Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка производственной программы на основе максимально возможной объективной оценки позиции продукции предприятия на рынке с точки зрения покупателя и производителя.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить экономический объект, проанализировать методики оценки конкурентоспособности продукции, оценить финансово-экономическое положение предприятия и уровень конкурентоспособности производимой продукции и определить основные направления повышения уровня конкурентоспособности продукции и пути повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Файлы: 1 файл

Диплом с приложениями.doc

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Из таблицы  видно, что за три года объем производства возрос на 283,43 %, а объем реализации – на 254,69 %. При этом объем производства продукции растет быстрее объемов реализации, что приводит к образованию запасов готовой продукции на складах. Опережающие темпы роста производства продукции над реализацией объясняется разрывом во времени между производством продукции и ее поставкой потребителю в готовом виде, а также спецификой монтажа производимой продукции.

Среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции составляет 56,52 % и 52,51 % соответственно. Это означает, что в среднем на 50 % в год происходит рост объемов производства и реализации продукции.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится по данным, приведенным в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2010-2011 года

Наименование

Объем производства продукции, млн. р.

Реализация продукции, млн. р.

план

факт

+, -

процент к плану

план

факт

+, -

процент к плану

2010 год

профиль ТЕРМО 60

4 781

9 195

4 414

148,00

5 151

9 235

4 084

144,23

профиль ГРАНД 80

2 949

4 722

1 772

137,54

3 612

4 792

1 180

124,62

профиль ЭКО 60

6 715

12 776

6 061

147,44

6 814

12 827

6 013

146,88

профиль НОРД 70

5 827

10 670

4 844

145,39

6 223

10 676

4 453

141,71

прочая

122

283

161

156,96

128

283

155

154,86

ИТОГО

20 394

37 647

17 253

145,83

21 927

37 813

15 885

142,01

2011 год

профиль ТЕРМО 60

9 195

9 549

354

103,85

9 235

9 375

140

101,52

профиль ГРАНД 80

4 722

5 501

780

116,51

4 792

5 460

669

113,95

профиль ЭКО 60

12 776

13 431

654

105,12

12 827

13 129

302

102,35

профиль НОРД 70

10 670

11 476

806

107,55

10 676

11 417

741

106,94

прочая

283

288

5

101,63

283

286

3

101,04

Итого

37 647

40 245

2 598

134,66

37 813

39 667

1 855

125,80


 

Из таблицы 3.2 видно, что за 2010 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 45,83 %, а в 2011 году – 34,66 %, по реализации в 2010 году – 41,01 %, а в 2011 году – на 25,80 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Далее проведем анализ динамики производства продукции по месяцам за три последних года, т. к. показатели объемов производства и объемов реализации тесно взаимосвязаны (рисунок 3.2).

Проанализировав динамику (рисунок 3.2) производства, можно сказать, что в течение 2011 года этот показатель имеет большее значение по сравнению с аналогичными периодами 2009-2010 года. При этом наблюдается всплеск производства в летне-осенний период, что связано со спецификой монтажа оконных конструкций.

Рисунок 3.2 – Динамика производства продукции за 2009-2011 года  
по месяцам

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Структура выпускаемой продукции за  
2010-2011 года приведена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Структура продукции за 2009-2011 года

Наимено 
вание

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение 2010 год к 2009 году

Изменение 2011 год к 2010 году

объем реализации, тонн

структу 
ра, %

объем реализации, тонн

структу 
ра, %

объем реализации, тонн

структу 
ра, %

объема реализации, тонн

структу 
ры, %

объема реализации, тонн

структу 
ры, %

профиль ТЕРМО 60

1 951

19,08

3 498

18,68

3 551

18,27

1 547

-0,40

53

-0,41

профиль ГРАНД 80

1237

12,10

1641

8,76

1870

9,62

404

-3,33

229

0,86

профиль  
ЭКО 60

2 687

26,28

5 058

27,01

5 177

26,63

2 371

0,73

119

-0,38

профиль НОРД 70

2 216

21,67

3 802

20,31

4 066

20,92

1 586

-1,37

264

0,61

прочая

2133

20,86

4725

25,23

4774

24,56

2 592

4,37

49

-0,67

Итого

10 224

100,00

18 724

100,00

19 438

100,00

8 500

-

714

-


 

