Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:46, дипломная работа
Целью выпускной аттестационной работы является адаптация результатов маркетинговых исследований к процессу формирования товарной стратегии предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) анализ методических основ формирования и реализации товарной политики предприятия; 2) анализ структуры ассортимента предприятия; 3) сегментация рынка потребителей продукции предприятия; 4) анализ потенциальных возможностей предприятия; 5) разработка рекомендаций по формированию товарной политики.
Введение 5
1. Характеристика товарной политики компании 7
1.1. Организационно-экономическая характеристика компании 7
1.2. Анализ товарного ассортимента 19
2. Перспективный анализ товарной среды бизнеса 30
2.1. Анализ спроса на продукцию и стратегических возможностей 30
сбыта
2.2. Сегментирование рынка и выбор наиболее привлекательных 34
сегментов
2.3. Анализ конкурентной среды 40
2.4. Анализ жизненного цикла товаров 46
2.5 Анализ форм и методов сбыта 52
3. Совершенствование товарной политики компании 55
3.1. Оптимизация продуктового портфеля 55
3.2. Стимулирование сбыта продукции. 58
3.3. Организация работы торгового отдела 62
3.4. Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Эти задачи стоят перед последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений величин издержек обращения и прибыли торговой организации, а также выбор оптимальной структуры товарооборота.
Анализ товарооборота
торгового предприятия
В табл. 1.6 представлен товарооборот предприятия за отчетный период.
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что за отчетный период на предприятии товарооборот по отношению к плану был выполнен. Анализируя удельный вес поступлений по кварталам, необходимо отметить, что для данного предприятия несвойственна сезонность (поступления в течении года достаточно равномерны).
В 4-ом квартале 2011 г. предприятие увеличило свой товарооборот на 250% по отношению к 2010 г. Это говорит о том, что на предприятии к концу 2010 г. произошло резкое снижение товарооборота. Отсюда следует, что необходимо выявить товарные группы, по которым произошло снижение товарооборота.
Рис. 1.2. Динамика объема реализации продукции, %
Таблица 1.6
Анализ товарооборота, руб.
Квартал |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % | ||
Сумма, руб. |
уд. вес, % |
Сумма, руб. |
уд. вес, % | |||
1 кв. |
3 062 179 |
21 |
3 189 769 |
17 |
127 591 |
104 |
2 кв. |
4 656 771 |
32 |
4 850 803 |
26 |
194 032 |
104 |
3 кв. |
5 209 070 |
36 |
5 426 114 |
29 |
217 045 |
104 |
4 кв. |
1 500 653 |
10 |
5 246 840 |
28 |
3 746 187 |
250 |
Итого |
14 428 673 |
100 |
18 713 527 |
100 |
4 284 854 |
130 |
Наибольший удельный вес в товарообороте занимают воздухоочистители (30%). Так же немаловажную роль играет продажа систем кондиционирования (28%). В общем, эти две категории товаров составляют более половины ассортимента.
В 2011 г. по отношению к 2010 г. наметилось увеличение доли радиаторов. В целом же глобальных переломов в структуре товарооборота не произошло. Это продемонстрировано на рис. 1.3.
Рис. 1.3 Динамика структуры товарооборота, %
Далее необходимо провести анализ изменения удельного веса данных товарных групп на конец периода.
Представленные в табл. 1.7 данные показали, что в целом товарооборот 2011 г. по отношению к 2010 г. вырос на 30%.
За 2011 г. максимальный рост в % отношении произошел по группе товаров Радиаторы (127%), а также Котельное оборудование (116%).
Таким образом, проведенный анализ выявил следующие закономерности. За отчетный период происходило увеличение товарооборота по 4 кварталам. Основной удельный вес в товарообороте приходится на такие товарные группы воздухоочистители и системы кондиционирования .
Проведенный анализ по товарным группам выявил, что за отчетный период произошло сокращение товарооборота только по группе товаров Водонагреватели (-5%). Поэтому, для увеличения товарооборота этой товарной группы необходимо провести исследования данной товарной группы и выявить причины снижения.
Таблица 1.7
Анализ структуры товарооборота по товарным группам, руб.
Группы товаров |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % | |
Воздухоочистители |
3 895 742 |
27 |
5 614 058 |
30 |
1 718 316 |
44 |
Системы кондиционирования |
5 050 035 |
35 |
5 239 788 |
28 |
189 752 |
4 |
Системы вентиляции |
1 010 007 |
7 |
1 122 812 |
6 |
112 805 |
11 |
Очистители воды |
721 434 |
5 |
1 122 812 |
6 |
401 378 |
56 |
Котельное оборудование |
432 860 |
3 |
935 676 |
5 |
502 816 |
116 |
Водонагреватели |
2 164 301 |
15 |
2 058 488 |
11 |
-105 813 |
-5 |
Радиаторы |
1 154 294 |
8 |
2 619 894 |
14 |
1 465 600 |
127 |
Итого |
14 428 673 |
100 |
18 713 527 |
100 |
4 284 854 |
30 |
Следующим этапом исследования является изучение поступления товаров на предприятие и состава их источников.
Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели.
Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года.
Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары.
Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно.
Темпы роста поступления товаров опережают увеличение розничного товарооборота, это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов. Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров в действующих ценах.
Особое внимание необходимо уделить изучению источников поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.
Рис 1.4. Динамика поступления продукции на предприятие в разрезе отдельных товарных групп, руб.
Структура поступления, как и объем, изменяется с каждым кварталом. Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях (в порядке консигнации, оплаты товаров спустя определенное время после их реализации и т.п.).
Динамика товарной
структуры поступления
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения.
Рис 1.5. Динамика товарной структуры поступления продукции в 2011 г., %
Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров и согласование спецификаций, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине розничных торговых предприятий (несвоевременное заключение договоров и представление поставщикам разнарядок и заявок на поставку товаров, отказ от заказанных товаров, нарушение действующего порядка расчетов и т.д.).
Важным вопросом является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнении плана и динамики товарооборота, торговой деятельности магазинов. В то же время равномерный и частный завоз товаров обеспечивает сохранение их качества и нормализует товарные запасы. На практике еще нередки случаи, когда преобладающая часть товаров поступает в магазины в конце отчетного периода (года, квартала, месяца) при недопоставке их в начале.
Одним из важнейших условий повышения прибыльности (и, следовательно, усиления механизма самофинансирования) является экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства (продаж) и его рентабельностью.
Формирование ассортиментной политики предприятия осуществляют по схеме: ранговый анализ фактической структуры ассортимента -> анализ факторов ассортиментной политики -> принятие решений о мерах по улучшению структуры ассортимента (построение матрицы "объем выпуска (продаж), рентабельность продукции") -> ранговый анализ желательной структуры ассортимента.
Рис. 1.6. Динамика общего объема поступления продукции в 2010-2011 гг.
В процессе рангового анализа для каждого вида изделия выявляют удельный вес выпуска в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска по удельному весу, ранг по рентабельности, разницу рангов по удельному весу выпуска и рентабельности.
Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента.
Если ранг выпуска продукта существенно больше ранга его рентабельности, то есть если продукт, имеющий низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то при наличии устойчивого спроса целесообразно снизить себестоимость или заменить изделие новым, более высокого качества и более рентабельным, а при наличии тенденции к снижению спроса — уменьшить объем выпуска.
Если ранг выпуска существенно ниже ранга рентабельности, то есть если изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в малых объемах, то при наличии устойчивого спроса целесообразно увеличить объем и, возможно, снизить цену в интересах повышения спроса.
Количественная степень рациональности структуры ассортимента может быть оценена коэффициентом корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности:
где Coi — ранг выпуска изделия вида i;
Cpi — ранг рентабельности изделия вида i;
n — число видов изделий в ассортименте (в нашем примере n = 7);
6 — корректирующий множитель.
Таблица 1.8
Ранговый анализ продуктовой (ассортиментной) программы
Наименование изделия |
Удельный вес выпуска, % общего объема выпуска |
Рентабельность, % |
Ранг выпуска, Coi |
Ранг рентабельности, Cpi |
Разница рангов, Coi – Cpi |
Воздухоочистители |
30 |
30 |
1 |
5 |
-4 |
Системы кондиционирования |
28 |
55 |
2 |
2 |
0 |
Системы вентиляции |
6 |
30 |
5 |
6 |
-1 |
Очистители воды |
6 |
40 |
6 |
3 |
3 |
Котельное оборудование |
5 |
64 |
7 |
1 |
6 |
Водонагреватели |
11 |
40 |
4 |
4 |
0 |
Радиаторы |
14 |
27 |
3 |
7 |
-4 |