Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка производственной программы на основе максимально возможной объективной оценки позиции продукции предприятия на рынке с точки зрения покупателя и производителя.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить экономический объект, проанализировать методики оценки конкурентоспособности продукции, оценить финансово-экономическое положение предприятия и уровень конкурентоспособности производимой продукции и определить основные направления повышения уровня конкурентоспособности продукции и пути повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Файлы: 1 файл

Диплом с приложениями.doc

— 1.96 Мб (Скачать файл)

 

Рост рынка ПВХ-профилей обусловлен несколькими факторами: во-первых, увеличением масштабов строительства нового жилья в целом по стране; во-вторых,  переориентацией рынка с деревянных оконных блоков на изделия из ПВХ; в-третьих, повышением доли использования подобных изделий при реконструкции зданий.

На внутреннем оконном рынке рост объемов потребления  ПВХ профилей объясняется несколькими  причинами:

- увеличение объемов строительства нового жилья в стране и переориентацией рынка с деревянных оконных блоков на изделия из ПВХ;

- снижение цен на оконную продукцию из ПВХ профилей;

- повышение доли использования подобных изделий при реконструкции жилых и административных зданий.

Структура потребления оконных конструкций на рынках окон ПВХ различных стран показана на рисунке 3.4. Наибольшей популярностью среди потребителей окон конструкций в анализируемых странах пользуются окна ПВХ (более 60 %)., что связано с лучшим сочетанием цены и качества по сравнению с остальными оконными конструкциями.

 

Рисунок 3.4 – Структура потребления оконных конструкций

 

Динамичное  развитие рынка окон обусловлено  двумя факторами. Во-первых, активное применение современных оконных  конструкций стимулирует государство. Так, новые ГОСТы значительно  ужесточают требования к вновь устанавливаемым окнам, что подталкивает строительные компании комплектовать «новостройки» современными оконными конструкциями. Во-вторых, росту оконного рынка способствует и динамичное развитие экономики. Уровень благосостояния населения увеличивается, люди больше зарабатывают и, соответственно, больше тратят на ремонт и отделку жилья. И большинство людей, ремонтируя свое жилище, отказываются от старых окон в пользу современных конструкций.

С введением новых  норм по теплосбережению зданий, оконные  проемы всех новостроек заполняются стеклопакетами, помещенными в рамы из ПВХ-профиля, алюминия, дерева или комбинации этих материалов. При этом наибольшее распространение получили двухкамерные стеклопакеты, которые заключены в рамы, изготовленные из ПВХ-профиля (металлопластиковые окна). Эти конструкции обладают внушительным перечнем высоких потребительских свойств: привлекательным внешним видом, простотой в эксплуатации, практически полным отсутствие затрат на уход за конструкцией. Однако основной фактор, обеспечивающим металлопластиковым окнам господствующее положение на отечественном рынке – это демократичная цена.

При планировании сбыта продукции основной упор предприятие  делает на развитие дилерских структур. Обладая их внушительным списком, СООО СТЛ «Экструзия» сможет обеспечить гарантированный сбыт своей продукции.

 

3.3 Анализ конкурентов

 

В настоящее  время на рынке Республики Беларусь существует ряд производителей ПВХ-профиля.

«Becker-System»: основная масса профиля экспортируется.

Компания «Эльфпласт»: белорусский производитель ПВХ профиля, компания «Эльфпласт», представляет торговую марку «INFINITE» – систему профилей для производства окон и дверей. Профили «INFINITE» прошли полный цикл испытаний и соответствуют стандарту качества СТБ 1264-2001, что подтверждено Сертификатом Соответствия РБ.

В настоящее  время базовая продукция «Эльфпласт» – это четырёхкамерная система оконных профилей PR-6042 «INFINITE» с полным ассортиментом комплектующих, занимают от 5 до 7 % рынка Республики Беларусь.

Основными конкурентами на рынке Беларуси являются немецкие производители – «КВЕ», «Rehau», «Veka», преимуществом которых является более чем пятидесятилетний опыт работы в данной сфере, мощное финансирование и высококлассные специалисты.

В тоже время слабым звеном у конкурентов является организация реализации продукции, так как они недостаточно хорошо ориентируются в местной специфике бизнеса, делают ставку на зарубежных специалистов и недооценивают движущую роль дилерских структур, пытаясь параллельно организовывать собственные сбытовые сети. Совокупный объем продаж западноевропейских брэндов на белорусском рынке около 70 % в тоже время объем реализации профильной системы «МОНБЛАН» уже составляет 17-18 %, что больше каждого из них в отдельности.

На сегодняшний день на территории России выпуск ПВХ-профиля осуществляют более 50 предприятий, в том числе дочерние компании большинства ведущих западных производителей (точное значение данного показателя увеличится в большую сторону, т.к. в расчет не берется число фирм, содержащих не более 2-х экструдеров и обслуживающих локальный рынок). Практически все российские производители оконного профиля используют ПВХ отечественного производства, а различные технологические добавки, в основном, импортируются.