 

 

Из таблицы 3.3 видно, что в 2011 году по сравнению  с 2009 годом рост объема реализации продукции  увеличился на 714 млн. р., в структуре производимой продукции произошли следующие изменения:

- сократился  удельный вес профиля «ТЕРМО 60»,  профиля «ЭКО 60» и прочих видов  продукции;

- увеличилась  доля профиля «ГРАНД 80» и профиля  «НОРД 70».

Увеличение  объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции (таблица 3.4).

Если бы план производства в 2009 году был равномерно перевыполнен на 121,66 %, в 2010 году – на 194,85 %, а в 2011 году – на 105,48 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы в 2009 году 1 491 млн. р., в 2010 году – 3 513 млн. р., а в 2011 году – 8 295 млн. р. При фактической структуре он составил в 2009 году 1 712 млн.р., в 2010 году – 6 232 млн. р., в 2011 году – 8 348 млн. р. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске, а именно профиля «ГРАНД 80» и профиля «НОРД 70».

У предприятия достаточно хорошо налажены связи с покупателями за рубежом (таблица 3.5). Более 50 % производимой продукции в 2011 году было направлено на экспорт (произведено профилей на сумму 19 438 млн. р., экспортировано на сумму 11 341 млн. р.). В 2010 году экспорт вырос на 5 742 млн. р., а в 2011 году – уменьшился на 32 млн. р. При этом доля более дорогой продукции в общем объеме экспорта за 2011 год выросла.

 

 

Таблица 3.4 – Анализ структуры товарной продукции за 2009-2011 года

Наименование

Цена, млн. р.

Объем производства продукции, тонн

Структура продукции, %

Товарная продукция в ценах  плана, млн. р.

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. р.

план

факт

план

факт

план

факт при плановой структуре

факт

2009 год

профиль ТЕРМО 60

2,13

1 750

1 811

22,23

18,91

828

857

729

-128

профиль ГРАНД 80

2,35

936

1 010

11,89

10,55

262

283

251

-32

профиль ЭКО 60

2,05

2 301

2 648

29,23

27,65

1 378

1 585

1 500

-86

профиль НОРД 70

2,27

1 321

2 075

16,78

21,67

502

789

1 019

230

прочая

0,05

1 564

2 033

19,87

21,23

15

20

21

1

Итого

 

7 872

9 577

100,00

100,00

2 985

3 534

3 519

-15

2010 год

профиль ТЕРМО 60

2,22

1 811

3 483

18,91

18,66

759

1 461

1 442

-19

профиль ГРАНД 80

2,45

1 010

1 617

10,55

8,67

261

418

344

-75

профиль ЭКО 60

2,13

2 648

5 038

27,65

27,00

1 562

2 972

2 902

-70

профиль НОРД 70

2,36

2 075

3 800

21,67

20,36

1 061

1 943

1 826

-117

прочая

0,05

2 033

4 723

21,23

25,31

22

51

60

10

Итого

 

9 577

18 661

100,00

100,00

3 666

6 845

6 574

-271

2011 год 

профиль ТЕРМО 60

2,64

3 483

3 617

18,66

18,38

1 716

1 782

1 755

-28

профиль ГРАНД 80

2,92

1 617

1 884

8,67

9,57

409

477

527

50

профиль ЭКО 60

2,54

5 038

5 296

27,00

26,91

3 449

3 626

3 614

-12

профиль НОРД 70

2,81

3 800

4 087

20,36

20,76

2 173

2 337

2 383

46

прочая

0,06

4 723

4 800

25,31

24,39

72

73

70

-3

Итого

 

