2. Усиление роли маркетинга
в формировании и реализации стратегии.
Рис. 3.5. Классификация конкурентных преимуществ
предприятия
- формирование продуктовой политики предприятия на принципах сочетания и дополняемости разрабатываемой и выпускаемой продукции;
- обеспечение конкурентосопосбности новых разрабатываемых продуктов за счет их точного рыночного позиционирования;
- развитие системы продвижения в регионы Российской Федерации и страны СНГ, обеспечивающей постоянное присутствие продукции в торговой сети;
- разработка программы развития продуктового потенциала ЗАО «Алтайвитамины» в рамках создаваемого биоформацевтического кластера.
Основные продуктовые
направления программы развития предприятия.
Поиск и разработка:
- новых препаратов, востребованных рынком;
- новых технологий, в том числе биотехнологий.
Усовершенствование
имеющейся продукции.
По направлениям:
- лекарственные препараты (аэрозоли, инфузионные растворы, инъекционные препараты-жидкие и лиофильновысушенные);
- пищевые продукты лечебно-профилактического назначения;
- продукция для сельского хозяйства (ветеринарные препараты, витаминизированные корма).
Сформулируем стратегическое
видение будущего предприятия (миссию) и стратегические цели.
Стратегическое видение. Становление ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» как
крупной организации с наибольшей долей
рынка, высокой конкурентоспособностью
и эффективностью, основанными на совершенствовании
ключевых компетенций, в удовлетворении
потребностей народного хозяйства в фармацевтической
продукции (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3
Расчет
экономической эффективности от
выручки предприятий по повышению конкурентоспособности
Наименование |
Годы |
Прирост
|
2009 |
2012 |
Прибыль от продаж, млн.руб. |
199,0 |
225,7 |
26,7 |
Объем реализации,
% |
100,0 |
107,0 |
7 |
Абсолютный
прирост, % |
17,0 |
23,0 |
6 |
Экономическая
эффективность повышения конкурентоспособности,
% |
100,0 |
113,4 |
13,4 |
Абсолютный
прирост прибыли от продаж, млн.руб |
- |
26,7 |
26,7 |
Стратегические цели
ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»:
1. Выход предприятия в число
лидеров отрасли по эффективности производственной
и сбытовой деятельности, расширению ассортимента,
темпам обновления продукции.
2. Достижение устойчивого
финансового состояния.
3. Сокращение издержек производства
на 5%.
4. Довести долю на рынке фармацевтической
продукции до 7%.
5. Выход на новые рынки сбыта.
6. Довести рентабельность
продаж до 23%.
7. Устранить недостаток собственных
оборотных средств.
8. Обеспечить устойчивую
конкурентоспособность предприятия.
Достижению
стратегических целей будут способствовать
следующие меры:
1. Разработка и реализация
мер по снижению издержек производства
(квалифицированный анализ рентабельности
продаж по каждой номенклатуре фармацевтической
продукции и каждой статье затрат).
2. Определить величину и направления
снижения постоянных и переменных затрат,
обеспечивающих рентабельность фармацевтической
продукции.
В современных условиях ведения бизнеса становится
очевидным, что ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» для
выживания и сохранения долгосрочной
конкурентоспособности должна постоянно
корректировать свою деятельность с учетом
требований окружающей действительности.
Новые условия ведения бизнеса предполагают
постоянную готовность к переменам.
Фирма должна обладать способностью
к правильной и своевременной
трансформации структуры бизнеса,
оперативно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Конкурентоспособность предприятия
- это способность предприятия бороться
за рынок (увеличивать, уменьшать либо
сохранять занимаемую долю рынка в зависимости
от стратегии предприятия).
2. Оценка изменения конкурентоспособности
фирмы во времени без учета деятельности
фирм-конкурентов носит ограниченный
характер. Показатели конкурентоспособности
в данном случае сами по себе характеризуют
только динамику изменения эффективности
рыночной деятельности фирмы и не содержат
информацию о ее позиции на рынке относительно
позиций фирм-конкурентов. Однако и такая
неполная информация позволяет выявить
сильные и слабые стороны в деятельности,
проанализировать улучшение или ухудшение
в целом рыночной позиции фирмы.
3. Основным направлением производства
продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» является
производство и выпуск лекарственной
продукции.
4. К настоящему времени ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
выпускает 122 наименования продукции:
витаминные и аэрозольные препараты, таблетки,
масла, мази, суппозитории, жидкие лекарственные
средства, БАД, а также пищевую продукцию,
космецевтику и ветеринарные препараты.
По своим характеристикам
эти медицинские препараты не
уступают лучшим зарубежным аналогам,
а оптимальная технология их производства
позволяет держать стабильные конкурентоспособные
цены, что позволяет предприятию оставаться одним
из крупнейших отечественных производителей
данной продукции, а также регулярно осуществлять
поставки в зарубежные страны.
Доля рынка ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
- 2,4% при около 800 российских фармпроизводителей.
Лидирующие продуктовые позиции ЗАО
«АЛТАЙВИТАМИНЫ» - аэрозоли, витаминные
препараты, лечебные мази. По этим видам
продукции доли рынка в 2008 году составили
соответственно 50%, 40%, 15%.
На предприятии применяется
повременно премиальная и сдельно-премиальная
системы оплаты труда, предполагающая
начисление премии к установленным месячным
окладам при выполнении соответствующих
производственных показателей и фактически
отработанного времени.
На предприятии существует традиционная
схема учета издержек: в рамках
бухгалтерского учета в соответствии
с принятой учетной политикой. На предприятии
создана необходимая нормативная база,
программные комплексы для проведения
расчетов, в том числе по учету издержек,
формированию плановой и фактической
себестоимости. В структуре себестоимости
товарной продукции наибольший удельный
вес имеют материальные затраты и затраты
на оплату труда. В структуре себестоимости
реализованной продукции наибольший удельный
вес имеют материальные затраты. Высокая
материалоемкость является причиной низкой
экономической эффективности.
Говоря о финансовом состоянии
ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», необходимо подчеркнуть,
что это рентабельное, ликвидное
предприятие. Предприятию необходимо
повышать долю собственного капитала
в общей стоимости капитала для
обеспечения максимальной финансовой
устойчивости.
Привлекательность отрасли определяется
высоким уровнем рентабельности.
Масштаб конкуренции в отрасли
международный, стадия отрасли зрелая,
для рынка характерен рост.
Среди производителей фармацевтической
продукции в последние годы наблюдается
обострение конкуренции, как со стороны
отечественных, так и зарубежных производителей
фармацевтики.
Конкурентными преимуществами ЗАО
«АЛТАЙВИТАМИНЫ» являются:
- «Продуктовый портфель» предприятия включает в себя разнообразные виды и формы производимой продукции.
- Опыт в производстве лекарственных средств, свободное производственные площади и обученные кадры.
- Близость к сырью растительного и животного происхождения способствует выводу на рынок продукции, содержащей натуральные компоненты.
- Сформированные каналы товарораспределения выпускаемых лекарственных средств.
- Собственная аккредитованная пищевая лаборатория отдела контроля качества для проверки ЛС
Конкурентная позиция анализируемого
предприятия выше среднего.
Стратегическое видение
будущего предприятия можно сформулировать
следующим образом: становление ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
как крупной организации с наибольшей
долей рынка, высокой конкурентоспособностью
и эффективностью, основанными на совершенствовании
ключевых компетенций, в удовлетворении
потребностей народного хозяйства в фармацевтической
продукции.
Проведя анализ внутренней и внешней
среды можно сделать вывод, о
том, что предприятие, может применить
стратегию диверсификации. А так же стратегию
концентрированного роста. Так как практическая
деятельность группы стратегического
маркетинга внутри предприятия заключается
в инициировании организации производства
предприятиями продукции, пользующейся
спросом на рынке, в том числе новой продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 февраля 2007 г. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009. - 704 с.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.
- О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 113 : по состоянию на 2 августа 2005 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов : постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от от 30 марта 1999 г. № 97 : по состоянию на 11 июня 2003 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ – Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Об информации, информатизации и защите информации : федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ : по состоянию на 10 января 2003 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» : приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16 - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках : приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 декабря 1996 г. № 169 : по состоянию на 11 марта 2005 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Багиев, Г.Л. Основы маркетинговых исследований / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. – СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2005. –
56 с.
- Бочаров, В.В. Комплексный финансовый
анализ / В.В. Бочаров. – СПб. : Питер, 2007.
– 432 с.
- Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Л.Т. Гиляровская.
– М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 360 с.
- Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической
продукции / И.П. Данилов. – М. : Пресс-сервис,
2005. – 129 с.
- Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев.
- М. : Экономика, 2005. – 43 с.
- Кильдишев, Г.С. Многомерные группировки / Г.С. Кильдишев. - М. : Статистика, 2006. – 91 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2007. – 199 с.
- Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2008. –
75 с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 715 с.
- Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 2006. - 896 с.
- Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. – М.: Знание, 2006. – 15 с.
- Самодуров, Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки
его потенциала : автореферат дисс. на
соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д.О. Самодуров.
– СПб. : 2007. – 18 с.
- Светуньков, С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях / С.Г. Светуньков.
– СПб. : 2006. – 264 с.
- Селезнев, А.3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. - М. : Юристъ, 2006. - 384 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А.
Фатхутдинов. – М. : 2007. – 356 с.
- Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М. : Прогресс, 2005. - 239 с.
- Экономика региона: инновационный путь развития : сборник документов : вып. / под ред. Л. И. Кузнецова. - М. : Логос, 2008. - 295 с.
- Абрамов, В. Интеллектуальная составляющая в формировании конкурентных преимуществ / В. Абрамов // Маркетинг. – 2008. - № 6 (79). – С. 13 – 19.
- Аносов, В. Платежеспособность: кому
и как управлять / В. Аносов // Финансы. – 2004. - №3(720)
- Белоусов, В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад») / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 6 (50). – С. 37 – 42.
- Боровских, Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. Боровских // Маркетинг. – 2009. - № 2 (81). – С. 52 – 57.
- Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 2 (52). – С. 26 – 34.
- Воронов, А. Конкуренция в XXI веке / А. Воронов // Маркетинг. - 2008. - № 5. – С. 16 – 24.
- Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия / А.А. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 4. – С. 32 – 41.
- Воротников, А. Стратегии повышения конкурентоспособности региона / А. Воротников // Экономические стратегии. - 2007. – С. 144 – 149.
- Гнилитская, Е.В. Эффективность факторов производства в глобальной конкуренции / Е.В. Гнилитская // Финансовый бизнес. - 2008. – С. 52 – 62.
- Грачев, А.В. Особенности учета платежеспособности предприятия за период / А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. –
2009. - №2.
- Грачев, А.В. Оценка платежеспособности предприятия за
период / А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. –
2009. - №6.
- Грачев, А.В. Рост собственного капитала, финансовый
рычаг и платежеспособность предприятия
/ А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2.
- Емельянов, С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм / С.В. Емельянов // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 5. – С. 12 – 22.
- ЗАО «Алтайвитамины». – Электрон. данные. – Бийск :
ЗАО «Алтайвитамины», [2009]. – Режим доступа:
http:// info@sauto.byisk.ru
- ЗАО «Алтайвитамины». – Электрон. данные. – Бийск : ЗАО «Алтайвитамины», [2009]. – Режим доступа: http:// www.sauto.byisk.ru
- Зиннуров, У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова // Экономика и управление – 2005. - №4. – С. 27 – 32.
- Златкис, В.И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления / В.И. Златкис // Финансы. - 2006. - № 12. – С. 3 – 10.
- Иванец, В.К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности / В.К. Иванец // Промышленность России. - 2006. - № 2. – С. 25 – 32.
- Иванов, А.П. Метод формирования и оценки конкурентной стратегии компании (Финансовый аспект) / А.П. Иванов, Е.Ю. Хрусталев // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 5. – С. 3 – 14.
- Ишханов, А.В. О необходимости выделения однородных групп стран при выявлении макроэкономических зависимостей / А.В. Ишханов // Финансы и кредит. - 2008. - № 9. – С. 68 – 77.
- Йеннер, Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия / Т. Йеннер // Управление предприятием. - 2006. - № 3. – С. 52 – 62.
- Каплина, О. оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Каплина, Д. Зайченко // Маркетинг. – 2005. - № 4 (83). – С. 24 – 38.
- Колодезев, Д. Ликвидность баланса и платежеспособность организации / Д. Колодезев // Люди Дела ХХI. – 2008. -
№ 63.
- Комисарова, Т.А. Конкурентные преимущества компании на рынке / Т.А. Комисарова // Информационно-аналитическое издание «Антикризисное управление». – 2007. - № 11-12. – С. 2 – 15.
- Коротков, А. Некоторые методические аспекты конкурентного анализа / А. Коротков, Н. Третьяков // Маркетинг. –
2007. - № 1 (92). – С. 17 – 23.
- Крестова, Т. Конкурентоспособность и стратегический маркетинг / Т. Крестова // Продовольственный бизнес. – 2006. - № 1. – С. 45 – 53.
- Кушлин, В. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России / В. Кушлин // Экономист. - 2005. – С. 12 – 15.
- Маевский, В. Условия развития высокотехнологичного комплекса / В. Маевский // Вопросы экономики. - 2006. - № 2. – С. 26 – 33.
- Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 2 (52). – С. 12 – 19.
- Островский, Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Г. Островский // Консультант директора. - 2007. - № 20. – С. 34 – 36.
- Платежеспособность предприятия: оценка и принятие решений // Финансовый менеджмент. – 2007.
- №1
- Пригожин, А. Как возникает конкурентное преимущество? / А. Пригожин // Коммерческий директор. – 2007. - № 12. – С. 3 – 9.
- Рей, А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии / А. Рей // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. – С. 46 – 51.
- Рыбаков, Ф. Региональные дифференциации социально-экономического развития России / Ф. Рыбаков // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 12. – С. 12 – 16.
- Савушкина, З.В. Платежеспособность предприятия
и резервы ее роста / З.В. Савушкина // Вестник ТИСБИ. – 2008. - № 1
- Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций
/ Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева.
// Финансы и кредит. – 2008. - № 15 (219).
- Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций
/ Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева.
// Финансы и кредит. – 2008. - № 16 (220).
- Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций
/ Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева.
// Финансы и кредит. – 2009. - № 17 (221).
- Фатхутдинов, Р.А. Оценка конкурентоспособности страны / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. - 2007. - № 3. – С. 62 – 67.
- Федотов, М. Конкурентное ценообразование на предприятии / М. Федотов // Маркетинг. – 2005. - № 2 (81). – С. 42 – 49.
- Фильберт, Л.В. Финансовая устойчивость и платежеспособность
предприятия / Л.В. Фильберт // Экономика региона.
– 2005. - № 2
- Хершберг, Э. Глобальная реструктуризация, знание и обучение / Э. Хершберг // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. – С. 66 – 75.
- Черненко, А.Ф. Совершенствование методов оценки текущей платежеспособности / А.Ф.Черненко // Аудитор. – 2009. -№ 8
- Шеховцева, А. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / А. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 4. – С. 11 – 15.
- Шкардун, В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Шкардун // Маркетинг. – 2008. - № 1 (80). –
С. 38 – 50.
- Юданов, А. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке / А. Юданов // Персонал – 2008. – С. 52 – 62.
- Яковлев, А.А. Развитие конкуренции и проблемы реструктуризации предприятий / А.А. Яковлев // Экономический журнал ВШЭ. - 2007. - № 1. – С. 75 – 83.