Формирование товарной политики компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной аттестационной работы является адаптация результатов маркетинговых исследований к процессу формирования товарной стратегии предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) анализ методических основ формирования и реализации товарной политики предприятия; 2) анализ структуры ассортимента предприятия; 3) сегментация рынка потребителей продукции предприятия; 4) анализ потенциальных возможностей предприятия; 5) разработка рекомендаций по формированию товарной политики.

Содержание работы

Введение 5
1. Характеристика товарной политики компании 7
1.1. Организационно-экономическая характеристика компании 7
1.2. Анализ товарного ассортимента 19
2. Перспективный анализ товарной среды бизнеса 30
2.1. Анализ спроса на продукцию и стратегических возможностей 30
сбыта
2.2. Сегментирование рынка и выбор наиболее привлекательных 34
сегментов
2.3. Анализ конкурентной среды 40
2.4. Анализ жизненного цикла товаров 46
2.5 Анализ форм и методов сбыта 52
3. Совершенствование товарной политики компании 55
3.1. Оптимизация продуктового портфеля 55
3.2. Стимулирование сбыта продукции. 58
3.3. Организация работы торгового отдела 62
3.4. Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Формирование товарной политики компании 2.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

По решению Совета Знак качества «Тюменская марка» присвоен 82 наименованиям продукции 14 организаций  города Тюмени и юга Тюменской  области.

2). В 2011 г. при поддержке Администрации города Тюмени создан интернет-сайт «Тюменская марка», который функционирует в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: marka72.ru.

3). Выставка «Тюменская  марка», которая планируется к  проведению 27-28 октября 2012 г. Участие на выставке примут более 70 субъектов предпринимательства.

4). Информационная поддержка.

К сильным сторонам организации  можно отнести:

Качество обслуживания покупателей – заключается в  персональном подходе к каждому  покупателю.

Возможность продавать  некоторые позиции товара по наименьшей цене в регионе – существует благодаря соответствующим образом заключенным договорам на закупку крупных оптовых партий товаров.

Среди слабых сторон необходимо выделить:

Относительно высокие  цены на большинство импортируемого товара – в стоимость товара приходится закладывать возможный рост курса доллара.

Почти полное отсутствие условий для розничной торговли – в настоящее время преобладает  оптовая торговля со складов, отсутствуют  собственные розничные магазины.

Отсутствие планирования – до текущего момента не предпринималось попыток анализа, прогнозирования и планирования деятельности фирмы.

Возможности:

Развитие сети розничной  торговли – аренда/строительство  собственных розничных магазинов.

Заключение договоров  напрямую с европейскими производителями  – предполагает поиск и ведение переговоров.

Поддержка местных (российских) предпринимателей с целью получения  эксклюзивных прав на их продукцию  – предполагает разработку и внедрение  инвестиционных проектов.

Охват возможно большего числа клиентов – предполагает дальнейшее развитие агентской сети.

Проблемы и риски:

Глобальный  кризис экономики и связанное  с ним падение курса национальной валюты.

Наличие сильной  конкуренции.

По результатам SWOT –  анализа фирмы можно сделать  вывод о несколько нестабильном текущем положении фирмы на рынке (рис. 2.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

 

SWOT – анализ

Внутренняя  среда

(S)

(W)

 Высокая доля рынка в городе и регионе

  Квалифицированный и опытный персонал и менеджмент

 Высокая узнаваемость и конкурентоспособность торговой марки

 Низкая мотивация менеджмента к внедрениюинноваций – в связи с высоким

проникновением  на рынок и высокой узнаваемостью  торговой марки

 Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

  Недостаток финансирования подразделений, ответственных за выработку новых стратегий поведения предприятия на рынке

Внешняя среда

(O)

(T)

  Постоянно растущий спрос и появление новых клиентов

  Постоянные разработки и внедрение новых видов услуг

  Высокая способность персонала к повышению квалификации.

