Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25

2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36

2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64

3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Дисертация.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Расчет  проводится по следующей формуле:

                                                    

,                                                      (1.5)

где - коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке; - показатель качества j-го продукта.

Коэффициент эффективности  затрат по предпродажной подготовке:

                                                    

,                                                            (1.6)

где - сумма затрат на предпродажную подготовку; - сумма затрат на эксплуатацию и организацию продаж.

Коэффициент характеризует экономию суммарных затрат на предпродажную подготовку, эксплуатацию и организацию продаж за счет более качественной предпродажной подготовки. показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж. При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.

                                                               ,                       (1.7)

где - объем продаж на конец отчетного периода; - объем продаж на начало отчетного периода.

Показатель качества продукта определяется по формуле:

                              

,                                              (1.8)

где - качество отделки и дизайна помещений; - экологическая чистота материалов, использованных при строительстве и отделке; - соответствие зданий требованиям сейсмобезопасности Алтайского края; - соответствие зданий требованиям СНИП.

Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от 0 до 1. Оценку проводят эксперты [54; 340].

1.3.2. Расчет  финансовой составляющей Кф. Коэффициент финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы Кф рассчитывается по формуле:

                                    ,                    (1.9)

где - коэффициент переуступки прав требования; - рентабельность фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств фирмы; - показатель ликвидности, характеризует способность фирмы к быстрой реализации активов; - показатель финансовой устойчивости; - показатель деловой активности; - показатель, характеризующий основные средства; - коэффициент налоговых льгот.

                                              ,             (1.10)

где   - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. № 1); - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1); - кредиторская задолженность (строка 620 ф. № 1).

                                                 ,          (1.11)

где    - итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1); - дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230 ф. № 1); - итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).

                                        ,           (1.12)

где  - коэффициент краткосрочных финансовых вложений (строка 250 ф. № 1); - денежные средства (строка 260 ф. № 1); - итог по разделу V «Краткосрочные обязательства (строка 690 ф. № 1).

- показатель финансовой устойчивости. Данный показатель характеризует  стабильность финансового положения фирмы и рассчитывается следующим образом:

                                       ,            (1.13)

где    - коэффициент обеспеченности собственными средствами; - коэффициент соотношения собственных и заемных средств.

определяется как отношение  разности между средней величиной  собственного капитала и величиной внеоборотных активов к величине оборотных активов:

                                      ,            (1.14)

где    - итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1); - итог по разделу I «Внеоборотные активы» (строка 190 ф. № 1); - итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1).

                                            ,            (1.15)

где - износ основных средств (строка 140 гр. 4 ф. № 5); - первоначальная стоимость основных средств (с. 130 гр. 3 ф. № 5).

                                             ,          (1.16)

где - сумма налогов, выплаченная фирмой после введения налоговых льгот, а также налоговых возмещений при упрощенной системе налогообложения за отчетный период; - сумма налогов, выплаченная фирмой за последний соответствующий отчетный период до введения налоговых льгот и возмещений [54; 233].

Данные для расчета  коэффициента налоговых льгот берутся  из соответствующих налоговых деклараций, заполняемых фирмой ежеквартально и ежегодно. характеризует налоговые льготы, получаемые фирмой в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Статьей 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрен порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. НК РФ предусматривает вычеты по следующим налогам:

    • налог на добавленную стоимость (глава 21, ст. 171);
    • акцизы (глава 22, ст. 200);
    • налог на доходы физических лиц (глава 23, ст. 217—222);
    • единый социальный налог (глава 24, ст. 239).

Кроме того, предусмотрены  особенности исчислений по всем видам  налогов, а также порядок их возмещения.

Отметим, что ряд фирм имеют право  на применение упрошенной системы налогообложения. Это также необходимо учитывать при определении налоговых льгот [43; 398].

1.3.3.Оценка рисков. Для расчета рисковой составляющей конкурентоспособности фирмы выберем из общего числа возможных рисков только те, которые наиболее часто возникают в деятельности фирмы деловой, инфляционный и коммерческий.

Оценку потерь от риска ( ) осуществляем следующим образом:

                                       

,                 (1.17)

где - возможные   потери от j-го риска; - вероятность наступления j-го рискового события, ; - вид риска.

Данные вероятности  определяются на основе статистических данных о проявлении рисков в прошлом, на основе суждений экспертов о возможности их проявления в будущем. При оценке рисков фактические потери сравниваются с предполагаемыми. При этом уточняются вероятности наступления рисков [32; 98].

Оценка проводится по трем видам рисков:

1) - возможные потери от делового риска. Характеризует неопределенность и отношении объема инвестиций, денежных потоков и ликвидационных стоимостей активов, вне зависимости от того, как осуществляется финансирование инвестиций. Определяется следующим образом:

                                          ,                            (1.18)

где - объем инвестиций; - сумма денежных средств (потоков), полученных инвестором после проведения инвестиций; - ликвидационная стоимость активов (сумма денежных средств, полученных инвестором после ликвидации инвестируемого объекта). Это та часть денежных средств, которые получат участники общества после расчетов с кредиторами.

2) - возможные потери от инфляционного риска. Показатель характеризует непредвиденный рост издержек эксплуатации вследствие инфляционного процесса или риск обесценивания активов в результате изменения цен:

                                                     ,                             (1.19)

где - стоимость активов фирмы, измененная в результате инфляции и амортизации (оценивается независимым оценщиком и учитывается в балансе как остаточная стоимость). Это те потери, которые несет фирма в процессе инфляции и амортизации, и которые ведут к уменьшению стоимости активов; - стоимость активов фирмы на начало отчетного периода (баланс, форма № 1, сумма строк 190 и 290).

3) - возможные потери от коммерческого риска. Характеризуют потери, которые могут возникнуть в связи с финансовым положением отдельного клиента и его действиями на различных стадиях выполнения контракта:

                                                 

,                                                (1.20)

где - потери в случае банкротства клиента; - убытки, возникающие из-за задержки платежа клиентом.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная теория и практика располагают значительным количеством методов оценки и управления конкурентоспособностью. Несмотря на большое число научных публикаций, ряд узловых теоретических, методологических и методических вопросов обеспечения конкурентоспособности раскрыты не в полной мере, а проблема создания и поддерживания стратегических конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях особенностей экономики переходного периода остается по существу нерешенной [49; 456].

Многие российские предприятия  не готовы к активному ведению  конкурентной борьбы. Одной из основных причин сложившейся ситуации является не проработанность методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Одной из важнейших целей оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.

Наиболее распространенное направление анализа конкурентоспособности - это сравнительная оценка конкурентоспособности продукта данной фирмы. Такую оценку на практике провести наиболее легко, так как информация о потребительских свойствах и эксплуатационных характеристиках продуктов является доступной. Проводя исследование потребителей, торговых организаций, можно получить информацию о престижности торговых марок, предпочтениях потребителей, рыночной доле и т.д.

Оценка конкурентоспособности  фирмы - гораздо более сложная  задача.  Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов [23; 80].

Вследствие этого представляет определенный интерес оценка изменения  конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.

Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные  и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов.

Существующие же методики комплексной оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия позволяют  охарактеризовать конкурентоспособности  предприятия на тактическом уровне. Стандартов оценки, как и единой методики, не существует. Так уж повелось, что каждое предприятие обладает собственными «индивидуальными» методиками.

Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем экономическим  характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия [44; 200].

Безусловно, создание универсальной методики оценки конкурентоспособности, применимой для любых фирм, вероятно, представляет собой невыполнимую задачу. Речь, скорее, может идти только о неких общих методических подходах, которые в различных случаях могут воплощаться во множество конкретных методик оценки конкурентоспособности.

 

2. ОЦЕНКА КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И  КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»

 

2.1. Общая, организационно-экономическая характеристика

Общая информация. Название: Закрытое акционерное общество (ЗАО) Алтайвитамины.

Дата создания: Производственно-аграрное объединение «Алтайвитамины» организовано в 1982 на базе Бийского витаминного завода и совхоза «Сибирский»; в 1993 г. Преобразовано в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ). Действует в правовой форме закрытого акционерного общества с 1996 г.

Адрес:Россия, Алтайский кравй, 659325, г. Бийск, ул. Заводская,69 Телефон/факс. (3854) 32-69-43, факс (3854)

32-76-40, 32-71-53, р/с 40702810200010000137, ОКОНХ 19310, 71200,72200.

Генеральный директор: Кошелев Юрий Антонович.

Основные виды деятельности: Производство, хранение и реализация лекарственных средств.

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)