Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:48, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11
2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности организации …………….……….…………………………….37
3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………….58
Список использованных источников.……………………………...60
Приложения………………………………………………………………….…62
Порядок разработки бизнес-планов инвестиционных проектов в Республике Беларусь изложен в Рекомендациях по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. В настоящее время опубликовано достаточно много рекомендаций по бизнес-планированию, носящих методический и практический характер, которые отечественными и российскими специалистами адаптированы к деятельности отдельных отраслей экономики. Преимущественно они ориентированы на производственную сферу.
На предприятиях (в компаниях) США для оценки хозяйственной деятельности применяют своеобразную систему показателей, которые можно разделить на три основные группы [23, с. 340]:
- оценочные показатели;
- показатели издержек
- относительные показатели
Международная практика обоснования проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности; период возврата капитальных вложений; максимальный денежный отток; норма безубыточности.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы [23, с. 348].
1. Введение и общая информация.
В разделе указывается
2. Оценка вклада. Показываются отдельные важные характеристики деятельности предприятия: позиции на рынке, репутация, система продаж и др.
3. Описание продукции и рынка сбыта.
4. Исследования и разработки. Отражаются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
5. Производство и
6. Персонал и трудовые отношения.
7. Организация и управление. Помимо общих организационных схем приводятся краткие биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
8. Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные и арбитражные дела в связи с производственной деятельностью.
9. Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.
10. Ликвидность. Приводятся
11. Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.
12. Другие вопросы бухгалтерского учета. Кратко характеризуется незарегистрированное имущество (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).
Еще более краткая схема бизнес-плана предлагается Г. Берлом. Она включает в себя следующие разделы:
1. Цель заявки, включая необходимую сумму средств, способы погашения займа и его обеспечение.
2. Личные средства. Здесь важно показать собственный вклад основателя дела, его партнеров, членов его семьи.
3. Описание бизнеса. Приводятся количественные показатели, указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, адрес, число занятых. Здесь надо показать товары или услуги, которые будут производиться или выполняться, изложить краткую историю предприятия, перспективы развития, представить зону маркетинга, конкуренцию потребителей и поставщиков фирмы.
4. Управление. Раздел включает сведения об образовании и предыдущем опыте каждого из владельцев, а также тех, кто непосредственно будет управлять предприятием.
5. Финансовые прогнозы и
Указанные пять разделов предусматривают составление 11-ти вспомогательных форм: цель и обоснование заявления на предоставление займа; личная финансовая декларация; подробное описание предприятия; анализ рынка; конкуренты; размещение предприятия; работники предприятия; управление; финансовая информация для создаваемого или расширяющегося предприятия; финансовая информация при покупке действующего предприятия; краткое резюме для руководителя.
В настоящее время наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:
- UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
- World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
- методики крупнейших банковских домов, интернациональных консультационно-аудиторских компаний, таких как Goldman, Sachs & Co; Deloitte & Touche; Ernst & Young и др.
В Республике Беларусь бизнес-планы, представляемые в органы государственного управления, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Этот документ выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.
Разделы каждой из представленных методик в том или ином виде присутствуют во всех бизнес-планах, поэтому можно рекомендовать инициатору проекта строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать конечный его вариант в соответствующей требованиям инвестора форме.
Таким образом, рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых в организациях.
2 Анализ
производственно-финансовой
организации (на примере руп «Гомсельмаш»
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации
Производственное объединение «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Объединение обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом объединения.
В состав объединения входят: РУП ГЗСК «Гомсельмаш», РУП «Гомельский завод специнструмента и технологической оснастки», РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике», РСУП «СП», РУПОП «Звездочка».
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, создано в 1930 году и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 24 января 1995 года № 12, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш» и является головным предприятием объединения.
РУП «Гомсельмаш» является производителем зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции РУП являются сельскохозяйственные организации Беларуси, России, Казахстана, Украины.
РУП «Гомсельмаш» принимает активное участие в решении важной проблемы для Республики Беларусь – обеспечения продовольственной безопасности страны путем модернизации и насыщения машинного парка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Созданные конструкции зерно- и кормоуборочных машин нового поколения позволяют ежегодно систематически проводить обновление основных средств сельского хозяйства в стране.
В последние годы РУП «Гомсельмаш» значительно увеличило объем производства, который был обусловлен наличием у РУП «Гомсельмаш» государственного заказа на выпускаемую технику с предоставлением организациям объединения индивидуальных льгот, обеспечивающих некоторую стабильность финансового состояния. Предоставленные льготные кредиты позволили нарастить производственные мощности и освоить серийный выпуск новой зерноуборочной техники различных модификаций.
Предметом деятельности объединения является производство и сбыт кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, прицепных специализированных емкостей и других сельскохозяйственных машин, запасных частей, товаров народного потребления; выполнение конструкторских и проектно-технологических работ в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, а также принятыми обязательствами по договорам; выполнение строительных работ; осуществление внешнеэкономической, торгово-закупочной деятельности, оказание платных услуг.
Оперативно-исполнительскую
Кроме основных отделов, в структуру РУП «Гомсельмаш» входят филиалы «ГЗСК» и «ГЗЗК», а также управления по бухгалтерскому учету, отчетности и контролю, а также правового обеспечения безопасности, специальный отдел, административно-хозяйственный отдел, редакция газеты «Сельмаш», штаб гражданской обороны.
Главному инженеру подчиняются первый заместитель главного инженера, а также заместители главного инженера по содержанию и ремонту основных средств, по охране труда и технике безопасности. В ведении главного инженера находятся вопросы стандартизации, технической документации, НИОКР, охраны труда.
Первый заместитель
Заместитель генерального директора по производству регулирует вопросы производства. Заместитель генерального директора по финансовым вопросам курирует вопросы экономики, организации труда и заработной платы, финансов, контрольно-ревизионного характера.
Заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам контролирует управление кадрами, жилищно-бытовые вопросы, охрану, вопросы идеологии.
Заместитель генерального директора по качеству курирует работу отдела технического контроля, управление качеством, центральную заводскую лабораторию. Заместитель генерального директора по строительству возглавляет управление по строительству и надзору.
Являясь важным звеном агропромышленного комплекса Республики Беларусь, производственное объединение ставит основную задачу обновления и насыщения парка сельскохозяйственной техники производителей сельскохозяйственной продукции, повышения производительности труда и обеспечения продовольственной безопасности страны.
В целях стабилизации финансово-экономического
состояния перед РУП «
Важным условием успешного функционирования РУП «Гомсельмаш» является своевременный учет факторов внутренней среды. Что касается непосредственно маркетинговой среды прямого воздействия на финансово-хозяйственные результаты деятельности, то можно отметить следующие основные моменты.
Важным элементом внутренней среды является персонал организации. Проведем оценку состава и структуры трудовых ресурсов РУП «Гомсельмаш» за 2006-2008 гг. (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1 Состав и структура трудовых ресурсов РУП «Гомсельмаш»
за 2006-2008 гг.
Категорииперсонала |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Откл. 2008 г. (+, -) |
Темп изменения 2008 г., % | |||||
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
от 2007 г. |
от 2006 г. |
к 2007 г. |
к 2006 г. | |
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала |
8601 |
100 |
8635 |
100 |
9266 |
100 |
631 |
665 |
107,3 |
107,7 |
В том числе: |
|
|
|
| ||||||
- рабочие |
6128 |
71,25 |
6134 |
71,04 |
6691 |
72,21 |
557 |
563 |
109,1 |
109,2 |
- руководители |
1022 |
11,88 |
1045 |
12,10 |
1070 |
11,55 |
25 |
48 |
102,4 |
104,7 |
- специалисты |
1424 |
16,56 |
1403 |
16,25 |
1421 |
15,34 |
18 |
-3 |
101,3 |
99,8 |
- другие служащие |
27 |
0,31 |
53 |
0,61 |
84 |
0,91 |
31 |
57 |
158,5 |
311,1 |
- персонал неосновной деятельности |
589 |
´ |
568 |
´ |
465 |
´ |
-103 |
-124 |
81,9 |
78,9 |
Всего персонала |
9190 |
´ |
9203 |
´ |
9731 |
´ |
528 |
541 |
105,7 |
105,9 |