Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:24, дипломная работа
Цель дипломной работы является построение стратегии адаптации магазина «Арбат» к изменяющимся условиям внешней среды. Поставленная нами цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента;
2.Дать краткую характеристику предприятия магазина «Арбат»;
3. Провести анализ деятельности предприятия;
4. Разработать стратегию адаптации предприятия;
5.Сделать выводы по выбранной стратегии адаптации предприятия.
Ситуация, сложившаяся в стране и городе в рассмотренных средах, безусловно, влияет на деятельность предприятия и оказывает воздействие на его конкурентные возможности.
Наибольшее влияние в организации оказывают экономические и политические факторы. Магазина «Арбат» работает в одном из нестабильных районов страны. Сюда относится неразвитость ресурсов, плохие взаимоотношения с центром, отсутствие инвесторов, готовые вкладывать деньги в развитие бизнеса, а также низкий уровень жизни населения, который с каждым годом идёт на убыль. В городе не созданы условия для проживания, в связи с чем большинство специалистов уезжают в другие места.
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности.
К угрозам следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение магазина «Арбат» напрямую зависит от экономической ситуации в городе. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в городе является залогом успешного существования фирмы.
2.2.2 Микросреда предприятия
Внешняя микросреда представлена силами, имеющим непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. К факторам микросреды предприятия относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники, контактные аудитории, собственники и инвесторы. Важнейшими элементами микросреды магазина «Арбат» являются покупатели, поставщики, посредники и конкуренты.
Покупатели. При работе на рынке магазин должен ориентироваться на однородную группу потребителей (целевой сегмент), в соответствии с потребностями которой формируется ассортимент товаров, предлагается необходимый уровень обслуживания, ценовая и коммуникативная политика [12].
Согласно информации газеты «Наш город» в ходе исследования, проводимого в городе о посещаемости людей непродовольственных торговых точек, было выявлено, что в основном люди пожилого возраста из всех опрошенных посещают городские рынки. А остальные опрошенные заявили, что предпочитают ходить за покупками в магазины. Это говорит о покупательской способности населения города со средним уровнем достатка.
Наблюдения непосредственно самой организации показывают, что ее магазины посещают, в основном, люди рабочих профессий. И это не случайно, поскольку магазин «Арбат» расположен в «спальном» районе.
Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с различными конкурентами. Магазин «Арбат», будучи специализированной организацией по продаже непродовольственных товаров, безусловно не исключение.
По оценкам экспертов, в качестве которых выступили директора магазинов и некоторые руководящие работники магазина «Арбат», наиболее эффективными и успешно функционирующими предприятиями на рынке непродовольственных товаров города Комсомольска-на-Амуре признаны ТД «Карусель», ТД «Бомонд», «Полермо». Причем последние из них были открыты сравнительно недавно и заинтересовали покупателей довольно низкими ценами.
Самую серьезную опасность для магазина «Арбат» представляет ТД «Орленок» в силу своего географического расположения (непосредственная близость к магазину «Арбат»). «Неуклонно растущие показатели экономической деятельности, прямые поставки и закупки, позволяющие поддерживать приемлемый уровень цен, эксклюзивный дизайн, лучшие продавцы, отобранные в результате тщательного конкурса», – так было охарактеризовано данное предприятие в газете «Моя газета» от 23 января 2010 года. И на наш взгляд данное предприятие хорошо держит свои позиции.
Поставщики – это субъекты маркетинговой среды, в функцию которых входит обеспечение фирмы и ее конкурентов необходимыми материальными ресурсами.
Отношения с поставщиками,
как и отношения с
Магазин «Арбат» работает со многими предприятиями-поставщиками. В магазинах широко представлены товары местной из фабрик Италии и Южной Кореи.
Сегодня магазин «Арбат» наладило связи с крупными производителями России и странами ближнего зарубежья, заключив прямые долгосрочные договоры. Все изменения в деятельности поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность магазина «Арбат». Необходимо внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку высокие отпускные цены могут сократить заказы. В виду этого, недостаточный заказ товаров может нарушить график поставок и график отгрузки продукции. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – организация подорвет свое расположение со стороны клиентуры.
Количественный анализ по поставщикам магазина «Арбат» с основными конкурентами, такими как ТД «Карусель», ТД «Бомонд», магазин «777» приводится ниже по тексту в виде выводов. Выводы сделаны по данным рисунка 2.1. Чтобы провести сравнение, количество поставщиков магазина «Арбат» приняли за 100 %.
Рисунок 2.1- Ранжирование магазинов по поставщикам
По данным рисунка видно,
что число поставщиков
Связи с поставщиками постоянно контролируются и анализируются, в случае изменения условий договоров или невыполнения обязательств, предприятие прекращает работу с «неугодными».
Внешняя среда, в которой действует фирма, либо открывает новые возможности, либо грозит фирме опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и адаптироваться к их изменению. К факторам макросреды относятся экономические, законодательные, технологические, климатические, социально-демографические, международного окружения, культурные – едины для всех субъектов маркетинга данной страны, региона, для конкретных товаров и услуг.
Для анализа внутренней среды организации необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций предприятия. SNW-анализ представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - SNW-анализ
Наименование стратегической позиции |
Количественная оценка |
Комментарии |
Стратегия организации |
65 |
Стратегия является успешной, т. к. показатели работы начинающей фирмы довольно высокие. |
Бизнес-стратегии |
45 |
Продукт нейтрально востребован и достаточно конкурентоспособен. |
Оргструктура |
9 |
Организация оргструктуры слабая, т. к. все подчиняются и генеральному и финансовому директору, что ведет к потере информации и ее неправильной интерпретации. |
Продолжение таблицы 2.3
Наименование стратегической позиции |
Количественная оценка |
Комментарии |
Финансы, как общее финансовое положение |
30 |
Слабое финансовое положение, недостаточно денег на рекламу, клиенты вовремя не оплачивают счета – работникам не выплачивают вовремя зарплату. Очень низкий уровень бухгалтерского учета. |
Продукт как конкурентоспособность в целом |
65 |
Продукт довольно конкурентоспособен, т. к. всегда пользуется спросом. |
Структура затрат |
35 |
Структура затрат достаточно оптимальная, в основном финансирование направлено на рекламу и поиск клиентов. |
Дистрибуция как система реализации продукции |
30 |
Слабо развита - изменение условий в соответствии с пожеланиями клиентов, система скидок не в ущерб себе. |
Информационная технология |
30 |
Информационная технология слабая, недостаток каналов связи и рекламы. |
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
10 |
Практически отсутствует, взят опыт работы у других подобных фирм, тарифы и условия работы водителей – индивидуальные. |
Способность к лидерству в целом |
35 |
Ниже среднего, т. к. предприятие молодое – имидж не сформирован. |
Уровень производства в целом |
15 |
Низкий, плохие условия для работы. |
Уровень маркетинга |
50 |
Средний – конкурентоспособные цены, система скидок, выгодные условия для клиентов. |
Уровень менеджмента |
5 |
Очень слабый – слабая оргструктура, неэффективное распределение работы. |
Качество торговой марки |
35 |
Качество ниже среднего, но все же не низкое, следует развивать профессионализм работников. |
Качество персонала |
70 |
Высокое, большинство с высшим образованием и опытом работы. |
Продолжение таблицы 2.3
Наименование стратегической позиции |
Количественная оценка |
Комментарии |
Репутация на рынке |
10 |
Молодая компания – имидж не развит. |
Репутация как работодателя |
5 |
Высокая текучесть кадров, низкая зарплата. |
Отношения с органами власти |
65 |
Отношения без особой напряженности – с документами все в порядке. |
Отношения с профсоюзами |
0 |
Нет отношений. |
Отношения со смежниками |
5 |
Практически не поддерживает отношений. |
Инновации как исследования и разработки |
40 |
Проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается более эффективная система общения с клиентами. |
Послепродажное обслуживание |
35 |
Проведение контроля качества выполняемых услуг – устранение разногласий с клиентами. |
Степень вертикальной интегрированности |
90 |
Все сотрудники подчиняются практически одному директору. |
Корпоративная культура |
20 |
Практически отсутствует – не является приоритетом в развитии компании. |
Стратегические альянсы |
15 |
Взаимовыгодное сотрудничество с двумя фирмами, но эффективные результаты отсутствуют. |
Вывод: в общем, картина
внутренней среды организации
Большинство внутренних позиций обозначены нейтральной оценкой (от 66 до 34 баллов) в магазине «Арбат», что предполагает возможность внутреннего роста. Теперь построим карту-паутину для качественной оценки стратегических позиций магазина «Арбат» (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Стратегическая карта-паутина оценки позиций магазина «Арбат»
Таким образом, с помощью стратегической карты-паутины можно наглядно увидеть слабые и сильные позиции магазина «Арбат». Так позиции 15, 18, 23 являются сильными сторонами предприятия, поскольку на карте расположены выше значения 67, т. е. стратегия организации, качество персонала, отношения с органами власти и степень вертикальной интегрированности – сильные позиции магазина «Арбат», значит, на них необходимо делать ставку при разработке стратегии развития организации, а такие позиции как оргстрктура, финансы, информационная технология, инновации как способ реализации и т. д. являются слабыми, следовательно, необходимо уделить особое внимание развитию данных позиций при формировании стратегии развития предприятия.
Теперь перейдем к анализу взаимодействия внешней и внутренней среды организации (таблица 2.4).
Поскольку магазин «Арбат» существует на рынке совсем недавно, важным условием дальнейшей успешной работы является развитие имиджа компании. Что и было взято в качестве цели для дальнейшего рассмотрения. Критерием достижения цели являются следующие показатели:
- предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным компаниям;
- осведомленность большого круга граждан о существовании и деятельности компании.
Таблица 2.4 – Матрица SWOT –анализа для магазина «Арбат»
Возможности внешней среды 1.Расширение фирм, сотрудничающих с компанией – увеличение сотрудников, следовательно, заказов 2.Возникновение новых предприятий – потенциальных партнеров |
Угрозы внешней среды 1.Открытие новых фирм- 2.Неплатежеспособность 3.Ухудшение экономической ситуации | |
Сильные стороны 1.Потребность жителей и предприятий в товарах 2.Низкие цены 3. Быстрая реакция на изменения во внешней среде |
Поле СиВ Большее количество людей будет заинтересовано более низкими ценами, чем у конкурентов. Благодаря низким ценам и развивающемуся имиджу, фирмы-партнеры и новые фирмы будут охотнее сотрудничать. Компания будет быстрее адаптироваться на изменяющемся рынке для более успешного удовлетворения спроса потребителей и развития положительного имиджа компании, тем самым привлекая новых партнеров. |
Поле СиУ Несмотря на открытие новых фирм-конкурентов, неплатежеспособность клиентов или ухудшение экономической ситуации в стране, потребность в перевозках тоже растет, и мы можем изменить маркетинговую политику, у нас есть преимущество (низкие цены). Потребность в предоставленных товарах существует, значит, есть возможность находить платежеспособных покупателей или предоставлять услуги и товары заказчикам в рассрочку. Низкие цены даже неплатежеспособных клиентов могут сделать платежеспособными и сгладить ухудшение экономической ситуации в стране. |
Слабые стороны 1.Небольшой опыт работы 2.Недостаточная клиентская база 3.Слабая организационная структура |
Приток в город людей, расширение фирм и появление новых предприятий будет возможностью получать новый опыт работы и сотрудничества, следовательно, совершенствовать организационную структуру предприятия и расширению клиентской базы |
Небольшой опыт работы, недостаточная клиентская база, слабая организационная структура и открытие новых фирм-конкурентов неизбежно вызовут отток части потребителей к конкурентам, неплатежеспособность заказчиков, а также плохая экономическая ситуация в стране вызовут уменьшение прибыли и количества потребителей |
Информация о работе Банкротство предприятий и пути его предотвращения