Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа
Целью дипломной работы является разработка производственной программы на основе максимально возможной объективной оценки позиции продукции предприятия на рынке с точки зрения покупателя и производителя.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить экономический объект, проанализировать методики оценки конкурентоспособности продукции, оценить финансово-экономическое положение предприятия и уровень конкурентоспособности производимой продукции и определить основные направления повышения уровня конкурентоспособности продукции и пути повышения эффективности функционирования предприятия в целом.
Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 283,43 %, а объем реализации – на 254,69 %. При этом объем производства продукции растет быстрее объемов реализации, что приводит к образованию запасов готовой продукции на складах. Опережающие темпы роста производства продукции над реализацией объясняется разрывом во времени между производством продукции и ее поставкой потребителю в готовом виде, а также спецификой монтажа производимой продукции.
Среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции составляет 56,52 % и 52,51 % соответственно. Это означает, что в среднем на 50 % в год происходит рост объемов производства и реализации продукции.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится по данным, приведенным в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2010-2011 года
Наименование |
Объем производства продукции, млн. р. |
Реализация продукции, млн. р. | ||||||
план |
факт |
+, - |
процент к плану |
план |
факт |
+, - |
процент к плану | |
2010 год | ||||||||
профиль ТЕРМО 60 |
4 781 |
9 195 |
4 414 |
148,00 |
5 151 |
9 235 |
4 084 |
144,23 |
профиль ГРАНД 80 |
2 949 |
4 722 |
1 772 |
137,54 |
3 612 |
4 792 |
1 180 |
124,62 |
профиль ЭКО 60 |
6 715 |
12 776 |
6 061 |
147,44 |
6 814 |
12 827 |
6 013 |
146,88 |
профиль НОРД 70 |
5 827 |
10 670 |
4 844 |
145,39 |
6 223 |
10 676 |
4 453 |
141,71 |
прочая |
122 |
283 |
161 |
156,96 |
128 |
283 |
155 |
154,86 |
ИТОГО |
20 394 |
37 647 |
17 253 |
145,83 |
21 927 |
37 813 |
15 885 |
142,01 |
2011 год | ||||||||
профиль ТЕРМО 60 |
9 195 |
9 549 |
354 |
103,85 |
9 235 |
9 375 |
140 |
101,52 |
профиль ГРАНД 80 |
4 722 |
5 501 |
780 |
116,51 |
4 792 |
5 460 |
669 |
113,95 |
профиль ЭКО 60 |
12 776 |
13 431 |
654 |
105,12 |
12 827 |
13 129 |
302 |
102,35 |
профиль НОРД 70 |
10 670 |
11 476 |
806 |
107,55 |
10 676 |
11 417 |
741 |
106,94 |
прочая |
283 |
288 |
5 |
101,63 |
283 |
286 |
3 |
101,04 |
Итого |
37 647 |
40 245 |
2 598 |
134,66 |
37 813 |
39 667 |
1 855 |
125,80 |
Из таблицы 3.2 видно, что за 2010 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 45,83 %, а в 2011 году – 34,66 %, по реализации в 2010 году – 41,01 %, а в 2011 году – на 25,80 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Далее проведем анализ динамики производства продукции по месяцам за три последних года, т. к. показатели объемов производства и объемов реализации тесно взаимосвязаны (рисунок 3.2).
Проанализировав динамику (рисунок 3.2) производства, можно сказать, что в течение 2011 года этот показатель имеет большее значение по сравнению с аналогичными периодами 2009-2010 года. При этом наблюдается всплеск производства в летне-осенний период, что связано со спецификой монтажа оконных конструкций.