  Ослабление позиций конкурентов в связи с падением спроса из-за спада экономики;

  Возможность быстрого развития с началом экономического роста и восстановлением уровня спроса

  Повышение требований рынка по качеству товаров и услуг

  Изменение характера спроса на различные виды услуг

  Падение спроса  на отдельные виды товаров  и услуг

  Изменения в действующем законодательстве

  Неблагоприятные демографические изменения в регионе


 

2.4. Анализ жизненного  цикла товаров

 

Жизненный цикл продукта — время с момента первоначального  появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. (Не надо путать с производственным жизненным циклом, включающим НИОКР, освоение в производстве, само производство, эксплуатацию и снятие с производства.) Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж (внедрение на рынок), рост, зрелость (насыщение) и спад.

Анализ жизненного цикла  товаров произведем на основе матрицы  БКГ (матрица Бостонской консультативной  группы).

Графически матрица БКГ представляет собой четыре квадрата, построенные в двухмерной системе координат «темпы роста продаж» (вертикальная ось) и «относительная доля рынка» (горизонтальная ось). При ее построении темпы роста объемов продаж товара делят на «высокие» и «низкие» условной линией на уровне, например, 5 или 10%.

Практически эта граница  может быть установлена на любом  приемлемом для анализа уровне и  определяется самим предприятием. Не рекомендуется ее устанавливать  ниже 5 % или ниже темпов роста экономики (отрасли) в целом.

Матрица БКГ составляется на всю выпускаемую предприятием продукцию, или, как сейчас принято говорить, на весь портфель его продуктов или услуг. В этом смысле ее можно рассматривать как пример портфельного анализа. Для ее составления по каждому продукту должна иметься следующая информация:

  • объем продаж в стоимостном выражении, он представляется на матрице площадью круга;
  • доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента, которая определяет горизонтальное положение круга в матрице;
  • темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей продукцией, они определяют вертикальное положение круга в матрице.

Для этого построения матрицы необходимо вычислить текущие показатели методики, выявить стратегически непривлекательные товары и исключить их из выпуска.

Рассчитаем показатель рост рынка (РР). Этот показатель характеризует  движение товаров на рынке, что выражается через изменение объема реализации (продаж) данного продукта (результата данного бизнес-процесса) за последний рассматриваемый период времени (в упрощенном варианте – отношение продаж за последний период к предпоследнему).

Рассчитаем показатель Относительная доля рынка (ОДР). Данный параметр определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы, а доля рынка предприятия находится как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции. Представим показатели в табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

 

Показатели матрицы БКГ

 

Вид продукции

Объем реализации, руб.

Доля рынка (%)

 РР 

 ОДР

 

2010

2010

фирмы

конкур.

Воздухоочистители

3 895 742

5 614 058

4,5

20

         1,44

       0,23

Системы кондиционирования

5 050 035

5 239 788

2,8

15

         1,04

       0,19

Системы вентиляции

1 010 007

1 122 812

3,9

17

         1,11

       0,23

Очистители воды

721 434

1 122 812

2,3

22

         1,56

       0,10

Котельное оборудование

432 860

935 676

1,8

17

         2,16

       0,11

Водонагреватели

2 164 301

2 058 488

1,36

19

         0,95

       0,07

Радиаторы

1 154 294

2 619 894

5,9

25

         2,27

       0,24


 

Диаметр круга на рис. 2.3, выраженный в относительных единицах (объем реализации одного из товаров принимается за единицу), выбирается пропорционально доле объема продукции в объеме реализации.

 

Рис. 2.3. Матрица БКГ

 

Из выпускаемых фирмой товаров (как следует из описания областей матрицы БКГ) только категория товаров «Воздухоочистители», относящаяся к области «Звезд», приносит устойчивую прибыль. Составляя новый продуктовый портфель компании, следует ориентироваться на наиболее перспективные товары.

Однако, в данном случае оказывается, что большая часть  продуктов компании относится к  области «Трудные дети». Продукты, классифицируемые как «Трудные дети», несомненно перспективны, так как находятся на быстро растущих рынках, но их продвижение требует от компании больших финансовых затрат.

Распределение продаж неравномерно, 70% приходится на «Трудных детей» и 30% - на «Звезд» (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Распределение продаж, руб., %

 

Полученная в результате анализа по методу БКГ продуктовая стратегия оказывается очень привлекательной, так как позволяет за счет перераспределения продаж не очень перспективных продуктов превратить другие категории продаж в «Звезду» или «Дойную корову». Интерпритация матрицы представлена в табл. 2.7.

