Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Доля рынка ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - 2,4% при около 800 российских фармпроизводителей. Лидирующие продуктовые позиции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - аэрозоли, витаминные препараты, лечебные мази. По этим видам продукции доли рынка в 2008 году составили соответственно 50%, 40%, 15%.
За последние годы благодаря активной политике на внутреннем и внешнем рынках, значительно расширился круг клиентов, появились новые рынки сбыта, в том числе международные. ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» насчитывает более 100 потребителей своей продукции.
В их число входят российские национальные дистрибьюторы, официальные дистрибьюторы ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», а так же зарубежные дистрибьюторы Казахстана, Киргизии, Грузии, Туркмении, Польши, Словении, Монголии, Узбекистана, Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Распределение продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» по рынкам продаж
ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» ведет активную политику продвижения. Для расширения и формирования спроса на продукцию компании «АЛТАЙВИТАМИНЫ» применяется весь комплекс инструментов эффективного продвижения:
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
Фармацевтический рынок Росси
признан экспертами одним из самых
перспективных и динамично
Причины таких высоких показателей развития рынка следующие:
Дальнейшему росту фармацевтического
рынка Росси будет способствова
Вместе с тем, при наличии ряда факторов роста рынка ЛС, существуют и серьезные его ограничители: низкий уровень доходов большинства населения, а также низкий уровень расходов на здравоохранение социальных фондов.
Характерной особенностью фармацевтической промышленности России является высокий уровень концентрации производства. Лидеры отрасли, входящие в 20 крупнейших производителей лекарственных средств, в 2009 году выпустили 80% от общей стоимости объема фармацевтической продукции предприятиями отрасли.
Цель развития функции стратегического управления заключается в разработке и внедрении на ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» системы стратегического управления позволяющей прогнозировать перспективу развития предприятия в изменяющейся внешней среде и на этой основе регулировать текущую деятельность таким образом, чтобы на длительном отрезке времени компания развивалась бы динамично, эффективно и устойчиво.
Масштаб конкуренции в отрасли международный, стадия отрасли – зрелая. Для рынка характерен рост.
Наибольшее число конкурентов у предприятия по витаминным предприятиям, таблеткам, маслам и мазям. Поэтому на сегодняшний день ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» ориентирует себя на производство продукции БАД и космецевтики.
Как уже говорилось, масштаб отрасли международный. За последнее время значительно расширился круг клиентов, появились новые рынки сбыта, в том числе международные.
На российском рынке фармацевтики представлены следующие конкуренты:
Аэрозольные лекарственные препараты из-за их технологической трудоемкости и сложности производятся в России всего на трех фармпредприятиях:
Самый большой ассортимент
На внешнем рынке:
Возможные действия конкурентов:
Среди производителей фармацевтической продукции в последние годы наблюдается обострение конкуренции, как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей фармацевтики (см. табл. 3.1).
По последним данным ЦМИ «Фармэксперт», по итогам 2008 года ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» по объему выпуска продукции занимает 13-е место в рейтинге (среди 600 фармпроизводителей России). Доля рынка компании составляет 2, 1%.
Таблица 3.1
Динамика доли рынка ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Объем производства ЛС В России, млрд. руб. |
3, 7 |
4, 38 |
5,02 |
Объем производства на ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», млрд. руб. |
1214 |
1222 |
1311 |
Доля рынка, % |
2,6, |
3,9 |
2,1 |
Распространение продукции планируется осуществлять через уже сложившуюся сеть оптовых покупателей, которая постоянно расширяется как в России, так и в дальнем и ближнем зарубежье. Основными регионами распространения продукции является Москва и Московская область, Алтайский край, Томская, Новосибирская области, а также Урал.
Потребителями продукции ЗАО являются все слои населения независимо от возраста и уровня достатка.
Затраты на рекламу за 2009 год составили 47,4 млн. руб. Продажа рекламируемых препаратов возросла на 34% в натуральном выражении и на 44% в стоимостном выражении.
Основной задачей данного вида деятельности является:
Угрозы внешней среды:
Возможности внешней среды:
Анализ конкурентоспособности предприятия. Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами – конкурентами определяет конкурентоспособность товара. По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Главной целью оценки конкурентоспособности товара является обеспечение постоянной привлекательности конкретного товара на рынке, наделение его преимуществами по сравнению с аналогичным по назначению товаром конкурентов. Конкурентоспособность товара – определяющий фактор конкурентоспособности фирмы.