Рисунок 3.2 – Динамика производства продукции
за 2009-2011 года
по месяцам
Большое влияние на результаты хозяйственной
деятельности оказывают ассортимент (номенклатура)
и структура производства и реализации
продукции. При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции предприятие
должно учитывать, с одной стороны, спрос
на данные виды продукции, а с другой –
наиболее эффективное использование трудовых,
сырьевых, технических, технологических,
финансовых и других ресурсов, имеющихся
в его распоряжении. Структура выпускаемой
продукции за
2010-2011 года приведена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Структура продукции за 2009-2011 года
Наимено |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменение 2010 год к 2009 году |
Изменение 2011 год к 2010 году | |||||
объем реализации, тонн |
структу |
объем реализации, тонн |
структу |
объем реализации, тонн |
структу |
объема реализации, тонн |
структу |
объема реализации, тонн |
структу | |
профиль ТЕРМО 60 |
1 951 |
19,08 |
3 498 |
18,68 |
3 551 |
18,27 |
1 547 |
-0,40 |
53 |
-0,41 |
профиль ГРАНД 80 |
1237 |
12,10 |
1641 |
8,76 |
1870 |
9,62 |
404 |
-3,33 |
229 |
0,86 |
профиль |
2 687 |
26,28 |
5 058 |
27,01 |
5 177 |
26,63 |
2 371 |
0,73 |
119 |
-0,38 |
профиль НОРД 70 |
2 216 |
21,67 |
3 802 |
20,31 |
4 066 |
20,92 |
1 586 |
-1,37 |
264 |
0,61 |
прочая |
2133 |
20,86 |
4725 |
25,23 |
4774 |
24,56 |
2 592 |
4,37 |
49 |
-0,67 |
Итого |
10 224 |
100,00 |
18 724 |
100,00 |
19 438 |
100,00 |
8 500 |
- |
714 |
- |
Из таблицы 3.3 видно, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом рост объема реализации продукции увеличился на 714 млн. р., в структуре производимой продукции произошли следующие изменения:
- сократился удельный вес профиля «ТЕРМО 60», профиля «ЭКО 60» и прочих видов продукции;
- увеличилась доля профиля «ГРАНД 80» и профиля «НОРД 70».
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции (таблица 3.4).
Если бы план производства в 2009 году был равномерно перевыполнен на 121,66 %, в 2010 году – на 194,85 %, а в 2011 году – на 105,48 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы в 2009 году 1 491 млн. р., в 2010 году – 3 513 млн. р., а в 2011 году – 8 295 млн. р. При фактической структуре он составил в 2009 году 1 712 млн.р., в 2010 году – 6 232 млн. р., в 2011 году – 8 348 млн. р. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске, а именно профиля «ГРАНД 80» и профиля «НОРД 70».
У предприятия достаточно хорошо налажены связи с покупателями за рубежом (таблица 3.5). Более 50 % производимой продукции в 2011 году было направлено на экспорт (произведено профилей на сумму 19 438 млн. р., экспортировано на сумму 11 341 млн. р.). В 2010 году экспорт вырос на 5 742 млн. р., а в 2011 году – уменьшился на 32 млн. р. При этом доля более дорогой продукции в общем объеме экспорта за 2011 год выросла.
Таблица 3.4 – Анализ структуры товарной продукции за 2009-2011 года
Наименование |
Цена, млн. р. |
Объем производства продукции, тонн |
Структура продукции, % |
Товарная продукция в ценах плана, млн. р. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. р. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт при плановой структуре |
факт | |||
2009 год | |||||||||
профиль ТЕРМО 60 |
2,13 |
1 750 |
1 811 |
22,23 |
18,91 |
828 |
857 |
729 |
-128 |
профиль ГРАНД 80 |
2,35 |
936 |
1 010 |
11,89 |
10,55 |
262 |
283 |
251 |
-32 |
профиль ЭКО 60 |
2,05 |
2 301 |
2 648 |
29,23 |
27,65 |
1 378 |
1 585 |
1 500 |
-86 |
профиль НОРД 70 |
2,27 |
1 321 |
2 075 |
16,78 |
21,67 |
502 |
789 |
1 019 |
230 |
прочая |
0,05 |
1 564 |
2 033 |
19,87 |
21,23 |
15 |
20 |
21 |
1 |
Итого |
7 872 |
9 577 |
100,00 |
100,00 |
2 985 |
3 534 |
3 519 |
-15 | |
2010 год | |||||||||
профиль ТЕРМО 60 |
2,22 |
1 811 |
3 483 |
18,91 |
18,66 |
759 |
1 461 |
1 442 |
-19 |
профиль ГРАНД 80 |
2,45 |
1 010 |
1 617 |
10,55 |
8,67 |
261 |
418 |
344 |
-75 |
профиль ЭКО 60 |
2,13 |
2 648 |
5 038 |
27,65 |
27,00 |
1 562 |
2 972 |
2 902 |
-70 |
профиль НОРД 70 |
2,36 |
2 075 |
3 800 |
21,67 |
20,36 |
1 061 |
1 943 |
1 826 |
-117 |
прочая |
0,05 |
2 033 |
4 723 |
21,23 |
