Финансовое планирование на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса: методы, порядок, организация реализации плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается, прежде всего, в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия. Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния. С помощью финансового планирования достигается взаимосвязная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса
Сущность, задачи и содержание финансового планирования на предприятии…………………………………………………………………5
Виды и методы финансового планирования на предприятии…………..8
Основные этапы разработки финансового плана предприятия и его реализация………………………………………………………………………29
Глава 2. Анализ деятельности ресторана «Диюр» в сфере финансового планирования
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ресторана «Диюр»…………………………………………………………………………..38
2.2 Анализ системы финансового планирования в ресторане «Диюр»…….66
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр» и их эффективность
3.1 Разработка предложений по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр»…………………………………………..82
3.2 Оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр»……85
Заключение…………………………………………………………………….100
Список литературы……………………………………………………………105

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)

Для планирования источников дохода задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность. Очень популярным подходом при планировании в ресторане «Диюр» является принцип «желаемого дохода». Он начинается с того, что организация определяет, какой доход она хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов  и расходов основывается на следующих прогнозных оценках: доходов от реализации; прочих доходов; издержек производства и реализации продукции; прочих издержек: ожидаемых налоговых выплат; выплат процентов по долгам.

Оперативное финансовое планирование необходимо предприятию с целью контроля за фактическим поступлением денежных средств на текущий счет и расходованием средств в процессе хозяйственной деятельности, выполнения стратегического финансового плана. Это связано с тем, что финансовое обеспечение предпринимательской и инвестиционной деятельности происходит за счет собственных и привлеченных средств, которое нуждается в повседневном эффективном контроле за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Годовой финансовый план (план доходов и расходов денежных средств) характеризует объем финансовых ресурсов, необходимых для финансово-хозяйственной  деятельности. Он является ориентиром для финансовой работы предприятий  в плановом году.

Выполнение  финансового плана осуществляется непосредственно в процессе финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая стабильную платежеспособность предприятия через оперативное финансовое планирование. С этой целью составляется баланс денежных поступлений — оперативный финансовый план.

Баланс поступлений  средств показывает, когда в предприятия возникают временно свободные средства, а когда оно нуждается дополнительно в них. Это дает бухгалтеру возможность временно свободные финансовые средства вложить на депозитные счета коммерческих банков или инвестировать в ценные бумаги для получения доходов, а в периоды, когда возникает дополнительная потребность, — обеспечить привлечение средств.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и выполнении платежного календаря. Его составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам. В платежном календаре отображается весь денежный оборот предприятия, основная часть которого проходит через текущий, валютный, ссудный и другие счета предприятия в банке. В платежном календаре отражено движение денежных средств в соответствии с их поступлением и использованием.

В платежном  календаре фиксируются все виды денежных платежей и поступлений  предприятий независимо от их источников и направлений использования, то есть показан весь денежный оборот за определенный промежуток планового периода.

Важное место  в оперативной финансовой работе предприятия занимает своевременное  погашение кредиторской, а также  своевременное взыскание дебиторской  задолженности.

Платежный календарь  конкретизирует стратегический финансовый план, уточняет его показатели, дает возможность использовать имеющиеся резервы для повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, дает более точное представление о состоянии платежей и расчетов в периоде, который анализируется.

С помощью платежного календаря постоянно контролируется платежеспособность предприятия.

Следовательно, постоянный оперативный контроль, который осуществляется с помощью платежного календаря, является чрезвычайно важным средством выполнения стратегического финансового плана — плана доходов и расходов предприятия.

 

Таблица 16

 Анализ платежного  календаря ресторана «Диюр» в 2008 году

№ пп

Статьи 

План тыс. руб

Факт тыс. руб

Отклонение

абсолютное

относительное

 

I. Доходы

       

1.

Доходы от реализации продукции, работ, услуг

18584,0

19002,6

+418,6

102,25

2.

Выручка от реализации основных фондов, нематериальных активов, ненужных и лишних остатков сырья  и материалов

---

---

---

---

3.

Штрафы, пени и  другие поступления от применения экономических санкций

---

---

---

---

4.

Поступления от реализации ценных бумаг и валюты

---

---

---

---

5.

Дивиденды, проценты, прибыли от ценных бумаг и депозитов

---

---

---

---

6.

Поступления от погашения дебиторской задолженности  покупателей

---

---

---

---

7.

Кредиты полученные

---

---

---

---

8.

Авансы, полученные от покупателей, заказчиков

---

---

---

---

9.

Поступление арендной платы

---

---

---

---

10.

Полученная  безвозвратная финансовая помощь

---

---

---

---

11.

Целевые поступления

---

---

---

---

12.

Средства, которые  поступают для формирования уставного  фонда

---

---

---

---

13

Другие поступления

-3,5

-4

+0,5

114,29

 

Всего поступлений

18582,00

18998,6

+416,6

102,24

 

II.Расходы

       

1.

Платежи, связанные  с удовлетворением неотложных потребностей

---

---

---

---

2.

Заработная  плата и приравненные к ней  платежи

10800,0

10878,3

+78,3

100,73

3.

Платежи в бюджет всего

934,5

961,9

+27,4

104,56

4.

Взносы на обязательное добровольное страхование

110,0

113,0

+0,3

102,73

5.

Оплата за товарно-материальные ценности

2,0

67,3

+17,3

134,6

6.

Оплата счетов за полученные услуги подрядчиков за выполнение капитальных работ

---

---

---

---

7.

Погашение кредиторской задолженности

---

---

---

---

8.

Погашение срочных  займов банка

---

---

---

---

9.

Погашение просроченных займов банка

---

---

---

---

10.

Погашение долгосрочных займов банка

---

---

---

---

11.

Уплата процентов по кредиту

---

---

---

---

12.

Авансовые платежи

---

---

---

---

13.

Арендная плата

5,0

14,8

+9,8

296,00

14.

Платежи по векселям

---

---

---

---

15.

Выплата дивидендов

---

---

---

---

16.

Другие затраты

5950,4

6158,6

+208,2

103,5

 

Всего затрат

17801,9

18193,9

+392

102,2

 

Превышение  поступлений над затратами

780,1

804,7

+24,6

103,15

 

Превышение  затрат над поступлениями

---

---

---

---

 

Остаток средств  на начало года

5,0

4,8

+0,2

96,00

 

Остаток средств  на конец года

5,0

12,6

+7,6

252,00


 

Анализируя  результат выполнения плана предприятия  по поступлению и расходованию средств предприятия в 2008 году, следует отметить, что оперативный план составляется в разрезе стратегического, при этом общая сумма фактического поступления средств предприятия превысила плановое на 416 600 рублей или на 2,24 %.

Это увеличение произошло за счет роста поступлений  выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг от основной деятельности на 418 600 рублей или на 2,24 % .

Анализируя  расходование средств, отметим, что они в целом увеличились на 392 000 рублей или на 2,2 %.

Однако они  имеют более широкую структуру.

Рассмотрим  эти изменения, так:

1. Выплаты средств  по заработной плате и приравненным  к ним платежам увеличились  на 78 300 рублей или на 0,73 %;

2. Фактические взносы в Пенсионный фонд, взносы на обязательное социальное страхование и другие отчисления во внебюджетные фонды, так же незначительно превысили плановое;

3. Однако наибольший рост наблюдается по оплате за товарно-материальные ценности на 17 300 рублей или на 34,6 %;

4. Значительное  превышение фактических выплат над плановыми наблюдается и по арендной плате на 9 800 рублей или на 296,00 %.

Далее проведем анализ выполнения плановых показателей  оперативного плана ресторана «Диюр». 

 

Таблица 17

 Анализ платежного  календаря ресторана «Диюр» в 2009 году

№ пп

Статьи 

План тыс. руб

Факт тыс. руб

Отклонение

абсолютное

относительное

 

I. Поступления

       

1.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг от основной деятельности

19005,8

27790,4

+8784,6

146,22

2.

Выручка от реализации основных фондов, нематериальных активов, ненужных и лишних остатков сырья  и материалов

---

---

---

---

3.

Штрафы, пени и  другие поступления от применения экономических  санкций

---

---

---

---

4.

Поступления от реализации ценных бумаг и валюты

---

---

---

---

5.

Дивиденды, проценты, прибыли от ценных бумаг и депозитов

---

---

---

---

6.

Поступления от погашения дебиторской задолженности  покупателей

---

---

---

---

7.

Кредиты полученные

---

---

---

---

8.

Авансы, полученные от покупателей, заказчиков

---

---

---

---

9.

Поступление арендной платы

---

---

---

---

10.

Полученная  безвозвратная финансовая помощь

---

---

---

---

11.

Целевые поступления

---

---

---

---

12.

Средства, которые  поступают для формирования уставного фонда

---

---

---

---

13

Другие поступления

1

0

-1

0

 

Всего поступлений

19006,8

27790,4

+8782,6

146,22

 

II.Расходы

       

1.

Платежи, связанные  с удовлетворением неотложных потребностей

---

---

---

---

2.

Заработная  плата и приравненные к ней платежи

11000,0

17370,4

+6370,4

157,91

3.

Амортизация основных фондов

640,0

300,0

-340,0

46,88

4.

Взносы на обязательное и добровольное страхование

110,0

113,0

+0,3

102,73

7.

Оплата за товарно-материальные ценности

500,0

705,5

+205,5

151,00

8.

Оплата счетов за полученные услуги подрядчиков за выполнение капитальных работ

---

---

---

---

9.

Погашение кредиторской задолженности

---

---

---

---

10.

Погашение срочных  займов банка

---

---

---

---

11.

Погашение просроченных займов банка

---

---

---

---

12.

Погашение долгосрочных займов банка

---

---

---

---

13.

Уплата процентов  по кредиту

---

---

---

---

14.

Авансовые платежи

---

---

---

---

15.

Арендная плата

5,0

6,0

+1,0

120,00

16.

Платежи по векселям

---

---

---

---

17.

Выплата дивидендов

---

---

---

---

18.

Другие затраты

---

---

---

---

 

Всего затрат

12255,0

18494,9

+6239,9

150,92

 

Превышение  поступлений над затратами

6751,8

9295,5

+2543,7

137,67

 

Превышение  затрат над поступлениями

---

---

---

---

 

Остаток средств  на начало года

5,0

12,6

+7,6

252,00

 

Остаток средств  на конец года

5,0

5,7

+0,7

114,00


 

Анализируя  результат выполнения плана предприятия  по поступлению и расходованию средств  предприятия в 2009 году, следует отметить, что общая сумма фактического поступления средств предприятия превысила плановое на 2 543 700 рублей или на 137,67 %.

Это увеличение произошло за счет роста поступлений  выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг от основной деятельности на 8 784 600 рублей или на 146,22

Расходование  средств превысило плановое в целом на 6 239 900 или на   150,92 %.

Рассмотрим  эти изменения, так:

1. Выплаты средств  по заработной плате и приравненным  к ним платежам увеличились  на 6 370 400 рублей или на 157,91 %;

2. Фактические взносы на обязательное и добровольное социальное страхование так же незначительно превысили плановое;

3. Однако наибольший рост наблюдается по оплате за товарно-материальные ценности на 205 500 рублей или на 151,0 %;

4. Незначительно превышены фактические выплат над плановыми по арендной плате на 1 000 рублей или на 20,00 %.

Таким образом, в целом, по результатам оперативного планирования можно сделать следующий  вывод:

Во-первых, на предприятии  на протяжении всего анализируемого периода наблюдается перевыполнение плана расходов, что является отрицательным фактором.

Во-вторых, превышение плана поступлений над расходами положительно влияют на конечные финансовые результаты деятельности предприятия, т.е. на прибыль.

Итак, ресторан «Диюр» характеризуется постоянными темпами развития, высокими экономическими и финансовыми показателями, что должно стать стимулом работы руководства и рабочих предприятия в дальнейшей деятельности и наращивании производства.

Однако эффективность текущего и оперативного планирования на предприятии остаются малоэффективными, из-за превышения фактических расходов над плановыми.

 

Глава 3. Предложения  по совершенствованию финансового  планирования в ресторане «Диюр» и их эффективность

3.1 Разработка  предложений по совершенствованию  финансового планирования в ресторане  «Диюр»

Следует отметить, что существующее планирование не обеспечивает должным образом стабильную финансовую устойчивость ресторана «Диюр».  На предприятии успешно применяется система кадрового внутрифирменного планирования, однако этого недостаточно. Это главным образом выражается в отсутствии плановой стратегии в работе с поставщиками и кредиторами.

Новая система финансового  планирования должна быть нацелена на:

  1.      Разработку стратегического планирования на размещение рекламного ролика в маршрутных такси с учетом метода оценки по чистой приведенной стоимости
  2. Уменьшение временного отрезка планирования с кварталов по месяцам
  3. Внедрить элементы финансового контролинга.

С переходом на качественно иной уровень текущего планирования предприятие  расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов.

Кроме этого можно  предложить для усовершенствования системы планирования:

- планирование (корректировка  и уточнение) должно осуществляться  «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

- должно осуществляться  сценарное планирование с учетом  изменений внешней среды, внешних  и внутренних рисков;

- нужно планировать  защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

- следует оптимизировать  планы и производственные программы  с учетом стратегических интересов  собственника, по экономическим  и инвестиционным критериям; 

- система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

- обязательное требование  — система планирования должна  включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация данных мероприятий  позволит:

  1. Определить какой уровень чистого дохода обеспечить вложение в новую линию продукции
  2. Повысить степень достоверности отчетов
  3. Своевременно использовать свободные денежные средства и избегать «замораживания» наличных денежных средств
  4. Предотвратить появление кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству
  5. Снизить дополнительные расходы на покрытие дефицита наличности по месяцам
  6. Автоматизация учета и финансового планирования позволит снизить затраты на оплату труда, повысить производительность труда и повысить точность расчетов

Финансовый план разрабатывается  на основе  сопоставления ожидаемых  платежей и ожидаемых поступлений. Исходя из этого можно составить представление  о том, будет ли финансовое положение предприятия удовлетворительным.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса: методы, порядок, организация реализации плана