Такой стратегический ход  позволит компании завоевать прочное  место на рынке продукции и  возможно получить необходимые средства для раскручивания новых (на данной стадии отвергнутых) продуктов, но это  уже вопрос будущих разработок стратегических линий.

 Однако необходимо  отметить, что на практике требуется  с осторожностью относиться к  полученным результатам и производить  многократную их проверку, рассматривая  различные варианты будущей стратегии  (в целях исключения упущенных  возможностей).

Хотя со времени создания матрицы экономические условия сильно изменились - в условиях глобализации число внешних факторов и скорость изменений на рынке существенно выросли,  тем не менее ее построение весьма наглядно демонстрирует текущее состояние продуктового портфеля предприятия и даёт основу для принятия новых решений в области стратегического управления.

 

Таблица 2.7.

 

Интерпретация матрицы

 

Звезды (левый верхний сектор)

Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке

Преимущество лидерства и рост рынка

Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать  в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании.

Дойные коровы (левый нижний сектор)

Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.

Преимущество лидерства

Основная стратегия для этих бизнес-единиц - сохранение существующего  уровня. Инвестировать в их развитие рекомендуется в объеме, необходимом  для поддержания доли рынка.

Вопросительные знаки (правый верхний сектор)

Перспективные бизнес-единицы с  высокой степенью неопределенности

Рост рынка

Как правило, требуют значительных затрат для увеличения доли рынка. Однако, инвестиции в "вопросительные знаки" связаны с высоким уровнем  риска, поэтому не рекомендуется направлять на их развитие слишком большую долю средств.

Собаки (правый нижний сектор)

Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют  текущих перспектив.

 

Таких продуктов не должно быть много  и в их развитие, как правило, не рекомендуется инвестировать существенные средства, т.к. они не обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании. Обычная стратегия для "собак" заключается в получении максимального дохода при минимальных инвестициях и последующем исключении продукта из портфеля.


 

 

 

 

2.5.  Анализ форм и методов сбыта

 

Сбыт в структуре  представлен, всего лишь, отчасти  отделом снабжения и сбыта, а  также складом готовой продукции. При сбыте продукции используется канал распределения нулевого уровня, то есть предприятие работает с клиентами без посредников. Этому способствует то, что в таком случае предприятие имеет возможность управлять всем процессом товародвижения и получать точную обратную связь о работе канала.

Рассмотрим характеристики функционирования существующего канала товародвижения, которыми выступают длина, ширина канала, скорость и стоимость сбыта.

Длина канала распределения  на заводе минимальна и равна двум (канал состоит из производителя  и потребителя).

Ширина канала (количество однопорядковых звеньев канала) равна единице (один производитель и один потребитель).

Скорость сбыта зависит  от предыдущих величин. Кроме этого, на скорость сбыта влияет обеспеченность канала необходимыми техническими службами и торговым персоналом. Для этого  на заводе существует склад готовой продукции и служба сбыта. Из данной зависимости можно сделать вывод о том, что скорость сбыта на заводе минимальна и, в зависимости от условий договора, товар может быть реализован в течение одного дня.

Стоимость сбыта, ввиду  отсутствия посредников и мероприятий по стимулированию сбыта, также минимальна, но ее размеры колеблются в зависимости от условий договора. Если договор включает обязательства транспортировки, то стоимость сбыта увеличивается на сумму затрат на транспортировку товара. Также в стоимость сбыта могут включаться издержки хранения продукции на складе завода и затраты на упаковку. Рассмотрим перечисленные варианты.

Упаковка товара является одним из элементов, позволяющих  облегчить процесс передвижения товара от завода-производителя к предприятию-покупателю и получить дополнительные маркетинговые преимущества.

Это позволяет, во-первых, обеспечить сохранность продукции  при ее транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах, снижая количество боя, а также  защищая ее от природных и механических воздействий; во-вторых, это упрощает сверку количества продукции при ее пересчетах; и в-третьих, обеспечивает удобство при переноске товара.

При построении существующей структуры сбыта руководство  О преследовало следующие цели: максимально охватить рынок потенциальных потребителей, добиться максимально возможной рентабельности продаж, иметь по возможности полную и достоверную информацию о рынке.

Информация о работе Формирование товарной политики компании