Банкротство предприятий и пути его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента;
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.

Файлы: 1 файл

Глава 1 - копия.docx

— 369.32 Кб (Скачать файл)

Ситуация, сложившаяся в  стране и городе в рассмотренных  средах, безусловно, влияет на деятельность предприятия и оказывает воздействие на его конкурентные возможности.

Наибольшее влияние в организации оказывают экономические и политические факторы. Магазина «Арбат» работает в одном из нестабильных районов страны. Сюда относится неразвитость ресурсов, плохие взаимоотношения с центром, отсутствие инвесторов, готовые вкладывать деньги в развитие бизнеса, а также низкий уровень жизни населения, который с каждым годом идёт на убыль. В городе не созданы условия для проживания, в связи с чем большинство специалистов уезжают в другие места.

Анализ внешней среды  позволяет выявить критические  факторы и установить угрозы и возможности.

К угрозам следует отнести  дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение магазина «Арбат» напрямую зависит от экономической ситуации в городе. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в городе является залогом успешного существования фирмы.

 

 

2.2.2 Микросреда предприятия

 

 

Внешняя микросреда представлена силами, имеющим непосредственное отношение  к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. К факторам микросреды предприятия относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники, контактные аудитории, собственники и инвесторы. Важнейшими элементами микросреды магазина «Арбат» являются покупатели, поставщики, посредники и конкуренты.

Покупатели. При работе на рынке магазин должен ориентироваться на однородную группу потребителей (целевой сегмент), в соответствии с потребностями которой формируется ассортимент товаров, предлагается необходимый уровень обслуживания, ценовая и коммуникативная политика [12].

Согласно информации газеты «Наш город» в ходе исследования, проводимого в городе о посещаемости людей непродовольственных торговых точек, было выявлено, что в основном люди пожилого возраста из всех опрошенных посещают городские рынки. А остальные опрошенные заявили, что предпочитают ходить за покупками в магазины. Это говорит о покупательской способности населения города со средним уровнем достатка.

Наблюдения непосредственно  самой организации показывают, что  ее магазины посещают, в основном, люди рабочих профессий. И это не случайно, поскольку магазин «Арбат» расположен в «спальном» районе.

Любое предприятие в своей  деятельности сталкивается с различными конкурентами. Магазин «Арбат», будучи специализированной организацией по продаже непродовольственных товаров, безусловно не исключение.

По оценкам экспертов, в качестве которых выступили  директора магазинов и некоторые руководящие работники магазина «Арбат», наиболее эффективными и успешно функционирующими предприятиями на рынке непродовольственных товаров города Комсомольска-на-Амуре признаны ТД «Карусель», ТД «Бомонд», «Полермо». Причем последние из них были открыты сравнительно недавно и заинтересовали покупателей довольно низкими ценами.

Самую серьезную опасность  для магазина «Арбат» представляет ТД «Орленок» в силу своего географического расположения (непосредственная близость к магазину «Арбат»). «Неуклонно растущие показатели экономической деятельности, прямые поставки и закупки, позволяющие поддерживать приемлемый уровень цен, эксклюзивный дизайн, лучшие продавцы, отобранные в результате тщательного конкурса», – так было охарактеризовано данное предприятие в газете «Моя газета» от 23 января 2010 года. И на наш взгляд данное предприятие хорошо держит свои позиции.

Поставщики – это субъекты маркетинговой среды, в функцию  которых входит обеспечение фирмы  и ее конкурентов необходимыми материальными  ресурсами.

Отношения с поставщиками, как и отношения с покупателями, выстраиваются в течение длительного времени, поэтому конкурентам трудно их воспроизвести [12].

Магазин «Арбат» работает со многими предприятиями-поставщиками. В магазинах широко представлены товары местной из фабрик Италии и Южной Кореи.

Сегодня магазин  «Арбат» наладило связи с крупными производителями России и странами ближнего зарубежья, заключив прямые долгосрочные договоры. Все изменения в деятельности поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность магазина «Арбат». Необходимо внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку высокие отпускные цены могут сократить заказы. В виду этого, недостаточный заказ товаров может нарушить график поставок и график отгрузки продукции. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – организация подорвет свое расположение со стороны клиентуры.

