Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:48, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций, отдельных инвестиционных проектов. Это обусловлено двумя процессами.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 необходимость разработки Бизнес-плана в период
перехода к рынку ………………………..…………………………………6
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки……………………..….6
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана их взаимосвязь …………...11
2 Анализ производственно-финансовой деятельности
организации (на примере руп «Гомсельмаш» ............................20
2.1 Анализ и оценка внутренних сильных и слабых сторон организации ……20
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации …..…………………………30
2.3 Комплексная оценка финансово-экономических показателей
деятельности организации …………….……….…………………………….37
3 планирование отдельных разделов бизнес-плана …………46
3.1 Планирование производственной программы организации ………….…...46
3.2 Осуществление бизнес-планирования в организации. Финансовый
план и расчет финансовых коэффициентов ………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………….58
Список использованных источников.……………………………...60
Приложения………………………………………………………………….…62
Что представляет собой бизнес-план? Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы строгим образом, но в то же время они подчинены определенным, выработанным теорией и экономической практикой канонам, сводам правил.
Прежде всего, план должен содержать
описание целей и задач предпринимательс
Бизнес-план должен обязательно содержать характеристику предпринимательского продукта, то есть продукции, товаров, услуг, которые будут в итоге операции проданы, предоставлены потребителю. В плане необходимо с требуемой полнотой описать, представить конечный продукт предпринимательской операции. План призван отвечать на вопрос о круге потребителей товара и потребностях, которые он должен удовлетворить. Необходимо обосновать выбор товара и намечаемый объем сбыта с позиций наличия платежеспособного спроса на него путем анализа рынков сбыта и прогноза цен, по которым намечается продавать товар. Весьма желательно при этом знать своих конкурентов, их возможности и способности, проводимую ими ценовую политику. В итоге определяется что, сколько, кому, по какой цене продавать.
Исходя из целей и задач бизнес-операции, вида и объема продаж, в бизнес-плане намечается программа действий по реализации плана. Предприниматель должен заранее представить картину собственной деятельности и взаимодействия с другими участниками бизнес-операции, выработать конкретные пути осуществления предпринимательского замысла, доведения его до конечного результата. При составлении этой части плана используется схема предпринимательской операции. Программа предпринимательских действий предусматривает выявление потребностей, маркетинг, заключение контрактов на приобретение ресурсов и сбыт товара, производство или получение товара, хранение, транспортирование, сбыт товара, продажное и послепродажное обслуживание, организацию операции, управление ее проведением.
Составление бизнес-плана должно сопровождаться расчетами, в итоге которых выявляется результативность операции и необходимое ресурсное обеспечение. При определении потребных ресурсов учитываются все необходимые средства деятельности, о которых упоминалось при описании схемы бизнес-операции с экономических и социальных позиций.
По мнению О.Г. Туровец, «бизнес-план – план действий юридических лиц по реализации инвестиционного проекта» [18, с. 490].
Бизнес-план представляется в 3-х экземплярах с обязательным изложением технико-экономического обоснования инвестиционного проекта с указанием характера и объема инвестиций, предполагаемой численности создаваемых рабочих мест, квалификационного состава работающих, требуемой площади земельного участка, характеристики организации и планов его развития, укрупненной номенклатуры выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческой организации, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в данное коммерческое дело и принесет ли оно прибыль.
Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития организации. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая их корректировка производственной программы;
- исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;
- обеспечение выпуска продукции более высокого качества;
- непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;
- выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;
- применение наиболее экономичных технологий и оборудования;
- согласование действий с поставщиками, потребителя с посредниками организации и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.
Планирование деятельности организации должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности соизмеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения.
Кроме того, важными целями разработки бизнес-плана являются:
- обоснование приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
- обоснование инвестиционных проектов;
- обоснование отдельных крупных хозяйственных операций;
- эмиссии ценных бумаг;
- определение и обоснование перспектив развития организации;
- обоснование проведения слияний, поглощений, других реорганизационных мероприятий (в том числе в рамках стратегического менеджмента в несостоятельной организации);
- обоснование мер финансового оздоровления для выхода из временного экономического кризиса.
Вид бизнес-плана в большой
- определить и экономически обосновать конкретные направления по достижению поставленных целей, учитывая возможности организации, ее сильные и слабые стороны;
- изучить ближайшие перспективы развития рынка сбыта продукции с тем, чтобы определить объемы, позволяющие осуществлять безубыточную деятельность;
- разработать различные варианты маркетинговой стратегии е целью повышения конкурентоспособности;
- оценить финансовое положение организации, а также возможность достижения им поставленных целей с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- разработать систему мер по снижению возможных рисков;
- обеспечить системность и комплексность разрабатываемых прогнозных показателей;
- разработать критерии и показатели, позволяющие регулярно определять соответствие реального состояния дел намеченным в плане, и, при необходимости изменить ход реализации проекта.
Таким образом, бизнес-план позволяет комплексно исследовать потенциальные возможности организации, ее стратегии и предлагаемые мероприятия по их реализации, также может использоваться в следующих направлениях:
- для выбора и обоснования возможности достижения стратегических, тактических и оперативных задач, связанных с дальнейшим развитием организации или другими направлениями деятельности;
- для обоснования предполагаемых мероприятий (системы действий); и оценки возникающих результатов от их внедрения за определенный период времени;
- для выработки направлений по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий и организаций;
- для формирования комплексной системы развития хозяйственной деятельности за счет направления финансовых средств (капитала) в те виды деятельности, которые способны приносить большую прибыль.
Бизнес-план является детальной финансово-
По мнению Е.М. Попова, «бизнес-план выполняет пять функций:
- определение стратегии бизнеса (концептуального подхода);
- планирование;
- привлечение дополнительных кредитных ресурсов;
- привлечение к реализации проекта внешнего финансового капитала для закупки новых технологий;
- определение основных
Понятно, что при составлении бизнес-планов каждого вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления.
Рассматривая методические аспекты по разработке бизнес-планов, каждый исследователь высказывает свое мнение о функциях и назначении бизнес-планов, выдвигает свои требования к их структуре, содержанию и методам разработки. Имеющаяся полярность во взглядах порождает множество вопросов по методическим подходам к бизнес-планированию.
1.2 Содержание основных
разделов бизнес-плана их
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное; среднесрочное и текущее планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию организации, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляться на период от года до 5 лет. В некоторых организациях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.
Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.
Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений: стратегическое; тактическое и оперативно-календарное.
Существует три основных вида планов: планы-цели; планы для повторяющихся действий; планы для неповторяющихся действий.
По срокам выполнения планы классифицируются на долгосрочные, относящиеся в основном к категориям планов-целей; среднесрочные, выполняемые в виде различного рода программ, и краткосрочные, имеющие форму бюджетов, графиков и т.п.
Общая принципиальная схема планирования в отдельных организациях можно представить в виде схемы, отраженной на рис. 1.1.
Как уже отмечалось, существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие виды бизнес-планов:
1. Полный бизнес-план
Рис. 1.1 Схема планирования в организациях [2, с. 10].
2. Концепт бизнес-плана
3. Бизнес-план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4. Бизнес-план структурного
5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
6. Бизнес-план (заявка на грант)
для получения средств из