Бизнес-планирование организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3

1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11

2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности организации …………….……….…………………………….37

3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50

Заключение…………………………………………………………………….58

Список использованных источников.……………………………...60

Приложения………………………………………………………………….…62

Файлы: 1 файл

Работа-бизнесплан.doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

Порядок разработки бизнес-планов инвестиционных проектов в Республике Беларусь изложен в Рекомендациях по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. В настоящее время опубликовано достаточно много рекомендаций по бизнес-планированию, носящих методический и практический характер, которые отечественными и российскими специалистами адаптированы к деятельности отдельных отраслей экономики. Преимущественно они ориентированы на производственную сферу.

На предприятиях (в компаниях) США  для оценки хозяйственной деятельности применяют своеобразную систему показателей, которые можно разделить на три основные группы [23, с. 340]:

- оценочные показатели;

- показатели издержек производства;

- относительные показатели хозяйственной  деятельности.

Международная практика обоснования  проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности; период возврата капитальных вложений; максимальный денежный отток; норма безубыточности.

Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы [23, с. 348].

1. Введение и общая информация. В разделе указывается юридическая форма, даются краткое описание деятельности, история предприятия, недавних и текущих важных событий.

2. Оценка вклада. Показываются отдельные  важные характеристики деятельности предприятия: позиции на рынке, репутация, система продаж и др.

3. Описание продукции и рынка  сбыта.

4. Исследования и разработки. Отражаются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.

5. Производство и производственные  мощности. Описывается состояние производства и производственных мощностей предприятия.

6. Персонал и трудовые отношения.

7. Организация и управление. Помимо  общих организационных схем приводятся краткие биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.

8. Юридические материалы. Кратко  описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные и арбитражные дела в связи с производственной деятельностью.

9. Финансовая информация. Рассматриваются  финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.

10. Ликвидность. Приводятся результаты  анализа задолженности, состояния оборотных средств, описание статей налогообложения компании, ее долгов.

11. Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.

12. Другие вопросы бухгалтерского  учета. Кратко характеризуется незарегистрированное имущество (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).

Еще более краткая схема бизнес-плана предлагается Г. Берлом. Она включает в себя следующие разделы:

1. Цель заявки, включая необходимую  сумму средств, способы погашения займа и его обеспечение.

2. Личные средства. Здесь важно  показать собственный вклад основателя дела, его партнеров, членов его семьи.

3. Описание бизнеса. Приводятся  количественные показатели, указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, адрес, число занятых. Здесь надо показать товары или услуги, которые будут производиться или выполняться, изложить краткую историю предприятия, перспективы развития, представить зону маркетинга, конкуренцию потребителей и поставщиков фирмы.

4. Управление. Раздел включает сведения об образовании и предыдущем опыте каждого из владельцев, а также тех, кто непосредственно будет управлять предприятием.

5. Финансовые прогнозы и показатели  предприятия. Если это новое предприятие, то необходимо показать собственный капитал владельца, составить плановый баланс, привести прогнозные оценки.

Указанные пять разделов предусматривают  составление 11-ти вспомогательных форм: цель и обоснование заявления на предоставление займа; личная финансовая декларация; подробное описание предприятия; анализ рынка; конкуренты; размещение предприятия; работники предприятия; управление; финансовая информация для создаваемого или расширяющегося предприятия; финансовая информация при покупке действующего предприятия; краткое резюме для руководителя.

В настоящее время  наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

- UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;

- World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);

- методики крупнейших банковских домов, интернациональных консультационно-аудиторских компаний, таких как Goldman, Sachs & Co; Deloitte & Touche; Ernst & Young и др.

В Республике Беларусь бизнес-планы, представляемые в органы государственного управления, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Этот документ выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.

Разделы каждой из представленных методик в том или ином виде присутствуют во всех бизнес-планах, поэтому можно рекомендовать инициатору проекта строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать конечный его вариант в соответствующей требованиям инвестора форме.

Таким образом, рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых в организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Анализ  производственно-финансовой деятельности

организации (на примере руп «Гомсельмаш»

 

2.1  Анализ и оценка  внутренних сильных и слабых  сторон организации

 

Производственное объединение  «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Объединение обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом объединения.

В состав объединения входят: РУП ГЗСК «Гомсельмаш», РУП «Гомельский завод специнструмента и технологической оснастки», РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике», РСУП «СП», РУПОП «Звездочка».

Республиканское унитарное  предприятие «Гомельский завод  сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, создано в 1930 году и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 24 января 1995 года № 12, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш» и является головным предприятием объединения.

РУП «Гомсельмаш» является производителем зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции РУП являются сельскохозяйственные организации Беларуси, России, Казахстана, Украины.

РУП «Гомсельмаш» принимает активное участие в решении важной проблемы для Республики Беларусь – обеспечения продовольственной безопасности страны путем модернизации и насыщения машинного парка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Созданные конструкции зерно- и кормоуборочных машин нового поколения позволяют ежегодно систематически проводить обновление основных средств сельского хозяйства в стране.

В последние годы РУП «Гомсельмаш» значительно увеличило объем  производства, который был обусловлен наличием у РУП «Гомсельмаш» государственного заказа на выпускаемую технику с предоставлением организациям объединения индивидуальных льгот, обеспечивающих некоторую стабильность финансового состояния. Предоставленные льготные кредиты позволили нарастить производственные мощности и освоить серийный выпуск новой зерноуборочной техники различных модификаций.

Предметом деятельности объединения  является производство и сбыт кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, прицепных специализированных емкостей и других сельскохозяйственных машин, запасных частей, товаров народного потребления; выполнение конструкторских и проектно-технологических работ в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, а также принятыми обязательствами по договорам; выполнение строительных работ; осуществление внешнеэкономической, торгово-закупочной деятельности, оказание платных услуг.

Оперативно-исполнительскую деятельность осуществляет аппарат дирекции. Оперативное управление РУП «Гомсельмаш» осуществляет генеральный директор, в непосредственном подчинении которого находятся главный инженер (технический директор), первый заместитель генерального директора, а также заместитель генерального директора по производству, по финансовым вопросам, по идеологической работе и социальным вопросам, по качеству, по строительству, а также помощник генерального директора.

Кроме основных отделов, в структуру РУП «Гомсельмаш» входят филиалы «ГЗСК» и «ГЗЗК», а также управления по бухгалтерскому учету, отчетности и контролю, а также правового обеспечения безопасности, специальный отдел, административно-хозяйственный отдел, редакция газеты «Сельмаш», штаб гражданской обороны.

Главному инженеру подчиняются  первый заместитель главного инженера, а также заместители главного инженера по содержанию и ремонту  основных средств, по охране труда и  технике безопасности. В ведении  главного инженера находятся вопросы стандартизации, технической документации, НИОКР, охраны труда.

Первый заместитель генерального директора курирует вопросы обеспечения производства и регулирования продаж.

Заместитель генерального директора  по производству регулирует вопросы  производства. Заместитель генерального директора по финансовым вопросам курирует вопросы экономики, организации труда и заработной платы, финансов, контрольно-ревизионного характера.

Заместитель генерального директора  по идеологической работе и социальным вопросам контролирует управление кадрами, жилищно-бытовые вопросы, охрану, вопросы идеологии.

Заместитель генерального директора  по качеству курирует работу отдела технического контроля, управление качеством, центральную  заводскую лабораторию. Заместитель генерального директора по строительству возглавляет управление по строительству и надзору.

Являясь важным звеном агропромышленного  комплекса Республики Беларусь, производственное объединение ставит основную задачу обновления и насыщения парка сельскохозяйственной техники производителей сельскохозяйственной продукции, повышения производительности труда и обеспечения продовольственной безопасности страны.

В целях стабилизации финансово-экономического состояния перед РУП «Гомсельмаш» стоит задача повышения эффективности проводимой финансовой политики путем оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. В первую очередь это касается повышения оборачиваемости имущества путем снижения дебиторской задолженности, реальных остатков запасов сырья и материалов, готовой продукции на складах. Вырученные средства будут направлены на погашение привлеченных кредитов, кредиторской задолженности и подлежащих возврату льгот и преференций, полученных в предыдущие годы. Планируется дальнейшее развитие гибких прогрессивных технологий, оснащенных современным оборудованием, переформирование производственных мощностей, внедрение организационно-технических мероприятий, которые позволят снизить уровень материалоемкости и энергоемкости продукции.

Важным условием успешного  функционирования РУП «Гомсельмаш» является своевременный учет факторов внутренней среды. Что касается непосредственно маркетинговой среды прямого воздействия на финансово-хозяйственные результаты деятельности, то можно отметить следующие основные моменты.

Важным элементом внутренней среды является персонал организации. Проведем оценку состава и структуры трудовых ресурсов РУП «Гомсельмаш» за 2006-2008 гг. (табл. 2.1.1).

 

Таблица 2.1.1  Состав и структура трудовых ресурсов РУП «Гомсельмаш»

                         за 2006-2008 гг.

 

 

Категории

персонала

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Откл. 2008 г. (+, -)

Темп изменения 2008 г., %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

от

2007 г.

от 

2006 г.

к

2007 г.

к

2006 г.

Среднесписочная численность  промышленно-производственного персонала

8601

100

8635

100

9266

100

631

665

107,3

107,7

В том числе:

           

 

 

 

 

 

 

 

 

- рабочие

6128

71,25

6134

71,04

6691

72,21

557

563

109,1

109,2

- руководители

1022

11,88

1045

12,10

1070

11,55

25

48

102,4

104,7

- специалисты

1424

16,56

1403

16,25

1421

15,34

18

-3

101,3

99,8

- другие служащие

27

0,31

53

0,61

84

0,91

31

57

158,5

311,1

- персонал неосновной деятельности

589

´

568

´

465

´

-103

-124

81,9

78,9

Всего персонала

9190

´

9203

´

9731

´

528

541

105,7

105,9

Информация о работе Бизнес-планирование организации