководство предприятий должно было уделять изучению происходящих процессов и разработке адекватных реакций на внешние воздействия.

Центр внимания смещался во внешнюю  среду, целевые установки менеджеров умещались в область обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

Любое коммерческое предприятие имеет  смысл, если оно приносит прибыль. Успешно функционирующие предприятия, как правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия занимают прочное положение на рынке товаров и услуг, их продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом. Они следят за изменениями конъюктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на изменения внешней среды. Производя конкурентоспособную продукцию и получая прибыль, такие предприятия увеличивают собственный капитал и потребности в финансовых ресурсах для своего развития удовлетворяют, главным образом за счет собственных средств.

На современном этапе необходим  тщательный анализ рациональных микро- и макроэкономических взаимосвязей и взаимодействий внутри продовольственного комплекса с целью использования их для адаптации предприятий и обеспечения непрерывности их развития.

Содержание и организацию такой  работы раскрывает стратегия адаптации предприятий.

Под стратегией принято понимать набор  правил и приемов, с помощью которых  достигаются основополагающие цели развития той или иной системы . Средством достижения целей предприятия является стратегия адаптации.

Анализ специальной литературы приводит к выводу, что в настоящее  время отсутствует единый подход к определению понятия "стратегия".

Существует ряд известных определений  категории «стратегия», предложенных известными учеными .

Стратегию рассматривают как определение  основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегию считают эффективной  концепцией бизнеса, дополненной набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

Стратегию представляют как генеральную  программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление достижения

Стратегию характеризуют как обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности

По определению А.П. Градова , стратегия вырабатывает правила и приемы достижения целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.

Научные проблемы стратегического  управления разработаны во многих трудах зарубежных и отечественных ученых. Наиболее широкую известность получили работы Р.Аккофа,И. Ансоффа, П. Друкера, Б. Карлофа, Д. Клиланда, У. Кинга, Г. Минтцберга, Т. Питерса, М. Портера, Г. Стейнера, А. Томпсона, А.Г. Аганбегяна, Г.А. Бурениной, О.С. Виханского, А.П. Градова, У.С. Ефремова, Э.М. Короткова, В. Д. Марковой, А.Н. Петрова, В.А. Винокурова, З.Н. Варламовой и др.

Большинство исследований относятся  к уровню макроэкономики. Работ, исследующих  первичное звено стратегического  управления, значительно меньше. Разработаны  три концептуально различных  подхода к формированию стратегий  развития предприятия:

- на основе базовых конкурентных стратегий (Портер);

- на основе матрицы продукт-рынок (И. Ансофф, Д. Клиланд, У. Кинг);

- на основе цикла развития предприятия (А.П. Градов, Я. Чанг).

Стратегия адаптации пищевой промышленности обладает собственной логикой развития, имеет концептуальные и методологические подходы, обусловленные тесной связью с сельскохозяйственным производством, зависящим от природных условий.

Между тем, любое предприятие уникально с точки зрения технологических и организационных особенностей производства, обусловленных материально-технической базой, кадровым потенциалом и др., которые необходимо учитывать при разработке стратегий адаптации и решений стратегических задач.

Стратегия адаптации с нашей  точки зрения - это умение с максимальной эффективностью определять цели деятельности предприятия и средства их достижения в меняющихся условиях внутренней и внешней среды.

По существу, это антикризисное  управление предприятием, которое охватывает следующие этапы:

- регулирование целей и задач  предприятия;

- стратегический анализ;

- определение стратегических альтернатив;

- выбор стратегии адаптации;

- реализация стратегии;

- контроль и оценка стратегии.

1.4 Маркетинговая среда предприятия

 

 

Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих  за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой  маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения  и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.

Все происходящие в маркетинговой  среде изменения нельзя назвать  ни медленными, ни предсказуемыми. Она  способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары. Так что фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Любое предприятие действует и  достигает успеха не в безвоздушном пространстве, а в определенной окружающей среде.

С точки зрения маркетинга, факторы  окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые).

Таким образом, маркетинговую среду  маркетинга можно разделить на 2 части:

- внешняя среда маркетинга;

- внутренняя среда маркетинга.

Факторы внешней среды подразделяются на:

- микросреду;

- макросреду.

В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное влияние с его стороны, воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и предприятие должно приспособиться к ним.

Успешное существование предприятия  возможно лишь при условии достаточного знания окружающей среды, если не принимать во внимание маловероятное счастливое стечение обстоятельств, когда система уподобляется человеку, лишенному зрения и вынужденному спускаться с крутой горы по извилистой тропинке, но умудрившемуся чудом остаться невредимым.

Внешнюю среду организации, как  правило, разделяют на макросреду и  микросреду. Макросреда касается всей ситуации в бизнес - среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя продуктов питания, и для пятизвездочного отеля) и микросреды.

Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию  со стороны отдельной фирмы.

Анализ внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в  процессе поиска наиболее выгодных и  оптимальных для бизнеса сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.

К макросреде относятся более широкие  социальные факторы, которые влияют на микросреду:

- социальные;

- демографические

- экономические;

- экологические и природно-географические;

- научно-технические;

- политико-правовые;

- культурные.

Рассмотрим эти факторы более  подробно.

Так, демографические факторы определяются демографической средой, которая  является одной из важнейших для  маркетолога, поскольку эта среда  во многом определяет будущий спрос. Демография - это наука, изучающая  народонаселение: численность, плотность, деление на группы по возрасту, полу, расе и другим статистическим признакам. Демографические факторы - это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок.

Экономические факторы - это экономическое  положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны. Специалисты по маркетингу должны быть в курсе главнейших тенденций в изменении доходов населения, т. к. общая покупательная способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений и уровнем цен.

Природно-географические и экологические  факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Технологическая среда - это самая  мощная сила, которая воздействует на все технические возможности  организации. Научно-технические факторы - это темпы и масштабы научно-технических  и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала.

Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы - это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Социальные факторы характеризуются  положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.

Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Они связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.

Микросреда характеризует параметры  и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

- сама организация;

- маркетинговые посредники;

- конкуренты;

- покупатели;

- поставщики;

- широкая общественность.

Непосредственные составляющие внешней  микросреды маркетинга Обычно финансовые организации, СМИ и общественность называют контактными аудиториями.

Покупатели (потребители) - важнейшая  составляющая микросреды маркетинга. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления. Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений и предложения организации мер по корректировке ее деятельности.

Поставщики - это организации и  частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг.

Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение организацией плана маркетинга.

Маркетинговыми посредниками называются организации, которые помогают ей рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. Все они обычно связаны друг с другом.

Информация о работе Банкротство предприятий и пути его предотвращения