Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:32, дипломная работа
Целью данной работы является разработка направлений кадрового аудита в системе управления персоналом для предупреждения кризисной ситуации.
В ходе работы будут решаться следующие задачи:
- изучить теорию и нормативно-правовую базу по теме исследования;
- провести частичный кадровый аудит предприятия;
- выявить наличие или отсутствие кризисной ситуации на предприятии;
По результатам аудита можно оценить:
Методика проведения кадрового аудита на предприятии.
Комплексный кадровый аудит компании отвечает на три основных вопроса:
Другими словами, аудит позволяет оценить:
Для проведения аудита предварительно
исследуются документы, и проводится опрос ключевых должностных
лиц компании. Процедура сбора и анализа
информации включает следующие основные
направления:
1. Общая характеристика кадрового состава.
Аудиторы изучают пакет документов, содержащий информацию о персонале компании за последние 3 года: численность, половозрастной и образовательный состав, динамика изменений (количество принятых и уволенных сотрудников, уровень текучести кадров, с разбивкой по подразделениям), характеристики управленческого звена и кадрового резерва.
2. Стратегия управления персоналом и кадровая политика.
Анализируются документы, отражающие принципы кадровой политики и принятую на предприятии программу развития системы управления персоналом. Фиксируются стратегии поиска и отбора сотрудников, методы мотивации, адаптации и обучения в том виде, как эти направления отражены в официальных документах. Сравниваются уровни системы для их оптимизации (отдельно определяются функции работы с персоналом, которые инициируются руководством организации, кадровой службой, вышестоящими структурами). Выявляются приоритетные направления кадровой политики, анализируется структура системы управления персоналом, распределения зон ответственности
и полномочий между ее субъектами.
Многие аудиторы работают только с документами,
в то время как возможна ситуация, когда
они не действуют, хотя и грамотно составлены.
Бывает и наоборот: бумаги, фиксирующей
кадровую политику, нет, а работа с персоналом
в компании ведется хорошо, о чем свидетельствуют
сами сотрудники. Поэтому важно работу
с документами дополнить работой с персоналом.
3. Подсистема организационных изменений
и регламентация деятельности персонала.
Выяснение того, кто в компании несет ответственность за организационную структуру и изменения в ней, установление принципов разработки соответствующих документов. Анализируется штатное расписание, положение о структурных подразделениях, должностных инструкциях, а также порядок внесения изменений, них.
4. Порядок обработки персональных данных работников и гарантия их защиты.
Выясняется, существует ли документированный
порядок доступа к этой информации, кто
несет ответственность за ее хранение
и обработку и т. п.
5. Оформление, сопровождение и расторжение
трудовых отношений. Анализируется порядок
оформления сотрудника на работу, перевода
на другую должность (в другой филиал или
подразделение), а также процедура расторжения
трудовых отношений. Кроме того, аудиторы
изучают формирование прочих приказов
по личному составу, приказов об отпусках.
6.Обеспечение надежности профессиональной
деятельности и сохранение здоровья персонала.
Изучается организация работы с кадрами, направленной на поддержание высокого уровня надежности, эффективности профессиональной деятельности, безопасности, сохранение работоспособности и здоровья сотрудников. Уровень развития данной подсистемы анализируется по соответствующим организационным документам.
7. Подсистема социального обеспечения персонала.
Рассматривается реализация на предприятии социальной политики (добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев, медицинское обслуживание, общественное питание и отдых сотрудников, работа с пенсионными фондами, спортивно-оздоровительная и культурно-массовая работа и т. п.).
8. Учет рабочего времени. Выяснение того, какое должностное лицо или подразделение отвечает за учет рабочего времени сотрудников, в том числе сверхурочных работ (а также за порядок привлечения к ним), график сменности и т.п.
9. Содержание и выполнение основных функций управления персоналом. Аудиторы оценивают планирование и контроль проведения мероприятий по работе с кадрами, поиск и отбор сотрудников, порядок их адаптации, аттестации, а также уровень квалификации, ее повышение и поддержание. Анализируется процедура формирования кадрового резерва и его развития, корпоративная культура предприятия. На данном этапе исследуется то, как реализуются на практике перечисленные функции (в отличие от второго этапа, на котором анализируется их организация в компании).4
По результатам проведения кадрового аудита составляется отчет, который может включать в себя следующие блоки:
1) Характеристика системы управления персоналом:
2) Ключевые процедуры по управлению персоналом:
3) Характеристика службы по работе с персоналом:
государственных органов.
4) Характеристика персонала:
5) Направления, где выявлены проблемы; рекомендации по оптимизации:
1. Структура, численность и уровень оплаты.
2. Уровень квалификации.
3. Корпоративная культура.
4. Корпоративные стандарты.
5. Частные рекомендации
(персоналии).
Рассмотрев, на какие вопросы отвечает кадровый аудит, становится понятно, почему именно его я считаю одним из важнейших инструментов антикризисного управления персоналом на предприятии. Своевременное создание службы внутреннего аудита и проведение внутреннего кадрового аудита поможет сформировать именно ту кадровую политику, которая поможет выйти из кризисной ситуации именно вашему предприятию.
Ведение кадрового делопроизводства и работа кадровой службы регулируется нормативно-правовыми актами, как внешними так и внутренними.
Рассмотрим нормативно-правовое регулирование кадрового аудита.
Нормативные и справочные документы в сфере ведения кадрового делопроизводства регламентирует единообразную практику применения трудового законодательства работодателями, и являются правовой основой ведения кадрового делопроизводства.
Соответственно, кадровое делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (формами), отражающими наличие и движение персонала.
По своему функциональному назначению кадровое делопроизводство осуществляет связь кадрового документооборота современной организации с требованиями действующего трудового законодательства.
Таким образом, ведение кадрового делопроизводства является непосредственной обязанностью любого работодателя (предприятия, организации, частного предпринимателя) вне зависимости от формы собственности, количества персонала и финансового оборота.
Правовое регулирование управления персоналом и проведение аттестации персонала регулируются внутренними нормативными актами. Служба внутреннего кадрового аудита отвечает за правильное составление внутренней нормативной документации в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Формирование правовой базы для кадровой службы.
Обязательные для исполнения документы: законодательные и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права и нормы охраны труда (Трудовой кодекс РФ и законы РФ). Документы методического характера по управленческому труду и кадровому делопроизводству (ГОСТы, Перечень типовых управленческих документов).
Законы, постановления, инструкции и другие документы, содержащие нормы трудового права, необходимы для профессиональной работы кадрового специалиста. Поэтому первый шаг в создании службы персонала - это формирование достаточной базы нормативных документов.
Документы, которыми постоянно должны пользоваться сотрудники кадровой службы, можно разделить на две группы.
В первую группу входят законодательные и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права и нормы охраны труда. Эти документы обязательны для исполнения. Их требованиям должны подчиняться все - и работники, и работодатели. За нарушение норм, содержащихся в этих правовых актах, стороны могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.
Ко второй группе относятся документы методического характера по управленческому труду и кадровому делопроизводству. Их основное отличие от документов, входящих в первую группу, в том, что они имеют рекомендательный характер. Документы содержат рекомендации, как лучше оформлять кадровые бумаги, как удобнее организовать работу с ними. При этом вы вправе самостоятельно решать, придерживаться этих рекомендаций или же действовать согласно корпоративным стандартам.
Рассмотрим более подробно наиболее важные документы, входящие в каждую из упомянутых групп.
Документы по трудовому праву и охране труда
В этом блоке изучим четыре наиболее важные нормативно-правовые акты.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК) - это основной закон, которым должен руководствоваться в своей работе кадровый специалист. Нормы ТК регулируют порядок приема и увольнения сотрудников, организацию их рабочего времени и времени отдыха, условия выплаты заработной платы, предоставление работникам различных льгот и компенсаций. А также положения этого документа позволяют грамотно построить в организации систему охраны труда. А это очень важно. Ведь здоровые и безопасные условия работы это одно из главных условий, которое гарантирует работодатель, заключая трудовой договор с сотрудниками. Его соблюдению пристальное внимание уделяет инспекция труда. При выявлении нарушения правил охраны труда и техники безопасности трудовой инспектор привлекает виновных должностных лиц к административной ответственности.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О персональных данных".
На основании этого закона строится вся работа кадровой службы с персональными данными сотрудников. Например, решается вопрос о том, каким образом будет обрабатываться и где будет храниться информация, полученная от сотрудника при его поступлении на работу. Определяется круг лиц, имеющих доступ к персональным данным работников. Разрабатывается обязательное для любой организации Положение о защите персональных данных.
3. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне". Закон устанавливает перечень сведений, которые могут составлять коммерческую тайну организации, список сотрудников, имеющих к ней доступ, процедуру ознакомления с секретными данными, а также ответственность за распространение конфиденциальной информации.
Информация о работе Кадровый аудит как инструмент профилактики кризисной ситуации на предприятии