Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка производственной программы на основе максимально возможной объективной оценки позиции продукции предприятия на рынке с точки зрения покупателя и производителя.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить экономический объект, проанализировать методики оценки конкурентоспособности продукции, оценить финансово-экономическое положение предприятия и уровень конкурентоспособности производимой продукции и определить основные направления повышения уровня конкурентоспособности продукции и пути повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Файлы: 1 файл

Диплом с приложениями.doc

— 1.96 Мб (Скачать файл)

В зависимости от полноты  учета затрат себестоимость бывает:

- технологическая – включает цеховые затраты на выпуск продукции;

- производственная – затраты предприятия на выпуск продукции;

- полная – включает затраты не только на производство, но и на реализацию продукции.

Конкурентоспособность продукции – сложная категория, объединяющая ряд факторов, формируемых различными видами деятельности на предприятии, важнейшими из которых являются: качество, сервисное и техническое обслуживание, цена потребления и инновационная деятельность (новизна и технический уровень продукции и процессов).

Под конкурентоспособностью товара (продукции) принято понимать ее способность отвечать требованиям целевого рынка этого вида товара. Оценка конкурентоспособности конкретной продукции производится на основе ее сопоставления с соответствующей продукцией других производителей (конкурентов). Показатели конкурентоспособности определяются отношением полезного эффекта от использования продукции к цене ее потребления. В качестве полезного эффекта обычно принимаются показатели качества и характеристики продукции. Уровень конкурентоспособности определяется отношением показателей конкурентоспособности оцениваемой продукции и продукции конкурента (конкурентов). Если это отношение больше единицы, то продукция конкурентоспособна, если меньше – нет. За базовую продукцию при оценке принимают обычно идеальную потребительскую модель или соответствующую модель производителя – лидера отрасли по рассматриваемому виду продукции. В такой оценке наряду с объективностью конкретных показателей качества и цены продукции часто присутствует элемент, связанный с тем, что значимость рассматриваемых показателей (характеристик) определяется экспертно. Кроме того, сама совокупность сравниваемых характеристик также может выбираться с определенной долей субъективности.

Следует отметить, что  качество и цена продукции являются важными, но не единственными факторами обеспечения конкурентной позиции предприятия на рынке. Поэтому для достижения успеха недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности продукции до выхода ее на рынок. Необходимо активно влиять на ситуацию на рынке, включая приобретение необходимого имиджа, стимулирования спроса, решение вопросов кредитования покупателей и расширения сбытовой сети и другие активные действия на рынке. Вместе с тем необходимо помнить, что качество продукции является главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия в отрасли и на рынке.

Конкурентоспособность изделия закладывается при разработке, материализуется при производстве, укрепляется при реализации, а  проявляется при эксплуатации.

 

1.3 Оценка экономического состояния объекта

 

Для оценки финансового состояния  экономического объекта используется анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ряд предыдущих лет. Для оценки использовалась информация из бухгалтерских балансов (приложения Б, В), отчетов о прибылях и убытках (приложения Г, Д) за 2009-2010 года.

В таблице 1.1 приведены результаты финансово-хозяйственной деятельности СООО «СТЛ Экструзия» за 2008-2010 года.

 

Таблица 1.1 – Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности СООО «СТЛ Экструзия»

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Темп роста, %

2009 год к 2008 году

2010 год к 2009 году

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.

7 866

62 036

131 881

788,66

212,59

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах, млн.р.

9 518

68 240

131 881

716,96

193,26

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов  и сборов, включенных в выручку), млн.р.

6 943

56 017

119 752

806,81

213,78

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.

5 777

49 190

101 838

851,48

207,03

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах, млн.р.

6 990

54 109

101 838

774,07

188,21

Валовая прибыль, млн.р.

1 166

6 827

17 914

585,51

262,40

Расходы на реализацию, млн.р.

438

1 464

3 621

334,25

247,34


 

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

5

6

Прибыль от реализации, млн.р.

728

5 363

14 293

736,68

266,51

Рентабельность продукции, %

12,600

10,900

14,040

86,52

128,73

Рентабельность продаж, %

9,260

8,640

10,840

93,41

125,37

Уровень валового дохода, %

14,820

11,000

13,580

74,24

123,43

Чистая прибыль, млн.р.

545

3 341

13 671

613,03

409,19

Среднесписочная численность работников, чел.

