Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Расчет проводится по следующей формуле:
где - коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке; - показатель качества j-го продукта.
Коэффициент эффективности затрат по предпродажной подготовке:
где - сумма затрат на предпродажную подготовку; - сумма затрат на эксплуатацию и организацию продаж.
Коэффициент характеризует экономию суммарных затрат на предпродажную подготовку, эксплуатацию и организацию продаж за счет более качественной предпродажной подготовки. показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж. При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.
где - объем продаж на конец отчетного периода; - объем продаж на начало отчетного периода.
Показатель качества продукта определяется по формуле:
где - качество отделки и дизайна помещений; - экологическая чистота материалов, использованных при строительстве и отделке; - соответствие зданий требованиям сейсмобезопасности Алтайского края; - соответствие зданий требованиям СНИП.
Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от 0 до 1. Оценку проводят эксперты [54; 340].
где - коэффициент переуступки прав требования; - рентабельность фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств фирмы; - показатель ликвидности, характеризует способность фирмы к быстрой реализации активов; - показатель финансовой устойчивости; - показатель деловой активности; - показатель, характеризующий основные средства; - коэффициент налоговых льгот.
, (1.10)
где - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. № 1); - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1); - кредиторская задолженность (строка 620 ф. № 1).
где - итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1); - дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230 ф. № 1); - итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).
где - коэффициент краткосрочных финансовых вложений (строка 250 ф. № 1); - денежные средства (строка 260 ф. № 1); - итог по разделу V «Краткосрочные обязательства (строка 690 ф. № 1).
- показатель финансовой
где - коэффициент обеспеченности собственными средствами; - коэффициент соотношения собственных и заемных средств.
определяется как отношение разности между средней величиной собственного капитала и величиной внеоборотных активов к величине оборотных активов:
где - итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1); - итог по разделу I «Внеоборотные активы» (строка 190 ф. № 1); - итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1).
где - износ основных средств (строка 140 гр. 4 ф. № 5); - первоначальная стоимость основных средств (с. 130 гр. 3 ф. № 5).
где - сумма налогов, выплаченная фирмой после введения налоговых льгот, а также налоговых возмещений при упрощенной системе налогообложения за отчетный период; - сумма налогов, выплаченная фирмой за последний соответствующий отчетный период до введения налоговых льгот и возмещений [54; 233].
Данные для расчета коэффициента налоговых льгот берутся из соответствующих налоговых деклараций, заполняемых фирмой ежеквартально и ежегодно. характеризует налоговые льготы, получаемые фирмой в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Статьей 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрен порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. НК РФ предусматривает вычеты по следующим налогам:
Кроме того, предусмотрены особенности исчислений по всем видам налогов, а также порядок их возмещения.
Отметим, что ряд фирм имеют право на применение упрошенной системы налогообложения. Это также необходимо учитывать при определении налоговых льгот [43; 398].
Оценку потерь от риска ( ) осуществляем следующим образом:
где - возможные потери от j-го риска; - вероятность наступления j-го рискового события, ; - вид риска.
Данные вероятности определяются на основе статистических данных о проявлении рисков в прошлом, на основе суждений экспертов о возможности их проявления в будущем. При оценке рисков фактические потери сравниваются с предполагаемыми. При этом уточняются вероятности наступления рисков [32; 98].
Оценка проводится по трем видам рисков:
1) - возможные потери от делового риска. Характеризует неопределенность и отношении объема инвестиций, денежных потоков и ликвидационных стоимостей активов, вне зависимости от того, как осуществляется финансирование инвестиций. Определяется следующим образом:
где - объем инвестиций; - сумма денежных средств (потоков), полученных инвестором после проведения инвестиций; - ликвидационная стоимость активов (сумма денежных средств, полученных инвестором после ликвидации инвестируемого объекта). Это та часть денежных средств, которые получат участники общества после расчетов с кредиторами.
2) - возможные потери от инфляционного риска. Показатель характеризует непредвиденный рост издержек эксплуатации вследствие инфляционного процесса или риск обесценивания активов в результате изменения цен:
где - стоимость активов фирмы, измененная в результате инфляции и амортизации (оценивается независимым оценщиком и учитывается в балансе как остаточная стоимость). Это те потери, которые несет фирма в процессе инфляции и амортизации, и которые ведут к уменьшению стоимости активов; - стоимость активов фирмы на начало отчетного периода (баланс, форма № 1, сумма строк 190 и 290).
3) - возможные потери от коммерческого риска. Характеризуют потери, которые могут возникнуть в связи с финансовым положением отдельного клиента и его действиями на различных стадиях выполнения контракта:
где - потери в случае банкротства клиента; - убытки, возникающие из-за задержки платежа клиентом.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная теория и практика располагают значительным количеством методов оценки и управления конкурентоспособностью. Несмотря на большое число научных публикаций, ряд узловых теоретических, методологических и методических вопросов обеспечения конкурентоспособности раскрыты не в полной мере, а проблема создания и поддерживания стратегических конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях особенностей экономики переходного периода остается по существу нерешенной [49; 456].
Многие российские предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Одной из основных причин сложившейся ситуации является не проработанность методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Одной из важнейших целей оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.
Наиболее распространенное
направление анализа
Оценка конкурентоспособности фирмы - гораздо более сложная задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов [23; 80].
Вследствие этого представляет определенный интерес оценка изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.
Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов.
Существующие же методики комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяют охарактеризовать конкурентоспособности предприятия на тактическом уровне. Стандартов оценки, как и единой методики, не существует. Так уж повелось, что каждое предприятие обладает собственными «индивидуальными» методиками.
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия [44; 200].
Безусловно, создание универсальной методики оценки конкурентоспособности, применимой для любых фирм, вероятно, представляет собой невыполнимую задачу. Речь, скорее, может идти только о неких общих методических подходах, которые в различных случаях могут воплощаться во множество конкретных методик оценки конкурентоспособности.
2. ОЦЕНКА КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
2.1. Общая, организационно-
Общая информация. Название: Закрытое акционерное общество (ЗАО) Алтайвитамины.
Дата создания: Производственно-аграрное объединение «Алтайвитамины» организовано в 1982 на базе Бийского витаминного завода и совхоза «Сибирский»; в 1993 г. Преобразовано в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ). Действует в правовой форме закрытого акционерного общества с 1996 г.
Адрес:Россия, Алтайский кравй, 659325, г. Бийск, ул. Заводская,69 Телефон/факс. (3854) 32-69-43, факс (3854)
32-76-40, 32-71-53, р/с 40702810200010000137, ОКОНХ 19310, 71200,72200.
Генеральный директор: Кошелев Юрий Антонович.
Основные виды деятельности: Производство, хранение и реализация лекарственных средств.