Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:32, дипломная работа
Целью данной работы является разработка направлений кадрового аудита в системе управления персоналом для предупреждения кризисной ситуации.
В ходе работы будут решаться следующие задачи:
- изучить теорию и нормативно-правовую базу по теме исследования;
- провести частичный кадровый аудит предприятия;
- выявить наличие или отсутствие кризисной ситуации на предприятии;
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема |
Кадровый аудит как инструмент профилактики |
кризисной ситуации на предприятии | |
В последние годы мировая экономика перенесла немало потрясений. Экономический кризис, разразившийся в 2008 году, высокие скачки стоимости нефти, политическая нестабильность в мире - все эти моменты не могли не отразится на внешней и внутренней экономике нашей страны. В настоящее время многие крупные компании все еще испытывают затруднения в связи с произошедшими событиями.
На фоне мирового кризиса многим компаниям приходилось действовать достаточно жестко в сфере управления персоналом. Персонал - одна из важнейших составляющих в работе предприятия, но в то же время оплата труда персонала является одной из самых затратных статей бухгалтерского баланса. Многие руководители, стремясь улучшить финансовое состояние своих предприятий, прибегали к сокращению численности и штата сотрудников. Но на волне всеобщих увольнений с предприятий не всегда уходили только те сотрудники в ком они, возможно, не нуждались, но и очень хорошие специалисты, чей уход значительно отражался на внутренней экономике компании.
В свете прошедших событий стало актуально задумываться о системе антикризисного управления персоналом на предприятии, благодаря которому стало бы возможно вовремя определить назревание кризисной ситуации и принять меры по ее устранению. Но какими инструментами необходимо воспользоваться для создания действующей системы антикризисного управления персоналом, чтобы вовремя получать всю необходимую информацию о кадровом потенциале компании в целом и потенциале отдельных ее составляющих? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, в этой работе мы рассмотрим кадровый аудит как инструмент антикризисного управления персоналом, а так же его применение на конкретном предприятии.
Актуальность проведения кадрового аудита на предприятиях диктуется еще и сведениями из проверок Государственной инспекции труда (ГИТ). ГИТ – это служба, занимающаяся проверками в области трудового права, которая отвечает за соблюдение норм и правил ведения кадрового делопроизводства. Не всегда на предприятиях работодатели уделяют должное внимание ведению кадрового делопроизводства, что ведет к нарушению в составлении основных кадровых документов, что в свою очередь может привести к наложению административных взысканий, а в некоторых случаях и к привлечению к уголовной ответственности руководителя и иных должностных лиц. О не редкости таких нарушений можно утверждать, обратившись к отчетам о проверках данной службы по Московской области за 2011 год. В ходе проверок было выявлено 9144 нарушения трудового законодательства, из них 2071 (22,64%) нарушение, не связано с охраной труда, и 7073 (77,35%) – связанных с охраной труда.
Наиболее часто применяемыми санкциями за нарушение трудового законодательства являются административные штрафы, которые напрямую связаны с финансовым состоянием предприятия. При повторном нарушении трудового законодательства деятельность предприятия может быть приостановлена до устранения всех нарушений.
Целью данной работы является разработка направлений кадрового аудита в системе управления персоналом для предупреждения кризисной ситуации.
В ходе работы будут решаться следующие задачи:
- изучить теорию и нормативно-
- провести частичный кадровый аудит предприятия;
- выявить наличие или отсутствие кризисной ситуации на предприятии;
- разработать превентивные меры по предотвращению кризисной ситуации на предприятии.
Объект данной работы – система антикризисного управления персоналом.
Предметом является кадровый аудит.
В работе применялись следующие общенаучные методы исследования: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
В данной работе использованы следующие термины и определения:
Практическая часть работы раскрыта на примере ОАО «НИИП им.Тихомирова».
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.
Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Управление персоналом подразделяется на следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом.
Но не всегда системное управление персоналом способно помочь решить возникающие вопросы, которые могут возникнуть в коллективе на волне кризисных ситуаций на предприятии или в мире в целом. Поэтому необходимо уже сегодня задуматься о том, каким образом будут решаться вопросы по управлению персоналом при возникновении кризисной ситуации.
Антикризисное управление персоналом предъявляет определённые, отличные от регулярного управления, требования к системе управления персоналом. Такая определённость обусловлена принципом соответствия деловой стратегии и стратегии управления персоналом. Главная задача, которую решает служба персонала в условиях кризиса - это поддержка антикризисных мер путём эффективной организации взаимодействия руководителей, специалистов и рабочих предприятия.
Ситуация кризиса также отягощена сопутствующими кадровыми проблемами, которые необходимо решать. Наиболее часто встречающиеся проблемы - это неудовлетворённость оплатой труда, отток квалифицированного персонала, социально-психологическая напряжённость.
Таким образом, помимо реализации своих прямых функциональных обязанностей, от службы персонала требуется организовать поддержку изменениям в условиях неблагоприятной кадровой ситуации.
Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих и, прежде всего, в крупных организациях создаются новые службы системы управления персоналом, целью которых, должно стать налаживание функционального трудового коллектива.
Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.
Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление организацией в целом, управление функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем:
- подсистема управления наймом и учетом персонала;
- подсистема управления трудовыми отношениями;
- подсистема обеспечения нормальных условий труда;
- подсистема управления развитием персонала;
- подсистема управления социальным развитием;
- подсистема развития организационной структуры управления;
- подсистема правового обеспечения управления персоналом;
- подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом.
Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:
1) ликвидация имеющихся изъянов
в структуре организации, препятствующих
повышению
2) поиск уникальных черт фирм,
создающих притягательный для
потребителей образ фирмы. Как
показывает опыт, этот подход
более продуктивен; он основывается
на нескольких существенных
Принцип оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с сокращением персонала, — обычная практика на кризисном предприятии. Однако она может быть как эффективной, так и неэффективной.
При проведении реорганизации эффективная практика предполагает:
• предпочтение сокращению уровней в организационной структуре управления, а не рабочих мест, обращая внимание на укрепление кадрового резерва для высшего звена руководства предприятия;
• взаимозависимость структурных элементов организационной структуры при проведении сокращений, для чего при необходимости впоследствии осуществлять меры по стабилизации новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;
• кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации, и пользующийся поддержкой коллектива план финансового оздоровления; не следует увлекаться масштабными сокращениями персонала;
• периодическую переоценку кадровой структуры предприятия;
• выявление, поддержку и обучение работников предприятия, проявляющих лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
• поддержку образовательных программ, реализуемых на предприятии;
• предварительную подготовку перспективных кандидатов на ключевые руководящие должности в организации, обращая прежде всего внимание на умелое выполнение функций руководства в условиях кризиса;
• децентрализацию структуры управления с делегированием необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечением максимальной гибкости при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;
• командную работу, а не индивидуальные усилия — формирование рабочих групп, команд (как между отделами, так и в различных подразделениях предприятия);
• идентификацию и сохранение ядра кадрового потенциала предприятия;
• продолжение набора персонала, поддержку его профессионального роста, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях его деятельности.
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия.
Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта.
Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.
Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия.
Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими свойствами:
Информация о работе Кадровый аудит как инструмент профилактики кризисной ситуации на предприятии