Основными поставщиками профиля на рынке России окон ПВХ являются следующие компании: «REHAU» (Германия), «KBE» (Германия), «VEKA» (Германия), «ALUPLAST» (Германия), «GEALAN» (Германия), «PLAFEN» (Германия), «THYSSENPOLYMER GmbH» (Германия), «HTTROPLAST (TROCAL)» (Германия), «PROPLEX» (Россия), «Самарские Оконные Конструкции» (Россия), «Глобал Шиелд» (WELTPLAST, Россия), «SHUCO International KG» (Германия), «PLUSTEC» (Германия), «SALAMANDER» (Германия), «MONTBLANC» (Россия). Основную долю рынка занимают производители Германии и России, помимо этого можно встретить продукцию следующих стран-производителей: Бельгии, Австрии, Франции, Италии, Словакии, Великобритании, Турции, Южной Кореи. Более 50% от общего объема производства приходится на долю шести ведущих компаний: «profine RUS» (марки: «KBE», «Trocal», «Koemmerling», «Knipping» – каждая компания, включенная в концерн, продвигает свою марку), «REHAU», «VEKA Rus», «Глобал Шиелд», «PROPLEX» и «Самарские оконные конструкции».

Подавляющее большинство  ПВХ-профиля не производится на Украине, а импортируется. В большинстве своем на украинском рынке представлен немецкий профиль: «KBE», «Rehau», «Gealan», «Trocal» и т. д. Свою долю на рынке также имеют турецкий, польский, российский, датский, чешский, словацкий профили. На самой Украине организовано более десятка (в т.ч. совместных) предприятий, производящих профиль под марками «Venta», «Weltplast», «Gevis», «Ecoplsast», «LGC» и другими. В ближайшее время под Киевом начинается строительство завода немецкой компании «Veka».

 

3.4 Оценка уровня конкурентоспособности продукции  
СООО «СТЛ Экструзия»

 

Рама и створка являются основными элементами оконной конструкции, именно их эстетические и технические  характеристики определяют физические и эксплуатационные свойства пластикового окна (иногда еще встречается его  обозначение как металлопластиковое или ПВХ окно).

Поскольку эстетическая сторона вопроса предпочтения той  или иной марки профиля ПВХ  является сугубо личной прерогативой, поэтому каждая профильная система будет оцениваться только по ключевым техническим особенностям:

- толщина профиля  рамы;

- количество камер в профиле рамы;

- толщина стеклопакета;

- количество  контуров уплотнения;

- сопротивление  профиля теплопередаче;

- звукоизоляция;

- цена.

Числовые значения характеристик, а также внешний вид профилей СООО «СТЛ Экструзия» и предприятий-конкурентов представлены в приложении Л. В качестве конкурентов были выбраны следующие профили: «Proplex Optima», «Rehau Brilliant Design», «Salamander 3D», «Veka Softline AD», «Veka Swingline», «Veka Topline», «Veka Alphaline», «KBE Эксперт», «Laoumann Universal», «Gealan 3000», «Brugman AD», «Funke KS-Phoenix».

Поскольку наиболее распространенным топом окна является окно с одной  створкой поворотной, второй – глухой, третьей – поворотно-откидной, то оценка уровня конкурентоспособности осуществлялось именно для окна такого типа (рисунок 3.5).

 

Рисунок 3.5 –  Тип окна ПВХ для оценки уровня конкурентоспособности

 

Для оценки уровня конкурентоспособности  воспользуемся формулами (2.9-2.12) для  метода профилей, (2.13-2.21) для разностного  метода, (2.16-2.21) для метода анализа иерархий. Промежуточные расчеты по методам представлены в приложении М.

Коэффициенты качества и уровня конкурентоспособности, рассчитанные по методу профилей, представлены на рисунке 3.6.

 

Рисунок 3.6 –  Расстановка мест по уровню конкурентоспособности по методу профилей

Согласно данного метода по оцениваемым техническим и  эксплуатационным характеристика наилучшим  качеством обладает профиль «Montblanc Grand 80», но из-за своей высокой цены по уровню конкурентоспособности данный образец уступает лидерское место «Veka Softline AD», который обладает лучшим сочетанием цены и качества: третье место по качеству и первое по конкурентоспособности. Остальная продукция СООО «СТЛ Экструзия», а это «Montblanc Eco 60», «Montblanc Termo 60» и «Montblanc Nord 70» находятся на 13, 11 и 5 местах по коэффициенту качества, а по уровню конкурентоспособности – на 10, 8 и 6 местах соответственно.

