Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:48, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11
2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности организации …………….……….…………………………….37
3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………….58
Список использованных источников.……………………………...60
Приложения………………………………………………………………….…62
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11
2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности
организации …………….……….……………………
3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников.……………………………...60
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.
Во-первых, организации в современном периоде, переживаемом в настоящее время республикой, практически лишились свободных финансовых ресурсов для того, чтобы реализовывать конкретные инвестиционные проекты, и поэтому они вынуждены обращаться в различные финансово-кредитные институты, фонды, органы государственного управления, к иностранным инвесторам, рассчитывая на внешнее финансирование.
Во-вторых, постепенно складывается реальная ситуация, когда инвесторы, причем не только иностранные, заинтересованы вкладывать деньги в эффективные проекты долгосрочного развития. Базовым и во многом определяющим этапом привлечения внешних финансовых ресурсов является разработка качественного бизнес-плана инвестиционного проекта, в связи с чем, субъекты хозяйствования, прежде всего, должны владеть методиками бизнес-планирования.
Навыки по разработке бизнес-планов и проведению анализа инвестиционных проектов в условиях реформирования белорусской экономики становятся крайне актуальными в силу следующих причин:
- опытные руководители «старой закалки» в рыночных условиях хозяйствования зачастую не готовы к конкурентной борьбе и не могут просчитать свои будущие шаги в новых постоянно изменяющихся условиях;
- новое поколение предпринимателей еще не имеет опыта (а нередко и знаний) планирования и руководства, поэтому плохо представляет себе весь спектр ожидающих проблем;
- рассчитывая на получение внешнего финансирования, будь то долгосрочный банковский кредит или бюджетное финансирование, необходимо уметь не только грамотно разработать бизнес-план, но и обосновать его, доказать инвестору, что деньги вкладываются в надежное и эффективное мероприятие;
- несмотря на текущий невысокий кредитный рейтинг Беларуси и незначительный приток иностранных инвестиций в республику, ситуация постепенно стабилизируется, и в ближайшие несколько лет можно ожидать активизации инвестиционной активности на территории страны не только иностранных инвесторов, но и национальных финансово-кредитных институтов.
Разработка регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Оперативное планирование способствует уменьшению нерационального использования средств организаций благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Оперативное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом белорусских организаций промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.
На сегодняшний день в большинстве белорусских компаний отсутствуют базовые элементы оперативного планирования, притом, что технология планирование процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики.
Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма планирования стоит перед малыми и средними организациями. Оперативное управленческое планирование требует ведения эффективного управленческого учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях финансового цикла. Понятно, что каждая стадия финансового цикла является одним из факторов образования конечных финансовых результатов (прибыли), и чем больше «ступенек» в кругообороте капитала организации, тем более сложной и развернутой должна быть технология бюджетного процесса.
Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией, планирование экономической деятельности является одним из самых важных показателей конкурентоспособности организаций. Благодаря планированию достигается равновесие между производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), спросом и предложением.
Целью работы является исследование сущности бизнес-планирования и его роли в повышении эффективности деятельности организаций.
Целью работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрена необходимость разработки Бизнес-плана в период перехода к рынку;
- осуществлен Анализ производственно-финансовой деятельности организации (на примере руп «Гомсельмаш»;
- произведено планирование отдельных разделов бизнес-плана.
Объектом исследования является система бизнес-планирования в организациях. Предметом исследования выступают финансовые расчеты в составе бизнес-плана организаций.
Вопросы планирования широко рассмотрены в современной литературе. Вопросы, касающиеся сущности планирования современной организации рассмотрены в трудах таких авторов, как: В. Анташов, В.Я.Горфинкель, А.И. Ильин, А.С. Пелих, О.Г Туровец и др. Что касается вопросов экономического анализа, который является, по сущности, предшествующим этапом прогнозирования и планирования, то данные вопросы рассмотрены в трудах таких авторов, как: В.В. Бурцев, Л.Л. Ермолович, С.Н. Лебедева, Ж. Ришар, Г.В. Савицкая, В.И. Стражев и др. Вопросы, связанные с бизнес-планированием широко рассмотрены в трудах таких авторов, как: М. Гаевская, Т.В. Жукова, М. Пенкин, А.С. Чернобривец и др.
Исходные данные для написания работы были взяты из бухгалтерских балансов и приложений к ним, отчетов по труду (форма 1-Т), отчетов о затратах на производство и реализацию (форма 5-з) за 2006-2008 гг. по хозяйственной деятельности РУП «Гомсельмаш».
При проведении исследования использовались различные методы: дедукция и индукция; логический метод; аналитический метод; метод сравнения; относительные величины; индексный метод; метод экстраполяции; метод цепных подстановок; метод скорректированного показателя; метод процентных чисел и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 28 наименований. Текстовая часть курсовой работы содержит 60 страниц, 18 таблиц, 3 рисунка.
1 необходимость разработки Бизнес-плана
в период перехода к рынку
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки
Планирование деятельности организации заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных целей.
Объектом планирования в организации является ее деятельность, под которой понимается выполнение функций организации: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы организации. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней затрат, направления и сроки использования, режим потребления и т. д.
Спланировать деятельность организации это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.
По мнению О.Г. Туровец «существует два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития организации, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения организации в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов планов, определяющих конкретные действия организации по осуществлению принятых решений» [18, с. 474].
В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения на макроэкономическом уровне.
На уровне организации планирование призвано обеспечить производство и реализацию высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений.
Бизнес-планирование – это определение целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, также детализация всего этого в специальном документе – бизнес-плане.
Бизнес-план – это внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные узкие места, показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.
По мнению Т.В. Жуковой, «бизнес-план является средством анализа планируемого бизнес-проекта на его реалистичность и эффективность. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером организации и целью составления» [5, с. 26].
Рассматривая бизнес-план как программу, набор действий и инструментов, предусматривающих осуществление конкретной идеи в рамках общей стратегии организации, его не следует отождествлять со стратегическим планом. В соответствии с позицией Т.В. Жуковой, можно отметить, что «отличие бизнес-плана от стратегического состоит в различии целей и ограничений во времени:
- стратегические планы не имеют строго ограниченных временных рамок, они носят скользящий характер, а бизнес-план разрабатывается на определенный период, по истечении которого определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;
- в отличие от стратегического плана, который включает весь комплекс общих взаимоувязанных целей организации, бизнес-план направлен на реализацию какой-то определенной цели (или нескольких тесно взаимосвязанных целей), исходя из перспектив развития;
- функциональные составляющие бизнес-плана (план основных показателей деятельности маркетинга, организационный план, финансовый план и др.) являются равноправными частями бизнес-плана;
- бизнес-план преимущественно направлен на развитие организации, а стратегия может предусматривать и другие приоритеты [5, с. 27].
Как это не кажется странным, на первый взгляд, но свободное предпринимательство и бизнес не свободны от планирования. Это вовсе не означает, что кто-то насильно заставляет бизнесменов составлять проекты и планы бизнес-операций. Их заставляют это делать сама жизнь, опыт, боязнь риска, непредвиденных последствий.
Бизнес-проект представляет собой
генеральный замысел, общую идею
осуществления
На основании проектов разрабатываются программы или планы действий, выполнения процедур, составляющих бизнес-операцию. Планы осуществления предпринимательских проектов, замыслов получили в зарубежной практике название бизнес-планов. Ныне такие планы по мере проникновения бизнеса в белорусскую экономику стали получать распространение и в отечественной экономике.
В ряде случаев в бизнес-плане объединены проект и программа действий. Подготовка бизнес-плана операции характерна для всех форм и видов предпринимательства. Если бизнес-план не появился в качестве документа, то он, по меньшей мере, должен существовать в представлении предпринимателя для крупномасштабных дорогостоящих предпринимательских проектов составление бизнес-планов до начала операций следует считать правилом, нормой предпринимательской деятельности. Кстати, при отсутствии бизнес-плана вряд ли кто-либо согласится финансировать, субсидировать, кредитовать серьезную бизнес-операцию.