Количественный анализ по поставщикам магазина «Арбат» с основными конкурентами, такими как ТД «Карусель», ТД «Бомонд», магазин «777» приводится ниже по тексту в виде выводов. Выводы сделаны по данным рисунка 2.1. Чтобы провести сравнение, количество поставщиков магазина «Арбат» приняли за 100 %.

Рисунок 2.1- Ранжирование магазинов по поставщикам

 

По данным рисунка видно, что число поставщиков работающих с магазином «777» и ТД «Бомонд», конкурирующих непосредственно с магазином «Арбат», оказалось большим. Это объясняется тем, что кроме продаже такого же ассортимента в этих магазинах, в них имеются большой ассортимент других промышленных товаров. ТД «Орленок» представляет опасность магазину «Арбат» не только расположением, но и ассортиментом продукции, т.к. сотрудничают в основном с одними и теми же поставщиками и уступает их числом магазину «Арбат» только на 3,45 %.

Связи с поставщиками постоянно  контролируются и анализируются, в  случае изменения условий договоров  или невыполнения обязательств, предприятие прекращает работу с «неугодными».

Внешняя среда, в которой  действует фирма, либо открывает  новые возможности, либо грозит фирме опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и адаптироваться к их изменению. К факторам макросреды относятся экономические, законодательные, технологические, климатические, социально-демографические, международного окружения, культурные – едины для всех субъектов маркетинга данной страны, региона, для конкретных товаров и услуг.

Для анализа внутренней среды  организации необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций предприятия. SNW-анализ представлен в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - SNW-анализ

Наименование стратегической позиции

Количественная оценка

Комментарии

Стратегия организации

65

Стратегия является успешной, т. к. показатели работы начинающей фирмы довольно высокие.

Бизнес-стратегии

45

Продукт нейтрально востребован  и достаточно конкурентоспособен.

Оргструктура

9

Организация оргструктуры слабая, т. к. все подчиняются и генеральному и финансовому директору, что  ведет к потере информации и ее неправильной интерпретации.


 

 

 

Продолжение таблицы 2.3

Наименование стратегической позиции

Количественная оценка

Комментарии

Финансы, как общее финансовое положение

30

Слабое финансовое положение, недостаточно денег на рекламу, клиенты вовремя не оплачивают счета – работникам не выплачивают вовремя зарплату. Очень низкий уровень бухгалтерского учета.

Продукт как конкурентоспособность в целом

65

Продукт довольно конкурентоспособен, т. к. всегда пользуется спросом.

Структура затрат

35

Структура затрат достаточно оптимальная, в основном финансирование направлено на рекламу и поиск  клиентов.

Дистрибуция как система  реализации продукции

30

Слабо развита - изменение  условий в соответствии с пожеланиями клиентов, система скидок не в ущерб себе.

Информационная технология

30

Информационная технология слабая, недостаток каналов связи и рекламы.

Инновации как способ к  реализации на рынке продуктов

10

Практически отсутствует, взят опыт работы у других подобных фирм, тарифы и условия работы водителей  – индивидуальные.

Способность к лидерству  в целом

35

Ниже среднего, т. к. предприятие  молодое – имидж не сформирован.

Уровень производства в целом

15

Низкий, плохие условия для  работы.

Уровень маркетинга

50

Средний – конкурентоспособные  цены, система скидок, выгодные условия для клиентов.

Уровень менеджмента

5

Очень слабый – слабая оргструктура, неэффективное распределение работы.

Качество торговой марки

35

Качество ниже среднего, но все же не низкое, следует развивать профессионализм работников.

Качество персонала

70

Высокое, большинство с  высшим образованием и опытом работы.


Продолжение таблицы 2.3

Наименование стратегической позиции

Количественная оценка

Комментарии

Репутация на рынке

10

Молодая компания – имидж  не развит.

Репутация как работодателя

5

Высокая текучесть кадров, низкая зарплата.

Отношения с органами власти

65

Отношения без особой напряженности  – с документами все в порядке.

Отношения с профсоюзами

0

Нет отношений.

Отношения со смежниками

5

Практически не поддерживает отношений.

Инновации как исследования и разработки

40

Проводятся маркетинговые  исследования, разрабатывается более  эффективная система общения  с клиентами.