Профили «Montblanc Eco 60», «Montblanc Termo 60» благодаря своей демократичной цене смогли отвоевать пару позиций по уровню конкурентоспособности у своих конкурентов, а образец «Montblanc Nord 70», наоборот, уступил одно место образцу «Veka Topline».

Коэффициенты  качества и уровня конкурентоспособности, рассчитанные по разностному методу, представлены на рисунке 3.7.

 

Рисунок 3.7 – Расстановка мест по уровню конкурентоспособности по разностному методу

 

По данному  методу наименьшей суммой разницы технических  и эксплуатационных характеристик  образцов по отношению к идеальному объекту с учетом значимости той  или иной характеристики обладает профиль «Veka Alphaline». Он обладает наиболее высоким интегральным показателем, а, значит, он наиболее приближен к идеальному объекту.

Профили «Montblanc Eco 60», «Montblanc Termo 60», «Montblanc  
Nord 70» и «Montblanc Grand 80» заняли 14, 11, 5 и 2 места соответственно. У профиля «Montblanc Grand 80» три характеристики из семи соответствуют идеальным параметрам, в том числе и самая значимая – звукоизоляция. Значимость данной характеристики, определенная по методу анализа иерархий, составляет 33,5 %.

Коэффициенты качества и уровня конкурентоспособности, рассчитанные по методу анализа иерархий, представлены на рисунке 3.8.

 

Рисунок 3.8 –  Расстановка мест по методу анализа  иерархий

 

Данный метод первоначально  был использован для определения  значимости (весомости) показателей, по которым происходит оценка уровня конкурентоспособности: сравнивались попарно между собой технико-экономические показатели, затем по формулам (2.16-2.21) рассчитывались индекс согласованности экспертов и расставлялись приоритеты среди показателей (приложение Н). Согласно проведенным расчетам, наиболее значимыми показателями, которыми руководствуются потребители при осуществлении выбора, являются звукоизоляция (33,5 %), сопротивление профиля теплопередаче (29,2 %) и цена (13,4 %).

Расстановка мест по уровню конкурентоспособности для анализируемых  образцов, рассчитанный с применением  различных методов, представлена на рисунке 3.9.

 

Рисунок 3.9 – Величина коэффициентов качества для профилей

 

Далее метод был применен для сравнения всех образцов по каждой из имеющихся характеристик. При выборе свой приоритет потребители отдали образцу «Veka Alphaline». По пяти характеристикам из семи данный образец преобладал над своими характеристиками. Второе же место потребители отдали «Montblanc Grand 80». Остальная продукция СООО «СТЛ Экструзия» – «Montblanc Eco 60», «Montblanc Termo 60», «Montblanc Nord 70» заняла 13, 11 и 5 места.

Поскольку методы не дали одинаковой расстановки мест, то для определения абсолютного  лидера воспользуемся методом суммы мест (таблица 3.7, рисунок П.2).

Из таблицы 3.7 следует, что лучшим уровнем конкурентоспособности обладает профиль СООО «СТЛ Экструзия» «Montblanc Grand 80». Конкуренцию на рынке данному профилю могут составить профили «Veka Softline AD», «Veka Alphaline»: они находятся на 2 и 3 месте соответственно. Профили «Montblanc Eco 60», «Montblanc Termo 60» и «Montblanc Nord 70» заняли 12, 10 и 5 места соответственно.

В настоящее  время профильная система «МОНБЛАН»  занимает достаточно высокую ценовую категорию. С точки зрения производителей светопрозрачных конструкций профиль, удельная составляющая которого в конструкции составляет до 40 %, должен иметь оптимальное соотношение цена-качество. При этом наиболее важным аспектом является стабильность качественных параметров (геометрия, цвет, глянец). При этом даже идеальное качество профиля не всегда гарантирует надлежащее качество конечной продукции, т.к. использование некачественной фурнитуры, уплотнительной резины, бракованного стеклопакета и т.п. может свести на «нет» все усилия добросовестного производителя профиля. Кроме того, оконная конструкция может быть сварена и установлена в проем с нарушением технологии.

 

Таблица 3.7 – Комплексная оценка уровня конкурентоспособности профилей

Профиль

Метод

Комплексная оценка

профилей

разностный

«Саати»

Montblanc Eco 60

10

14

13

37

Montblanc Termo 60

8

11

11

30

Montblanc Nord 70

6

5

5

16

Montblanc Grand 80

2

2

2

6

Proplex Optima

13

12

15

40

Rehau Brilliant Design

9

6

6

21

Salamander 3D

11

9

9

29

Veka Softline AD

1

3

3

7

Veka Swingline

3

4

4

11

Veka Topline

4

8

8

20

Veka Alphaline

5

1

1

7

KBE Эксперт

14

7

7

28

Laoumann Universal

15

16

16

47

Gealan 3000

12

15

14

41

Brugman AD

16

10

12

38

Funke KS-Phoenix

7

13

10

30

Информация о работе Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности