Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25

2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36

2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64

3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Дисертация.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

2.  Усиление роли маркетинга в формировании и реализации стратегии.

Рис. 3.5. Классификация конкурентных преимуществ предприятия

  • формирование продуктовой политики предприятия на принципах сочетания и дополняемости разрабатываемой и выпускаемой продукции;
  • обеспечение конкурентосопосбности новых разрабатываемых продуктов за счет их точного рыночного позиционирования;
  • развитие системы продвижения в регионы Российской Федерации и страны  СНГ, обеспечивающей постоянное присутствие продукции в торговой сети;
  • разработка программы развития продуктового потенциала ЗАО «Алтайвитамины» в рамках создаваемого биоформацевтического кластера.

Основные продуктовые  направления программы развития предприятия.

Поиск и разработка:

    • новых препаратов, востребованных рынком;
    • новых технологий, в том числе биотехнологий.

Усовершенствование  имеющейся продукции.

По направлениям:

  • лекарственные препараты (аэрозоли, инфузионные растворы, инъекционные препараты-жидкие и лиофильновысушенные);
  • пищевые продукты лечебно-профилактического назначения;
  • продукция для сельского хозяйства (ветеринарные препараты, витаминизированные корма).

Сформулируем стратегическое видение будущего предприятия (миссию) и стратегические цели.

Стратегическое видение. Становление ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» как крупной организации с наибольшей долей рынка, высокой конкурентоспособностью и эффективностью, основанными на совершенствовании ключевых компетенций, в удовлетворении потребностей народного хозяйства в фармацевтической продукции (см. табл. 3.3).

                                                                                                           Таблица 3.3

Расчет  экономической эффективности от выручки предприятий по повышению конкурентоспособности

Наименование

Годы

Прирост

2009

2012

Прибыль от продаж, млн.руб.

199,0

225,7

26,7

Объем реализации, %

100,0

107,0

7

Абсолютный  прирост, %

17,0

23,0

6

Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности, %

100,0

113,4

13,4

Абсолютный  прирост прибыли от продаж, млн.руб

-

26,7

26,7


 

Стратегические цели ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»:

1. Выход предприятия в число лидеров отрасли по эффективности производственной и сбытовой деятельности, расширению ассортимента, темпам обновления продукции.

2.  Достижение устойчивого финансового состояния.

3.  Сокращение издержек производства на 5%.

4.  Довести долю на рынке фармацевтической продукции до 7%.

5.  Выход на новые рынки сбыта.

6.  Довести рентабельность продаж до 23%.

7.  Устранить недостаток собственных оборотных средств.

8.  Обеспечить устойчивую конкурентоспособность предприятия.

Достижению  стратегических целей будут способствовать следующие меры:

1.  Разработка и реализация мер по снижению издержек производства (квалифицированный анализ рентабельности продаж по каждой номенклатуре фармацевтической продукции и каждой статье затрат).

2. Определить величину и направления снижения постоянных и переменных затрат, обеспечивающих рентабельность фармацевтической продукции.

В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должна постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.

Фирма должна обладать способностью к правильной и своевременной  трансформации структуры бизнеса, оперативно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1.  Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия).

2.  Оценка изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов. Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы.

3. Основным направлением производства продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» является производство и выпуск лекарственной продукции.

4.   К настоящему времени ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» выпускает 122 наименования продукции: витаминные и аэрозольные препараты, таблетки, масла, мази, суппозитории, жидкие лекарственные средства, БАД, а также пищевую продукцию, космецевтику и ветеринарные препараты.

По своим характеристикам  эти медицинские препараты не уступают лучшим зарубежным аналогам, а оптимальная технология их производства позволяет держать стабильные конкурентоспособные  цены, что позволяет предприятию оставаться одним из крупнейших отечественных производителей данной продукции, а также регулярно осуществлять поставки в зарубежные страны.

Доля рынка ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - 2,4% при около 800 российских фармпроизводителей. Лидирующие продуктовые позиции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - аэрозоли, витаминные препараты, лечебные мази. По этим видам продукции доли рынка в 2008 году составили соответственно 50%, 40%, 15%.

На предприятии применяется  повременно премиальная и сдельно-премиальная  системы оплаты труда, предполагающая начисление премии к установленным месячным окладам при выполнении соответствующих производственных показателей и фактически отработанного времени.

На предприятии существует традиционная схема учета издержек: в рамках бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой. На предприятии создана необходимая нормативная база, программные комплексы для проведения расчетов, в том числе по учету издержек, формированию плановой и фактической себестоимости. В структуре себестоимости товарной продукции наибольший удельный вес имеют материальные затраты и затраты на оплату труда. В структуре себестоимости реализованной продукции наибольший удельный вес имеют материальные затраты. Высокая материалоемкость является причиной низкой экономической эффективности.

Говоря о финансовом состоянии  ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», необходимо подчеркнуть, что это рентабельное, ликвидное  предприятие. Предприятию необходимо повышать долю собственного капитала в общей стоимости капитала для  обеспечения максимальной финансовой устойчивости.

Привлекательность отрасли определяется высоким уровнем рентабельности. Масштаб конкуренции в отрасли  международный, стадия отрасли зрелая, для рынка характерен рост.

Среди производителей фармацевтической продукции в последние годы наблюдается обострение конкуренции, как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей фармацевтики.

Конкурентными преимуществами ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» являются:

  1. «Продуктовый портфель» предприятия включает в себя разнообразные виды и формы производимой продукции.
  2. Опыт в производстве лекарственных средств, свободное производственные площади и обученные кадры.
  3. Близость к сырью растительного и животного происхождения способствует выводу на рынок продукции, содержащей натуральные компоненты.
  4. Сформированные каналы товарораспределения выпускаемых лекарственных средств.
  5. Собственная аккредитованная пищевая лаборатория отдела контроля качества для проверки ЛС

Конкурентная позиция анализируемого предприятия выше среднего.

Стратегическое видение  будущего предприятия можно сформулировать следующим образом: становление ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» как крупной организации с наибольшей долей рынка, высокой конкурентоспособностью и эффективностью, основанными на совершенствовании ключевых компетенций, в удовлетворении потребностей народного хозяйства в фармацевтической продукции.

Проведя анализ внутренней и внешней  среды можно сделать вывод, о  том, что предприятие, может применить стратегию диверсификации. А так же стратегию концентрированного роста. Так как практическая деятельность группы стратегического маркетинга внутри предприятия заключается в инициировании организации производства предприятиями продукции, пользующейся спросом на рынке, в том числе новой продукции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 февраля 2007 г. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009. - 704 с.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.
  3. О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 113 : по состоянию на 2 августа 2005 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  4. О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов : постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от от 30 марта 1999 г. № 97 : по состоянию на 11 июня 2003 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ – Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  6. Об информации, информатизации и защите информации : федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ : по состоянию на 10 января 2003 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» : приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16 - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  8. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках : приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 декабря 1996 г. № 169 : по состоянию на 11 марта 2005 г. - Электрон. данные. – М. : Высшая школа, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  9. Багиев, Г.Л. Основы маркетинговых исследований / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. – СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2005. – 56 с.
  10. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб. : Питер, 2007. – 432 с.
  11. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Л.Т. Гиляровская. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 360 с.
  12. Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. – М. : Пресс-сервис, 2005. – 129 с.
  13. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М. : Экономика, 2005. – 43 с.
  14. Кильдишев, Г.С. Многомерные группировки / Г.С. Кильдишев. - М. : Статистика, 2006. – 91 с.
  15. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2007. – 199 с.
  16. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2008. – 75 с.
  17. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 715 с.
  18. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 2006. - 896 с.
  19. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. – М.: Знание, 2006. – 15 с.
  20. Самодуров, Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала : автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д.О. Самодуров. – СПб. : 2007. – 18 с.
  21. Светуньков, С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях / С.Г. Светуньков. – СПб. : 2006. – 264 с.
  22. Селезнев, А.3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. - М. : Юристъ, 2006. - 384 с.
  23. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М. : 2007. – 356 с.
  24. Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М. : Прогресс, 2005. - 239 с.
  25. Экономика региона: инновационный путь развития : сборник документов : вып. / под ред. Л. И. Кузнецова. - М. : Логос, 2008. - 295 с.
  26. Абрамов, В. Интеллектуальная составляющая в формировании конкурентных преимуществ / В. Абрамов // Маркетинг. – 2008. - № 6 (79). – С. 13 – 19.
  27. Аносов, В. Платежеспособность: кому и как управлять / В. Аносов // Финансы. – 2004. - №3(720)
  28. Белоусов, В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад») / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 6 (50). – С. 37 – 42.
  29. Боровских, Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. Боровских // Маркетинг. – 2009. - № 2 (81). – С. 52 – 57.
  30. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 2 (52). – С. 26 – 34.
  31. Воронов, А. Конкуренция в XXI веке / А. Воронов // Маркетинг. - 2008. - № 5. – С. 16 – 24.
  32. Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия / А.А. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 4. – С. 32 – 41.
  33. Воротников, А. Стратегии повышения конкурентоспособности региона / А. Воротников // Экономические стратегии. - 2007. – С. 144 – 149.
  34. Гнилитская, Е.В. Эффективность факторов производства в глобальной конкуренции / Е.В. Гнилитская // Финансовый бизнес. - 2008. – С. 52 – 62.
  35. Грачев, А.В. Особенности учета платежеспособности предприятия за период / А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. – 2009. - №2.
  36. Грачев, А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период / А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. – 2009. - №6.
  37. Грачев, А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия / А.В.Грачев // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2.
  38. Емельянов, С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм / С.В. Емельянов // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 5. – С. 12 – 22.
  39. ЗАО «Алтайвитамины». – Электрон. данные. – Бийск : ЗАО «Алтайвитамины», [2009]. – Режим доступа: http:// info@sauto.byisk.ru
  40. ЗАО «Алтайвитамины». – Электрон. данные. – Бийск : ЗАО «Алтайвитамины», [2009]. – Режим доступа: http:// www.sauto.byisk.ru
  41. Зиннуров, У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова // Экономика и управление – 2005. - №4. – С. 27 – 32.
  42. Златкис, В.И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления / В.И. Златкис // Финансы. - 2006. - № 12. – С. 3 – 10.
  43. Иванец, В.К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности / В.К. Иванец // Промышленность России. - 2006. - № 2. – С. 25 – 32.
  44. Иванов, А.П. Метод формирования и оценки конкурентной стратегии компании (Финансовый аспект) / А.П. Иванов, Е.Ю. Хрусталев // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 5. – С. 3 – 14.
  45. Ишханов, А.В. О необходимости выделения однородных групп стран при выявлении макроэкономических зависимостей / А.В. Ишханов // Финансы и кредит. - 2008. - № 9. – С. 68 – 77.
  46. Йеннер, Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия / Т. Йеннер // Управление предприятием. - 2006. - № 3. – С. 52 – 62.
  47. Каплина, О. оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Каплина, Д. Зайченко // Маркетинг. – 2005. - № 4 (83). – С. 24 – 38.
  48. Колодезев, Д. Ликвидность баланса и платежеспособность организации / Д. Колодезев // Люди Дела ХХI. – 2008. - № 63.
  49. Комисарова, Т.А. Конкурентные преимущества компании на рынке / Т.А. Комисарова // Информационно-аналитическое издание «Антикризисное управление». – 2007. - № 11-12. – С. 2 – 15.
  50. Коротков, А. Некоторые методические аспекты конкурентного анализа / А. Коротков, Н. Третьяков // Маркетинг. – 2007. - № 1 (92). – С. 17 – 23.
  51. Крестова, Т. Конкурентоспособность и стратегический маркетинг / Т. Крестова // Продовольственный бизнес. – 2006. - № 1. – С. 45 – 53.
  52. Кушлин, В. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России / В. Кушлин // Экономист. - 2005. – С. 12 – 15.
  53. Маевский, В. Условия развития высокотехнологичного комплекса / В. Маевский // Вопросы экономики. - 2006. - № 2. – С. 26 – 33.
  54. Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 2 (52). – С. 12 – 19.
  55. Островский, Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Г. Островский // Консультант директора. - 2007. - № 20. – С. 34 – 36.
  56. Платежеспособность предприятия: оценка и принятие решений // Финансовый менеджмент. – 2007. - №1
  57. Пригожин, А. Как возникает конкурентное преимущество? / А. Пригожин // Коммерческий директор. – 2007. - № 12. – С. 3 – 9.
  58. Рей, А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии / А. Рей // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. – С. 46 – 51.
  59. Рыбаков, Ф. Региональные дифференциации социально-экономического развития России / Ф. Рыбаков // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 12. – С. 12 – 16.
  60. Савушкина, З.В. Платежеспособность предприятия и резервы ее роста / З.В. Савушкина // Вестник ТИСБИ. – 2008. - № 1
  61. Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций / Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева. // Финансы и кредит. – 2008. - № 15 (219).
  62. Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций / Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева. // Финансы и кредит. – 2008. - № 16 (220).
  63. Ушвицкий, Л.И. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организаций / Л.И. Ушвицкий, А.В. Савцова, А.В. Малеева. // Финансы и кредит. – 2009. - № 17 (221).
  64. Фатхутдинов, Р.А. Оценка конкурентоспособности страны / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. - 2007. - № 3. – С. 62 – 67.
  65. Федотов, М. Конкурентное ценообразование на предприятии / М. Федотов // Маркетинг. – 2005. - № 2 (81). – С. 42 – 49.
  66. Фильберт, Л.В. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия / Л.В. Фильберт // Экономика региона. – 2005. - № 2
  67. Хершберг, Э. Глобальная реструктуризация, знание и обучение / Э. Хершберг // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. – С. 66 – 75.
  68. Черненко, А.Ф. Совершенствование методов оценки текущей платежеспособности / А.Ф.Черненко // Аудитор. – 2009. -№ 8
  69. Шеховцева, А. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / А. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 4. – С. 11 – 15.
  70. Шкардун, В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Шкардун // Маркетинг. – 2008. - № 1 (80). – С. 38 – 50.
  71. Юданов, А. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке / А. Юданов // Персонал – 2008. – С. 52 – 62.
  72. Яковлев, А.А. Развитие конкуренции и проблемы реструктуризации предприятий / А.А. Яковлев // Экономический журнал ВШЭ. - 2007. - № 1. – С. 75 – 83.

 


Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)