Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка производственной программы на основе максимально возможной объективной оценки позиции продукции предприятия на рынке с точки зрения покупателя и производителя.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить экономический объект, проанализировать методики оценки конкурентоспособности продукции, оценить финансово-экономическое положение предприятия и уровень конкурентоспособности производимой продукции и определить основные направления повышения уровня конкурентоспособности продукции и пути повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Файлы: 1 файл

Диплом с приложениями.doc

— 1.96 Мб (Скачать файл)

При этом важно учитывать, что общественно необходимыми затратами, формирующими цену продукции, корректируемую рыночной ситуацией, могут считаться  лишь затраты, осуществляемые в пределах удовлетворения определенной общественной потребности, оцениваемой маркетинговыми исследованиями с учетом конкурентоспособности продукции и насыщенностью ею рынка.

Поскольку потребности  в продукции определенного качества удовлетворяются потребительными стоимостями этой продукции в условиях сегментации рынка, это предопределяет особую важность для экономической науки и практики исследования сущности, критериев количественной оценки потребительной стоимости (общественной полезности) продукции, а следовательно, ее качества и конкурентоспособности, в чем остро нуждается как экономическая теория, так и хозяйственная практика, особенно в условиях рыночных экономических отношений, с привлечением методов исследования операций (особенно методов прогнозирования и экспертных оценок), достижений современной теории маркетинга, логистики, поведения потребителей.

Категория качества продукции  непосредственно и тесно связана  с конкурентоспособностью, имея общую  сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса, то конкурентоспособность – категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т. п.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразно.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от его качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые  представляют выраженный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики в расчет не принимаются. Более того, по этим соображениям товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. То есть здесь действует один из принципов маркетинга: «Никто не хочет платить за низкое качество, но никто не будет платить за лишнее качество».

Оценка конкурентоспособности  продукции важна для предприятия, поскольку дает ему возможность  правильно оценить сильные и  слабые стороны выпускаемой продукции  и определиться со стратегией поведения.

На СООО «СТЛ Экструзия» производственная программа формируется на основе заключенных договоров на покупку продукции без оценки уровня конкурентоспособности продукции.

Поэтому цель дипломной  работы – оценка уровня конкурентоспособности продукции и формирование на ее основе производственной программы. Это позволит увеличить объемы продаж продукции и соответственно прибыль предприятия.

Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются (приложение Б):

- изучение экономического объекта;

- изучение методик оценки конкурентоспособности продукции;

- определение информации, необходимой для осуществления оценки конкурентоспособности продукции;

- сбор необходимой информации;

- оценка уровня конкурентоспособности продукции;

- формирование производственной программы.

Поэтому в дипломной  работе необходимо изучить деятельность предприятия, произвести оценку его финансово-хозяйственного состояния и охарактеризовать его положение на рынке. Далее необходимо непосредственно произвести анализ экономического объекта, изучить методики оценки и анализа, произвести сбор необходимой информации, оценить уровень конкурентоспособности производимой предприятием продукции и сформировать производственную программу.

 

2 Разработка математической  модели экономического объекта

 

2.1 Методика анализа экономического объекта

 

Анализ экономического объекта начинается с анализа его финансово-хозяйственной деятельности и расчета показателей, позволяющих оценить ее эффективность.

В качестве основных показателей, по которым будет производиться анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия выступают:

1) рентабельности продукции

 

,      (2.1)

 

где – прибыль от реализации;

  – себестоимость произведенной продукции [2, с.31].

  1. рентабельность продаж

 

,       (2.2)

 

где – выручка от реализации продукции.

  1. коэффициент текущей ликвидности

 

,    (2.3)

где – собственный оборотный капитал;

  – заемный капитал;

  – долгосрочные кредиты и займы;

  – резервы предстоящих расходов.

  1. коэффициент абсолютной ликвидности

 

,     (2.4)

где – денежные средства;

  – финансовые вложения.

  1. коэффициент финансовой зависимости

 

,      (2.5)

 

где – сумма пассивов;

  – балансовая стоимость собственного капитала [6, с.25].

Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции путем расчета  базисных и цепных темпов роста и прироста

 

,     (2.6)

 

где ОПi, РПi – объем производства и объем реализации соответственно в i периоде;

 ОП0, РП0 – объем производства и объем реализации в базисном периоде.

 

,     (2.7)

 

где ОПi, РПi – объем производства и объем реализации соответственно в i периоде;

 ОПi+1, РПi+1 – объем производства и объем реализации в i+1 периоде.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной

 

,     (2.8)

 

где n – число периодов.

 

2.2 Математическая модель экономического объекта

 

Для оценки конкурентоспособности окон ПВХ производства  
СООО «СТЛ Экструзия» будет использоваться различные комбинации методов.

Метод профилей (радар качества) позволяет  оценить качество выпускаемой продукции  по сравнению с идеалом без учета важности показателей и графически представляет построение лепестковой диаграммы по выбранным показателям. Данный метод предполагает использование регрессионного анализа для определения соответствия цены и качества для выбранного предприятия и его основных конкурентов.

Коэффициент качества аналитически определяется по формуле

 

,    (2.9)

 

где – количество факторов, по которым производится оценка качества;

  , , – расчетные отношения, определяемые по формулам

 

,      (2.10)

 

,     (2.11)

 

где – величина -го показателя качества;

   – максимальное значение -го показателя качества среди выбранных для сравнения качества объектов.

Формула (2.10) используется для тех показателей, увеличение значений которых  улучшает качество изделия (прямые показатели). Для тех показателей, повышение значений которых снижает интегральный показатель качества, применяется формула (2.11).

Определением коэффициента качества оценка изделия не заканчивается. Финансовое благополучие производителя  зависит от конкурентоспособности его продукции, которая определяется качеством и ценой изделия. Конкурентоспособность должна интегрировать в себе цену и качество изделия. Ее можно рассчитывать отношением коэффициента качества изделия к цене. Действительно, любой покупатель стремится купить за одну денежную единицу как можно больше «качества». Коэффициент конкурентоспособности в этом случае определяется по формуле

 

,     (2.12)

 

где – фактическая цена продукции;

  – уровень сервисного обслуживания.

Показатель (2.12) имеет  два преимущества, во-первых, несет  смысловую нагрузку – показывает, сколько единиц качества можно купить за одну денежную единицу, во-вторых, может быть рассчитан даже при отсутствии аналогов. Показатель конкурентоспособности лишен субъективных ошибок, т.к. и коэффициент качества, и цена изделия определены объективно. Расчет коэффициента конкурентоспособности в отличие от многих известных методов измерения производится лишь строго по его индивидуальным параметрам, т.е. нет необходимости выбора базового изделия.

Достоинством данного  метода является то, что он позволяет  объединить разномерные технико-экономические  показатели в один безразмерный показатель, который позволяет объективно оценивать и сравнивать аналогичные модели. Недостатком является то, что при оценке качества невозможно установить насколько оцениваемый образец уступает в своем классе конкурентам [11, с.48].

Для устранения данного  недостатка предлагается использовать разностный метод оценки качества изделия. Суть метода заключается в определении разностей между значениями выбранных для оценки технико-экономических показателей изделия и идеала и их интегрировании с учетом значимости. Разность между технико-экономическими показателями оцениваемого изделия и конкурента находим по формулам

 

,       (2.13)

 

,       (2.14)

 

где – разности между показателями.

Интегральный коэффициент  качества определяется по формуле

 

  ,       (2.15)

 

где – коэффициенты весомости показателей.

Выбор наиболее конкурентоспособного товара определяется исходя из минимальной  разницы интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара по отношению к его основным конкурентам [12, с.32].

Коэффициенты весомости  могут быть определены по средствам  метода анализа иерархий (Саати), который  позволяет сравнивать различные  варианты решений по определенным критериям и выбирать наилучший с точки зрения потребителя, поскольку предполагает использование экспертных оценок. Алгоритм метода следующий:

Пусть А1, А2, …, Аn – критерии или факторы, w1, w2, …, wn – значимость или вес этих критериев. В матрице указывается относительная значимость по сравнению с другими критериями: например, элемент показывает важность критерия w2 по отношению к w3. Значимость w1, w2, …, wn заранее неизвестна, а известны только отношения между ними. Задача состоит в нахождении значений w1, w2, …, wn.

Элементы матрицы задаются людьми-экспертами с помощью шкалы, представленной в таблице 2.1. Такой  шкалой удобно пользоваться при сравнении  факторов, которые сложно определить количественно.

По соглашению сравнивается относительная важность левых элементов матрицы с элементами вверху. Поэтому если элемент слева важнее, чем элемент вверху, то в клетку на пересечении заносится целое число; в противном случае – дробь (обратное значение). По главной диагонали проставляются единицы, так как элемент эквивалентен сам себе. В программе можно осуществить автоматическое заполнение клеток под главной диагональю ( ) числами, обратными тем, что находятся над диагональю ( ).

Для проведения оценок вариантов нужно заполнить матрицу парных сравнений для второго уровня (определить важность критериев как таковых).

На третьем уровне по каждому фактору строится матрица  парных сравнений, в которой определяется, насколько хорош тот или иной вариант для удовлетворения этого фактора.

 

Таблица 2.1 – Шкала  относительной важности

Интенсивность относительной важности

Определение

1

Равная важность

3

Умеренное превосходство одного над  другим

5

Существенное превосходство

7

Значительное превосходство

9

Очень сильное превосходство

2, 4, 6, 8

Промежуточные решения между двумя  соседними суждениями

Обратные величины

Если при сравнении первого  критерия со вторым получено целое  число, то при сравнении второго  с первым получается обратная величина

Информация о работе Формирование производственной программы на основе анализа конкурентоспособности