Послепродажное обслуживание

35

Проведение контроля качества выполняемых услуг – устранение разногласий с клиентами.

Степень вертикальной интегрированности

90

Все сотрудники подчиняются  практически одному директору.

Корпоративная культура

20

Практически отсутствует  – не является приоритетом в развитии компании.

Стратегические альянсы

15

Взаимовыгодное сотрудничество с двумя фирмами, но эффективные  результаты отсутствуют.


 

Вывод: в общем, картина  внутренней среды организации благоприятная, учитывая то, что предприятие существует относительно недолго. У компании существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.

Большинство внутренних позиций  обозначены нейтральной оценкой (от 66 до 34 баллов) в магазине «Арбат», что предполагает возможность внутреннего роста. Теперь построим карту-паутину для качественной оценки стратегических позиций магазина «Арбат» (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Стратегическая карта-паутина оценки позиций магазина «Арбат»

 

Таким образом, с помощью  стратегической карты-паутины можно  наглядно увидеть слабые и сильные позиции магазина «Арбат». Так позиции 15, 18, 23 являются сильными сторонами предприятия, поскольку на карте расположены выше значения 67, т. е. стратегия организации, качество персонала, отношения с органами власти и степень вертикальной интегрированности – сильные позиции магазина «Арбат», значит, на них необходимо делать ставку при разработке стратегии развития организации, а такие позиции как оргстрктура, финансы, информационная технология, инновации как способ реализации и т. д. являются слабыми, следовательно, необходимо уделить особое внимание развитию данных позиций при формировании стратегии развития предприятия.

Теперь перейдем к анализу  взаимодействия внешней и внутренней среды организации (таблица 2.4).

Поскольку магазин «Арбат» существует на рынке совсем недавно, важным условием дальнейшей успешной работы является развитие имиджа компании. Что и было взято в качестве цели для дальнейшего рассмотрения. Критерием достижения цели являются следующие показатели:

- предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным компаниям;

- осведомленность большого круга граждан о существовании и деятельности компании.

 

Таблица 2.4 – Матрица SWOT –анализа для магазина «Арбат»

 

Возможности внешней  среды

1.Расширение фирм, сотрудничающих с компанией – увеличение сотрудников, следовательно, заказов

2.Возникновение новых предприятий – потенциальных партнеров

Угрозы внешней  среды

1.Открытие новых фирм-конкурентов

2.Неплатежеспособность заказчиков

3.Ухудшение экономической  ситуации

Сильные стороны

1.Потребность жителей и предприятий в товарах

2.Низкие цены

3. Быстрая реакция на  изменения во внешней среде

Поле СиВ

Большее количество людей  будет заинтересовано более низкими ценами, чем у конкурентов.

Благодаря низким ценам и  развивающемуся имиджу, фирмы-партнеры и новые фирмы будут охотнее сотрудничать.

Компания будет быстрее  адаптироваться на изменяющемся рынке для более успешного удовлетворения спроса потребителей и развития положительного имиджа компании, тем самым привлекая новых партнеров.

Поле СиУ

Несмотря на открытие новых  фирм-конкурентов, неплатежеспособность клиентов или ухудшение экономической  ситуации в стране, потребность в  перевозках тоже растет, и мы можем  изменить маркетинговую политику, у нас есть преимущество (низкие цены).

Потребность в предоставленных товарах существует, значит, есть возможность находить платежеспособных покупателей или предоставлять услуги и товары заказчикам в рассрочку.

Низкие цены даже неплатежеспособных клиентов могут сделать платежеспособными и сгладить ухудшение экономической ситуации в стране.

Слабые стороны

1.Небольшой опыт работы

2.Недостаточная клиентская  база

3.Слабая организационная структура

Приток в город людей, расширение фирм и появление новых  предприятий будет возможностью получать новый опыт работы и сотрудничества, следовательно, совершенствовать организационную структуру предприятия и расширению клиентской базы

Небольшой опыт работы, недостаточная  клиентская база, слабая организационная структура и открытие новых фирм-конкурентов

неизбежно вызовут отток  части потребителей к конкурентам, неплатежеспособность заказчиков, а также плохая экономическая ситуация в стране вызовут уменьшение прибыли и количества потребителей

Информация о работе Банкротство предприятий и пути его предотвращения