Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25

2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36

2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64

3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Дисертация.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

 



Алтайская академия экономики и права

Кафедра экономической теории

 

На правах рукописи

 

 

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМЫ

(НА МАТЕРИАЛАХ  ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»)

 

 

Направление «Экономика»  – 080100.68

Программа «Экономика фирмы»

 

Диссертация на соискание академической степени

магистра экономики

 

 

 

    Научный руководитель

                                                       д.э.н. профессор________

                                    ученая степень, должность

                               ______________ /                  А.И. Губарь/

                              подпись                         и.о., фамилия

 

                                Нормоконтроль

                                ______________ /                 Т.Н. Губарь/

                            подпись                           и.о., фамилия

Оценка ___________________________

 

«____» _____________________20__ г.

Председатель  ГАК

                                  ______________ /          О.П. Мамченко/

                               подпись                         и.о., фамилия

Барнаул 2010

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

 

1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ……………….10

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10

1.2.Факторы влияющие  на конкурентоспособность фирмы ……………….18

1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25

 

2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36

 

2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36

2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59

 

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64

 

3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64

3.2. Формирование конкурентной  стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  отдельные предприятия находятся в кризисном положении и требуются радикальные меры по их оздоровлению. Для того, чтобы оздоровить обстановку на предприятии восстановить внутреннюю сбалансированность и целостность производства, необходима целенаправленная скоординированная деятельность на всех уровнях управления.

Четкое разграничение  факторов макро- и микросреды позволяет  выявить взаимосвязь предприятия  с той или иной составляющей этого  окружения, что, в свою очередь, способствует установлению четкого разграничения между положительным и отрицательным их воздействием.

На сегодня, хозяйствующим  субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более  приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов рыночного хозяйства овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Актуальность  работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.

Проблема конкуренции  и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической  теории. Еще Адам Смит говорил, что  невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. В ряде работ делалась попытка объяснить основные моменты конкурентных преимуществ – сильные и слабые стороны деятельности компании, ключевые факторы успеха, различия в уровне профессионализма персонала – через представление фирмы как многомерной единицы, но систематического и четкого объяснения причин конкурентных преимуществ в этих работах не получилось, равно как не было сделано попытки связать все эти объяснения с прибыльностью.  Радикальный прорыв в этой области связан с именем Майкла Портера, который исходил из того, что конкурентные преимущества складываются из большого числа источников; показал, как преимущества связаны с конкретными видами деятельности и как эти виды деятельности соотносятся друг с другом, а также с такими видами деятельности, как отношения с поставщиками или обслуживание клиентов.

Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно  вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего, это  философия работы в условиях рынка, которая ориентирует на:

    • понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
    • знание поведения и возможностей конкурентов;
    • знание состояния и тенденций развития рынка;
    • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Чтобы сегодня создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию  и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом - умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты оценки  конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
  • дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
  • разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.

Объектом исследования является ЗАО «АЛТАВИТАМИНЫ», действующая в рамках динамичного рынка высоких технологий, постоянно расширяя ассортимент совей продукции. Соответственно предметом работы выступают процессы и факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, освещающие проблемы объекта и предмета исследования; официальные документы; законодательные акты; постановления Правительства РФ; научные источники в виде данных и сведений из публикаций, авторефератов, журнальных и газетных статей. Диссертационная работа базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного подхода к решению проблем. В качестве инструментарного аппарата использовались на разных стадиях исследования различные комбинации методов, а именно: метод абсолютных, относительных и средних величин; табличный метод; математического моделирования факторов; методы группировки и сравнительного анализа, а также в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического и компаративного анализа. Эмпирическая база работы включает данные бухгалтерской и управленческой отчетности ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» и другая информация.

Научная новизна  диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.

К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:

  • уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
  • предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
  • выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Практическая  ценность диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по оценке конкурентоспособности и формированию механизмов повышения конкурентоспособности предприятиями особенно в условиях кризиса.

Диссертация состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 93 страницы основного текста, в том числе 6 рисунков, 12 таблиц. Список использованных источников включает 72 наименования.

В первой главе «Основные теории конкурентоспособности фирмы» изложены теоретические вопросы, касающиеся экономической сущности понятий конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, а также модели их оценки. Во второй главе «Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» представлены основные экономические показатели деятельности фирмы, проведена оценка конкурентоспособности исследуемой организации с оценкой конкурентных преимуществ. В третьей главе «Основные направления работы по повышению конкурентоспособности ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» разработаны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности организации в части максимизации прибыли, повышения платежеспособности и формирования конкурентной стратегии с учетом конъюнктуры рынка.

 

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

 

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

На современном этапе  экономического развития проблема конкурентоспособности  занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок [25; 5].

Сегодня для отечественных  предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления [30; 7].

Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.

В рыночной экономике  решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность, которая означает способность превосходить и опережать других. Конкурентоспособность – категория, которая имеет философский, экономический, социальный аспекты, и она применима к различным объектам, в том числе, товарам, предприятиям (фирмам), организациям, отраслей, регионов, странам.

Понятие "конкурентоспособность  предприятия" в экономической  литературе, чаще всего, сводится к  способности предприятия производить конкурентоспособный товар [15; 2].

Однако, учитывая, что  в настоящее время предприятия  могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [17; 20].

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)