179

245

301

136,87

122,86

Коэффициент текущей ликвидности (>=1,4)

0,322

0,366

0,841

113,90

229,47

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (<=0,85)

0,981

0,924

0,734

94,25

79,45

Коэффициент финансовой независимости

0,019

0,076

0,266

393,27

351,33


 

Анализируя данные таблицы 1.1 можно отметить, что на  
СООО «СТЛ Экструзия» в 2008-2010 года имелись положительные тенденцию роста объемов выручки от реализации продукции (работ, услуг). Темп роста выручки от реализации продукции в 2009 году относительно 2008 года в сопоставимых ценах составил 716,96 %. В тоже время на предприятии наблюдается рост расходов на реализацию продукции в 2010 году на 2 157 млн.р. или 247,34 % по сравнению с 2009 годом.

Произошло увеличение темпов роста чистой прибыли от реализации в 2010 году по отношению к 2009 году, что вызывает рост рентабельности продаж и рентабельности продукции. В 2010 году рентабельность продаж составила 10,84 процентных пункта, что больше уровня показателя в 2009 году на 25,37 %. Рост рентабельности продукции за аналогичный период составил 3,14 процентных пунктов. Увеличение показателей произошло за счет роста выручки от реализации продукции.

Наибольший удельный вес в полных затратах на производство продукции занимают материальные затраты  – более 85 %. Структура затрат на производство продукции представлена на рисунке 1.1.

За три анализируемых  года произошло увеличение среднесписочной  численности работников предприятия  за счет создания новых рабочих мест на 122 чел. или на 68,16 %. На 68,20 % произошло увеличение производительности труда: с 396,1 млн. р. до 666,23 млн. р./чел.

Рисунок 1.1 – Структура  затрат на производство продукции

 

Проанализировав данные таблицы 1.1 можно сделать вывод, что коэффициент текущей ликвидности имеет тенденцию к увеличению и стремится к своему нормативному значению (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 – Динамика коэффициента текущей ликвидности

Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств. Коэффициент ликвидности – показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства. Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в 2010 году достиг нормативного уровня. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами показывает, что предприятие является устойчиво платежеспособным, т. к. при нормативе, который не должен превышать 0,85 вышеуказанный коэффициент составил 0,734. Финансовые обязательства предприятия должны составлять не более 85 % его активов. Величина данного коэффициента подтверждает способность данного предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам 
(рисунок 1.3).

Коэффициент финансовой независимости характеризует долю активов организации, сформированы за счет собственных средств. Данный коэффициент указывает, насколько организация может уменьшить величину активов без нанесения ущерба интересам кредиторов. Чем выше значение коэффициента, тем более устойчивое финансовое положение организации. Инвесторы и банки, выдающие кредиты, обращают внимание на значение этого коэффициента. Чем выше значение коэффициента, тем с большей вероятностью организация может погасить долги за счет собственных средств. Чем больше показатель, тем независимее предприятие.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами представляет собой коэффициент, характеризующий способность организации рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации имущества (активов).

Рисунок 1.3 – Динамика коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами

 

Превышение нормативного значения коэффициента указывает на критическую ситуацию, при которой, даже реализовав все свои активы, предприятие не всегда получает возможность рассчитаться по своим финансовым обязательствам, что может привести к возникновению реальной угрозы его ликвидации посредством процедуры банкротства. На  
СООО «СТЛ Экструзия» такой угрозы нет, т.к. рассчитанный коэффициент значительно ниже нормативного значения.

 

1.4 Постановка задачи дипломной работы

 

Современное экономическое  развитие характеризуется ведущим  значением технико-технологических  факторов, являющихся главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности предприятий. Актуальность проблемы качества продукции в настоящее время очевидна, так как качество продукции с точки зрения потребителя – это способность на приемлемом уровне удовлетворить определенную потребность. А с точки зрения производителя качество – это основная характеристика конкурентоспособности продукции.

Качество продукции, являясь  мерой потребительной стоимости  и конкурентоспособности, существенно  связано с конъюнктурой рынка  и может меняться без изменения  внутренних свойств продукции, поэтому  качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. Одновременно качество продукции диалектически связано с количеством заложенного в ней общественно необходимого труда, т. е. со стоимостью и формируемой рынком ценой, и также может меняться в связи с изменением рыночной ситуации.

Как правило, повышение  конкурентоспособности продукции сопровождается возрастанием затрат на ее создание (разработку и производство), но эта тенденция может быть предотвращена или ее влияние уменьшено использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства, производительности труда, которые ведут к снижению общественно необходимых затрат на единицу полезного эффекта продукции. Моральное старение продукции также ведет к относительному падению ее качества, хотя стоимость продукции может оставаться неизменной. Поэтому стоимость, а тем более устанавливаемая рыночными механизмами цена продукции не могут служить основным критерием конкурентоспособности продукции.

Информация о работе Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности