Кадровый аудит как инструмент профилактики кризисной ситуации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка направлений кадрового аудита в системе управления персоналом для предупреждения кризисной ситуации.
В ходе работы будут решаться следующие задачи:
- изучить теорию и нормативно-правовую базу по теме исследования;
- провести частичный кадровый аудит предприятия;
- выявить наличие или отсутствие кризисной ситуации на предприятии;

Файлы: 1 файл

кадровый аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

1) обеспечение приоритета сохранения  жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной  труда;

4) государственный надзор и контроль  за соблюдением государственных  нормативных требований охраны  труда;

5) государственная экспертиза условий  труда;

6) установление порядка проведения  аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) содействие общественному контролю  за соблюдением прав и законных  интересов работников в области  охраны труда;

8) профилактика несчастных случаев  и повреждения здоровья работников;

9) расследование и учет несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

10) защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

11) установление компенсаций за  тяжелую работу и работу с  вредными и (или) опасными условиями труда;

12) координация деятельности в  области охраны труда, охраны  окружающей природной среды и  других видов экономической и  социальной деятельности;

13) распространение передового  отечественного и зарубежного  опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

14) участие государства в финансировании  мероприятий по охране труда;

15) подготовка специалистов по  охране труда и повышение их  квалификации;

16) организация государственной  статистической отчетности об  условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

17) обеспечение функционирования  единой информационной системы  охраны труда;

18) международное сотрудничество  в области охраны труда;

19) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

20) установление порядка обеспечения  работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 210 ТК РФ).

Охрану труда в РФ, кроме Конституции РФ и ТК РФ, регулируют также и иные нормативные правовые акты:

1) Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде";

2) Конвенция 1981 г. N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде".

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда о безопасности и гигиене труда и производственной среде государство должно осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Цель такой политики, согласно указанному документу, - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде (п. 2 ст. 4 Конвенции).

При проведении такой политики принимаются во внимание (в той степени, в какой они оказывают влияние на безопасность и гигиену труда и производственную среду) следующие основные сферы деятельности:

А) разработка, испытание, выбор, замена, монтаж, размещение, использование и обслуживание материальных элементов труда (рабочих мест, производственной среды, инструментов, механизмов и оборудования, химических, физических и биологических веществ и агентов, трудовых процессов);

Б) связь между материальными элементами труда и лицами, которые выполняют работу или контролируют ее, а также приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам трудящихся;

В) профессиональная подготовка, в том числе необходимая последующая подготовка, квалификация и стимулирование лиц, занятых в том или ином качестве обеспечением соответствующего уровня безопасности и гигиены труда;

Г) связь и сотрудничество на уровне рабочей группы и предприятия и на любом другом соответствующем уровне до национального уровня включительно (ст. 5 Конвенции).

Работодатели, согласно Конвенции, должны следить, чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными, а также должны принимать все необходимые защитные меры для того, чтобы вредные и опасные химические, физические вещества не могли причинить вред здоровью работников.

В случае необходимости работодатели обязаны предоставлять соответствующие защитные одежду и средства для предотвращения возникновения несчастных случаев или вредных последствий для здоровья.

Помимо всего прочего, на уровне предприятия должны приниматься меры, в соответствии с которыми:

А) трудящиеся в ходе выполнения работы сотрудничают с работодателем в деле выполнения последним возложенных на него обязанностей;

Б) представители трудящихся на предприятии сотрудничают с работодателем также в области безопасности и гигиены труда;

В) представители трудящихся на предприятии получают надлежащую информацию о мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, принятых работодателем, и могут консультироваться со своими представительными организациями по такой информации при условии неразглашения коммерческой тайны;

Г) трудящиеся и их представители на предприятии получают надлежащую подготовку в области безопасности и гигиены труда;

Д) трудящиеся, их представители или их представительные организации на предприятии наделяются в соответствии с законодательством и практикой полномочиями рассматривать все аспекты безопасности и гигиены труда, связанные с их работой, и работодатели консультируют их по этим аспектам; для этой цели по обоюдному согласию на предприятие могут быть приглашены внештатные технические советники;

Е) трудящийся немедленно извещает своего непосредственного начальника о любой ситуации, в которой у него есть достаточное основание полагать, что она создает непосредственную и серьезную угрозу его жизни или здоровью; до тех пор, пока работодатель в случае необходимости не принял мер по ее устранению, он не может требовать, чтобы трудящиеся возобновили работу, где по-прежнему сохраняется непосредственная и серьезная опасность для жизни или здоровья (ст. 19 Конвенции).

Следует отметить, что трудящиеся не должны нести никаких расходов, связанных с мерами по технике безопасности и гигиене труда;

3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.). Данный Закон регулирует правоотношения, связанные со значительными и равноправными по отношению друг к другу явлениями:

А) продукцией;

Б) процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

В) работами;

Г) услугами.

Федеральным законом "О техническом регулировании" регулируются те отношения, что возникают при:

А) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

Б) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

В) оценке соответствия (в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам)).

Помимо этого, в Законе закреплены особенности технического регулирования отношений, возникающих при изготовлении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;

4) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп. от 9 мая 2005 г.).

В этом Законе подчеркивается особая роль профсоюзов в области охраны труда. Так, ст. 20 Закона "Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды" указывает на то, что профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

Профсоюзы вправе участвовать и в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (п. 5 ст. 20 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");

5) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с посл. изм. и доп. от 22 декабря 2005 г.). В ст. 1 этого Закона говорится: "Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

А) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

Б) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

В) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний".

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно Закону, являются:

А) гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

Б) экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

В) обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Г) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

Д) дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

К лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Закон относит физических лиц:

А) выполняющих работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

Б) осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем;

В) выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Действие этого Закона распространяется как на граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Само право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая - подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":

А) объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Информация о работе Кадровый аудит как инструмент профилактики кризисной ситуации на предприятии