18 661

19 684

100,00

100,00

7 819

8 295

8 348

53


 

Таблица 3.5 – Структура экспортных поставок в 2009-2011 года

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

объем экспорта, тонн

структура, %

объем экспорта, тонн

структура, %

объем экспорта, тонн

структура, %

профиль ТЕРМО 60

764

13,57

1 717

15,10

1 619

14,28

профиль ГРАНД 80

504

8,95

816

7,17

853

7,52

профиль ЭКО 60

1 887

33,51

3 536

31,09

3 579

31,56

профиль НОРД 70

1 206

21,42

2 195

19,30

2 330

20,54

прочая

1270

22,55

3109

27,34

2960

26,10

ИТОГО

5 631

100,00

11 373

100,00

11 341

100,00


 

 

 

Исходя их результатов проведенного анализа, можно сделать вывод, что  предприятие чувствует себя уверенно как на внутренних, так и рынках дальнего и ближнего зарубежья.

 

3.2 Анализ рынков сбыта

 

От рынков сбыта зависят  объем продаж, средний уровень  цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.

Сбыт продукции, производимой СООО «СТЛ Экструзия», осуществляется на рынках 5 стран – Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Казахстана и Литвы. Рынок окон ПВХ Республики Беларусь в 2011 году составил 50 тыс. тонн, Российской Федерации – 1 240 тыс. тонн, Украины – 250 тыс. тонн, Казахстана – 50 тыс. тонн, Литвы – 35 тыс. тонн. Общий мировой объем продаж окон является относительно постоянным – около 500 млн. окон в год.

Наиболее перспективными и динамичными мировыми рынками  окон являются Азия и Восточная Европа, чьи рынки в течение последних лет быстро развиваются. Снижение, напротив, происходит на североамериканском рынке. Относительно стабильным остается западноевропейский рынок, в отдельных регионах которого наблюдается тенденция насыщения.

В последние 4 года прирост потребления светопрозрачных конструкций составлял не менее 20% в год. С учетом производственной программы, доля на рынке окон ПВХ продукции СООО «СТЛ Экструзия» в 2011 году представлена на рисунке 3.3.

Одним из основных источников роста потребления являться замена существующих окон старых конструкций, которая инициируется и ускоренным проведением реформы ЖКХ в различных регионах. Величина жилищного фонда представлена в таблице 3.6. Как видно из таблицы 3.6 величина жилищного фонда в 2011 году в основных странах потребителях продукции предприятия сократилась по сравнению с 2010 года на 3,7 %. Меньше всего жилья было введено в 2011 году в Республике Беларусь, что связано с резким удорожанием 1 м2 жилой площади в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

 

 

Рисунок 3.3 – Доли рынка продукции СООО СТЛ «Экструзия» в  
2011 году

 

Потенциал рынка  светопрозрачных конструкций, в  частности ПВХ-окон, ограничивается только производственными мощностями. Продолжение строительного бума, развитие в части регионов ипотечных программ, рост доходов населения обусловливают продолжение активного роста отрасли.

 

Таблица 3.6 – Жилищный фонд

В миллионах  квадратных метров

Страна

2010 год

2011 год

Темп роста 2011 года к 2010 году, %

Республика Беларусь:

6 629,9

5 487,0

82,8

- Брестская область

1 101,6

865,2

78,5

- Витебская область

617,6

490,7

79,5

- Гомельская область

964,4

829,8

86,0

- Гродненская область

810,5

689,7

85,1

- г. Минск

1 153,4

1 002,2

86,9

- Минская область

1 300,8

1 108,8

85,2

- Могилевская область

681,6

500,6

73,4

Российская Федерация

72 451,4

70 287,5

97,0

Украина

6,4

9,3

145,9

Казахстан

6 408,8

6 532,9

101,9

Литва

83,0

83,7

100,8

Итого

85 579,5

82 400,4

96,3

Информация о работе Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности