Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Выделим основных конкурентов ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» на российском рынке:
Конкурентными преимуществами компании являются:
Позиционирование предприятия
в отрасли можно
Рис. 3.1. Матрица «Цена – качество»
Рис. 3.2. Матрица «Удельные издержки – ключевые компетенции»
где: 1 – ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», г.Бийск. 2 - ОАО «Нижфарм» г. Нижний Новгород. 3 - ОАО «Биосинтез» г. Пенза. 4 - «Московская фармацевтическая фабрика», г.Москва.
Меры противодействия:
Чтобы соотнести выявленные возможности и угрозы для организации с ее сильными и слабыми сторонами, проведем SWOT-анализ (см. табл. 3.2), рассмотрев в общих чертах как внешнюю, так и внутреннюю среду фирмы. В таблице отмечены только те факторы макросреды, которые оказывают или могут оказывать влияние на предприятие.
Таблица 3.2
SWOT - анализ
Возможности |
O |
Сильные стороны |
S | ||||
1 |
Растущие потребности клиентов требуют постоянного расширения номенклатуры предлагаемых продуктов и услуг в рамках данной отрасли |
1 |
Высокая степень инновационного потенциала фирмы | ||||
2 |
Отрасль по разработке программного
обеспечения имеет высокий темп
роста и инновационный |
2 |
Высокая квалификация персонала. | ||||
Окончание табл. 3.2 | |||||||
3 |
Развитие интеграционных процессов в отрасли, выражающихся в возможностях создания совместных предприятий с конкурирующими фирмами |
3 |
Возможность установления более низких цен по сравнению с конкурентами | ||||
4 |
Расширение географических рынков |
4 |
Высокое качество предоставляемых услуг | ||||
5 |
Широкий набор дополнительных услуг | ||||||
Угрозы |
T |
Слабые стороны |
W | ||||
1 |
Отрицательное влияние макроэкономических параметров (значительные темпы инфляции, высокий ссудный процент) |
1 |
Средняя рентабельность производства и продаж | ||||
Угрозы |
Слабые стороны | ||||||
2 |
Налоговая система не стимулирует рост объемов продаж и достижение высокой нормы прибыли |
2 |
|||||
3 |
Неблагоприятный инвестиционный климат |
3 |
Отсутствие инвестиций для развития |
Проведя анализ внутренней и внешней среды можно сделать вывод, о том, что предприятие, может применить стратегию диверсификации. Данная стратегия – это изменение сферы деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями.
И так же применять стратегию концентрированного роста. Так как практическая деятельность группы стратегического маркетинга внутри предприятия заключается в инициировании организации производства предприятиями продукции, пользующейся спросом на рынке, в том числе новой продукции.
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «Алтайвитамины»
Повышение конкурентоспособности - верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода (см. рис. 3.3).
Рис. 3.3. Формирование стратегии предприятия
В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы.
К тому же, одним из главных направлений повышения конкурентоспособности предприятия будет стратегическое управление. Хотя, появившийся подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции, позволяет провести только общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки - поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
Управление маркетингом обеспечивает целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, комплексность этой деятельности.
Многолетний западный и отечественный опыт показывают, что предприятия, сосредоточенные только на получении прибыли, страдают близорукостью. Складывается довольно знакомая ситуация: при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным и, наоборот, имея убытки, предприятие четко и вовремя рассчитывается с поставщиками, государством и кредиторами.
Таким образом, можно выделить ещё один путь улучшения устойчивости предприятия на рынке - не обособленную цель обеспечения рентабельности, а рост стоимости бизнеса (то есть, разность между стоимостью капитала, внесенного владельцем доли при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже). Если капитал будет преумножен, то можно утверждать, что предприятие твёрдо контролирует свой сегмент рынка.
Исследования показывают, что рыночная стоимость бизнеса в значительной степени связана с показателем денежного потока. Это означает, что оценка и управление стоимостью предприятия являются главным инструментом обеспечения конкурентоспособности, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов - стоимость компании, отдельных бизнес-единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия.
Конкурентоспособность продукции представляет собой также немаловажный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт такого товара обеспечивают наличие денежного потока.
Существующие же методики комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяют охарактеризовать конкурентоспособности предприятия на тактическом уровне. Стандартов оценки, как и единой методики, не существует. Так уж повелось, что каждое предприятие обладает собственными "индивидуальными" методиками.
В теории и практике традиционно существует три подхода к оценке бизнеса:
Наиболее адекватным подходом в оценке стоимости бизнеса является доходный. Этот подход основывается на допущении о том, что стоимость предприятия может быть определена как сумма доходов, которые оно приносит своему владельцу.
Конкурентные преимущества лежат в основе обеспечения конкурентоспособности предприятия. В свою очередь при активном развитии конкуренции стратегический успех фирмы, прочность ее конкурентной позиции зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом, длительность которого определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать защиту имеющимся у него конкурентным преимущества и генерировать новые, быстрее и эффективнее конкурентов. При этом последнее приобретает все большее значение в условиях насыщения рынка и значительного превышения спроса над предложением.
Применительно к деятельности предприятия можно выделить три вида конкурентных преимуществ:
"Отработавшие" или отраслевые стандарты - представляет собой обязательное условие выживания на определенном рынке.
"Сохраняющие силу" - в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентные преимущества предприятию, однако требуют максимального использования и защиты. Не могут быть базой долгосрочной стратегии. Задача соперников выявить и нейтрализовать такие конкурентные преимущества, иначе они не смогут достигнуть отраслевых стандартов в течение нескольких лет.
"Устойчивые" - имеют стратегическое значение, так как обладают защитой на протяжении длительного времени. Попытка воспроизведения подобных конкурентных преимуществ может обернуться неудачей для конкурентов. В подобной ситуации соперникам следует ориентироваться на разработку собственных ключевых компетенций.
А - период, в рамках которого происходит формирование конкурентного преимущества;
В - период, в пределах которого конкуренты действуют с позиции прежних имеющихся конкурентных преимуществ. Продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли;
С - конкуренты начинают разрушать конкурентное преимущество;
D - величина преимущества, которая может быть выражена в виде показателя (см. рис. 3.4).
Рис 3.4. Конкурентные преимущества
В условиях жесткой конкуренции предприятия заинтересовано в формировании устойчивых конкурентных преимуществ, а "отработавшие" конкурентные преимущества представляют собой уже некие нормативные параметры, которыми должно обладать предприятие для функционирования в условиях определенного конкурентного рынка. Что же касается "сохраняющих силу" конкурентных преимуществ, то их достижение может рассматриваться как весьма перспективное в рамках краткосрочного релевантного периода времени. Однако, ориентация на этот вид конкурентных преимуществ требует серьезных экономических обоснований прогнозируемого периода функционирования и эффективности затрат на их поддержание.
Проведенные исследования позволяют предложить следующую классификацию конкурентных преимуществ предприятия (см. рис.3.5)
Данная классификация
предполагает подразделение конкурентных
преимуществ предприятия в
Основными условиями формирования и поддержания инновационных конкурентных преимуществ являются: - стремление руководства предприятия к улучшениям, новшествам и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;
Основные направления рыночной стратегии:
1. Усиление позиций предприятия на отечественном фармацевтическом рынке и освоение новых рынков (БАД, космецевтика, пищевая продукция лечебно-профилактического назначения): создание новых конкурентоспособных продуктов.