25,31 |
22 |
51 |
60 |
10 |
Итого |
9 577 |
18 661 |
100,00 |
100,00 |
3 666 |
6 845 |
6 574 |
-271 | |
2011 год | |||||||||
профиль ТЕРМО 60 |
2,64 |
3 483 |
3 617 |
18,66 |
18,38 |
1 716 |
1 782 |
1 755 |
-28 |
профиль ГРАНД 80 |
2,92 |
1 617 |
1 884 |
8,67 |
9,57 |
409 |
477 |
527 |
50 |
профиль ЭКО 60 |
2,54 |
5 038 |
5 296 |
27,00 |
26,91 |
3 449 |
3 626 |
3 614 |
-12 |
профиль НОРД 70 |
2,81 |
3 800 |
4 087 |
20,36 |
20,76 |
2 173 |
2 337 |
2 383 |
46 |
прочая |
0,06 |
4 723 |
4 800 |
25,31 |
24,39 |
72 |
73 |
70 |
-3 |
Итого |
18 661 |
19 684 |
100,00 |
100,00 |
7 819 |
8 295 |
8 348 |
53 |
Таблица 3.5 – Структура экспортных поставок в 2009-2011 года
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
объем экспорта, тонн |
структура, % |
объем экспорта, тонн |
структура, % |
объем экспорта, тонн |
структура, % | |
профиль ТЕРМО 60 |
764 |
13,57 |
1 717 |
15,10 |
1 619 |
14,28 |
профиль ГРАНД 80 |
504 |
8,95 |
816 |
7,17 |
853 |
7,52 |
профиль ЭКО 60 |
1 887 |
33,51 |
3 536 |
31,09 |
3 579 |
31,56 |
профиль НОРД 70 |
1 206 |
21,42 |
2 195 |
19,30 |
2 330 |
20,54 |
прочая |
1270 |
22,55 |
3109 |
27,34 |
2960 |
26,10 |
ИТОГО |
5 631 |
100,00 |
11 373 |
100,00 |
11 341 |
100,00 |
Исходя их результатов проведенного анализа, можно сделать вывод, что предприятие чувствует себя уверенно как на внутренних, так и рынках дальнего и ближнего зарубежья.
3.2 Анализ рынков сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.
Сбыт продукции, производимой СООО «СТЛ Экструзия», осуществляется на рынках 5 стран – Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Казахстана и Литвы. Рынок окон ПВХ Республики Беларусь в 2011 году составил 50 тыс. тонн, Российской Федерации – 1 240 тыс. тонн, Украины – 250 тыс. тонн, Казахстана – 50 тыс. тонн, Литвы – 35 тыс. тонн. Общий мировой объем продаж окон является относительно постоянным – около 500 млн. окон в год.
Наиболее перспективными и динамичными мировыми рынками окон являются Азия и Восточная Европа, чьи рынки в течение последних лет быстро развиваются. Снижение, напротив, происходит на североамериканском рынке. Относительно стабильным остается западноевропейский рынок, в отдельных регионах которого наблюдается тенденция насыщения.
В последние 4 года прирост потребления светопрозрачных конструкций составлял не менее 20% в год. С учетом производственной программы, доля на рынке окон ПВХ продукции СООО «СТЛ Экструзия» в 2011 году представлена на рисунке 3.3.
Одним из основных источников роста потребления являться замена существующих окон старых конструкций, которая инициируется и ускоренным проведением реформы ЖКХ в различных регионах. Величина жилищного фонда представлена в таблице 3.6. Как видно из таблицы 3.6 величина жилищного фонда в 2011 году в основных странах потребителях продукции предприятия сократилась по сравнению с 2010 года на 3,7 %. Меньше всего жилья было введено в 2011 году в Республике Беларусь, что связано с резким удорожанием 1 м2 жилой площади в 2011 году по сравнению с 2010 годом.
Рисунок 3.3 – Доли рынка продукции СООО
СТЛ «Экструзия» в
2011 году
Потенциал рынка светопрозрачных конструкций, в частности ПВХ-окон, ограничивается только производственными мощностями. Продолжение строительного бума, развитие в части регионов ипотечных программ, рост доходов населения обусловливают продолжение активного роста отрасли.
Таблица 3.6 – Жилищный фонд
В миллионах квадратных метров
Страна |
2010 год |
2011 год |
Темп роста 2011 года к 2010 году, % |
Республика Беларусь: |
6 629,9 |
5 487,0 |
82,8 |
- Брестская область |
1 101,6 |
865,2 |
78,5 |
- Витебская область |
617,6 |
490,7 |
79,5 |
- Гомельская область |
964,4 |
829,8 |
86,0 |
- Гродненская область |
810,5 |
689,7 |
85,1 |
- г. Минск |
1 153,4 |
1 002,2 |
86,9 |
- Минская область |
1 300,8 |
1 108,8 |
85,2 |
- Могилевская область |
681,6 |
500,6 |
73,4 |
Российская Федерация |
72 451,4 |
70 287,5 |
97,0 |
Украина |
6,4 |
9,3 |
145,9 |
Казахстан |
6 408,8 |
6 532,9 |
101,9 |
Литва |
83,0 |
83,7 |
100,8 |
Итого |
85 579,5 |
82 400,4 |
96,3 |
Информация о работе Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности