Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:48, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11
2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности организации …………….……….…………………………….37
3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………….58
Список использованных источников.……………………………...60
Приложения………………………………………………………………….…62
Природные факторы оказывают влияние на деятельность промышленности. На хозяйственную деятельность уровень загрязнения окружающей среды не влияет, при том что в Гомельском регионе ситуация несколько улучшилась. Что касается влияния используемых энергоресурсов, то их стоимость естественно повышает расходы на реализацию посредством использования электроэнергии, топлива. Цены на энергоресурсы при этом, могут при их дефиците отрицательно воздействовать на деятельность. При этом, каждая организация должна изыскивать резервы по экономии энергоресурсов.
Экономическое положение района. На территории Гомельской области расположено более трехсот крупных и средних промышленных предприятий, доля которых в объеме промышленного производства Беларуси составляет более 22 процентов.
Ведущие гомельские предприятия и их основные виды продукции:
- Белорусский металлургический завод (производство металлокорда, литых, трубных и катаных заготовок, стальной и арматурной низкоуглеродистой проволоки);
- Производственное объединение «Белоруснефть» (добыча нефти и газа, разведка нефтяных месторождений. Производство товаров народного потребления);
- ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» (бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут, битум, сера, серная кислота);
- Гомельский химический завод
(серная кислота, аммофос,
- Светлогорское ПО «Химволокно» (химические волокна и нити, жгут вискозный, мешки полипропиленовые, полиэтиленовая пленка, термостойкие углеродные материалы);
- ОАО «Гомельстекло» (оконное стекло, стекло плоское закаленное, неполированное (сталинит), стеклотара, строительное пеностекло, стеклоизделия для мебели, стекло безопасное трехслойное гнутое полированное (триплекс));
- ОАО «Гомельдрев» (наборы корпусной, офисной и мягкой мебели, прихожие, столы, тумбы, стулья, кресла, спички, фанера);
- ОАО Гомельская промышленно-
- Гомельский станкостроительный завод им. Кирова (станки металлорежущие и неметаллорежущие (в том числе с ЧПУ), спецстанки, консольно-фрезерные станки, зонты, стиральные машины, центрифуги бытовые, печи микроволновые);
- ПО «Гомсельмаш» (самоходные кормоуборочные комбайны, свеклоуборочные комбайны, прицепы-емкости, подборщики, жатки);
- ОАО «Гомельстройматериалы» (стеновые материалы, силикатный кирпич, минераловатные плиты, линолеум, ворсанит, изоплен);
- ОАО «Спартак» (карамели, бисквиты, вафельные изделия, шоколад, конфеты);
- Гомельский жировой комбинат (майонез, маргариновая продукция, хозяйственное и туалетное мыло);
- ОАО «Мозырьсоль» (соль экстра «Полесье» (без добавок, йодированная, фторированная, йодированно-фторированная, профилактическая);
- Гомельское производственное объединение «Кристалл» (абразивный алмазный инструмент, порошки алмазные синтетические, ювелирные изделия, посуда из серебра и мельхиора);
- ОАО «Гомельобои» (обои глубокой печати, светочувствительная и писчая бумага, печатные формы);
- ЗАО «Фарфор» (выпуск различных
видов фарфоро-фаянсовых
Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий области довольно высок. Агропромышленный комплекс способен удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания, обеспечить сырьем перерабатывающую отрасль и осуществлять экспорт сырья и продовольствия. В области функционируют 330 организаций по производству сельскохозяйственной продукции (коммунальной и республиканской собственности, открытых акционерных обществ, частных унитарных предприятий, сельхозфилиалов организаций-инвесторов), более 200 фермерских хозяйств и многочисленные личные подсобные хозяйства граждан.
Основные сельскохозяйственные отрасли: мясомолочное животноводство, овощеводство и картофелеводство, а также льноводство (в восточной части области), возделывание технических культур.
Хозяйства, расположенные
возле крупных городов, специализируются
в молочно-овощекартофельном
В 11 свиноводческих комплексах содержится 85% всего поголовья свиней. Удельный вес производимой на комплексах свинины в общем балансе ее производства составляет 92%. Разведением птицы и производством куриных яиц занимаются 6 птицефабрик. В области имеются три мясокомбината, 12 молокоперерабатывающих предприятий, молочно-консервный комбинат, маслосырбаза.
Пищевкусовая промышленность представлена спиртовой, ликеро-водочной, винодельческой, пивобезалкогольной, консервной, картофеле- и овощепереабатыващей отраслями. 12 предприятий производят алкогольную продукцию. Пиво изготавливает СП «Речицапиво» ОАО.
Минеральную воду выпускают
Рогачевский завод
Мощности перерабатывающих предприятий при увеличении производства и заготовок сырья позволяют увеличивать экспорт молочных консервов, мясомолочной продукции, технического казеина, сухого обезжиренного молока, плодоовощных консервов, майонеза, картофельного крахмала, свежего картофеля, замороженных и свежих овощей, грибов в свежем и переработанном виде. Для нужд промышленной переработки и реализации населению есть необходимость в импорте растительного масла, рисовой и гречневой круп, морской рыбы, концентрированных соков, соевой муки для комбикормовой промышленности, подсолнечных шротов, виноградных виноматериалов.
В области большое внимание уделяется техническому переоснащению предприятий АПК, наращиванию их экспортного потенциала. Продолжается реформирование собственности, реструктуризация предприятий аграрного сектора по пути формирования конкурентоспособных хозяйств рыночного типа, таких, как кооперативно-интегрированные структуры, открытые и закрытые акционерные общества.
При этом основными производителями сельскохозяйственной продукции по-прежнему остаются организации общественного сектора, что позволяет сохранить крупно-товарное производство в рациональном сочетании со средними и мелкими личными хозяйствами.
В Гомельской области имеются: 4425 магазинов различных форм собственности; 1799 предприятий общественного питания; 70 рынков на 17306 торговых мест; 72 организации бытового обслуживания; 9 оптово-розничных предприятий областной коммунальной сферы.
В сфере торговли и общественного питания работают более 36 тыс. человек. Розничной товарооборот через все каналы реализации составил более 3,9 трлн. р., его прирост в сопоставимых ценах – 114,7%. Платные услуги населению оказывают более 2,7 тысяч организаций. Темп роста платных услуг составил 111,9%. Бытовое обслуживание населения – одна их важнейших отраслей, играющая заметную роль в повышении жизненного уровня населения. В области бытовые услуги населению оказывают 1361 организация, насчитывается 1270 ателье, в том числе в сельской местности – 339.
Экономическая обстановка оказывает значительное влияние на деятельность организации. Например, экономический кризис, начавшийся в 2008 г. снизил финансовые возможности организаций, в том числе и положение РУП «Гомсельмаш» (ухудшилось финансовое состояние, сократились объемы деятельности в республике). Возможная экономическая нестабильность республики существенно сократит ее производственный потенциал и конкурентоспособность товаров, что также отразится и на производственной деятельности.
Недостаточно стабильное финансовое
состояние большинства
Политико-правовые факторы. Государственная политика оказывает определенное косвенное влияние на организацию хозяйственной деятельности. В первую очередь это касается тех нормативных актов, которые регулируют хозяйственную деятельность. Государственные структуры предъявляют ряд требований для регулирования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Государственная политика во многом осложняет процесс организации хозяйственных связей, однако, регулируя взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, в какой-то мере защищает их интересы. Также существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает осуществление налоговой политики и политики в области ценообразования.
Нормативно-правовое законодательство оказывает существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности базы. Изменения, происходящие в законодательстве, непосредственно влияют на ценовую политику. Постоянно меняющиеся ставки налогов и сборов, влияют на доходы и прибыль торговой организации. Специалистам необходимо своевременно реагировать на изменения в законодательстве. Рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регламентирующие торговую деятельность.
Важным нормативно-правовым документом, регулирующим эффективность и конкурентоспособность, является Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» № 399 от 15.04.2006 г. В данном документе установлены некоторые меры по оздоровлению финансового состояния организаций, что непосредственно влияет на эффективность и конкурентоспособность торговли.
В процессе формирования финансовых результатов любого субъекта хозяйствования особая роль принадлежит этапу ценообразования. До сих пор некоторые практические вопросы обозначенной темы либо остаются открытыми (например, согласование цен в иностранной валюте), либо вообще не получили должного освещения.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок установления и применения цен, является Положение «О порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденное постановлением Минэкономики от 22.04.99 г. №43. Следует рассмотреть, что в Гомельской области ценообразование регулируются посредством:
- Распоряжений Гомельского
- Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь «О предельных ценах на социально-значимые продовольственные товары»".
- Решениями Гомельского
Подобные законодательные акты подписываются практически ежемесячно, так как условия хозяйствования постоянно меняются.
Кроме того, следует отметить, что хозяйственная деятельность торговых организаций регулируется такими документами, как: Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил осуществления оптовой торговли отдельными видами товаров и общественного питания» №384 от 7.04.2006 г. и Приказ Министерства экономики Республики Беларусь «Об отражении товарных операций в оптовой торговле общественном питании» №38 от 29.03.1999 г.
Строгое соблюдение законодательства Республики Беларусь, режима экономии, правильное ведение хозяйственно-финансовой деятельности организаций будет вести к снижению расходов на реализацию в торговой организации.
Научно-технические факторы. Естественно научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на деятельность в основном производственных предприятий, но и торговля не остается в стороне. От уровня развития научно-технического прогресса в республике и степени участия конкретной торговой организации во многом зависит качество обслуживания населения, эффективность функционирования торговли. Каждая организация стремится совершенствовать свою работу: новое оборудование, новые прогрессивные формы торговли и др. РУП «Гомсельмаш» использует ряд научно-технических разработок, данная группа факторов оказывает значительное влияние на деятельность.
Социально-культурные факторы. Следует отметить, что данная группа факторов, пожалуй, в меньшей степени влияет на деятельность РУП «Гомсельмаш», т.к. она реализует в основном продовольственные товары (продукты питания), так как на данный вид товаров, уже сформировался спрос, и продукты питания будут продаваться при любом состоянии социально-культурной среды региона. Вместе с тем, не высокий уровень нравственности населения способен оказать отрицательное влияние на экономические результаты хозяйственной деятельности торговли. К негативному влиянию можно отнести: воровство, как со стороны потребителей, так и со стороны работников, повреждение плакатов, бой окон. Хотя подобные ситуации встречаются все реже и реже, но подобная практика имеет место быть.