Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Алтайская академия экономики и права
Кафедра экономической теории
На правах рукописи
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМЫ
(НА МАТЕРИАЛАХ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»)
Направление «Экономика» – 080100.68
Программа «Экономика фирмы»
Диссертация на соискание академической степени
магистра экономики
Научный руководитель
д.э.н. профессор________
______________ / А.И. Губарь/
подпись
Нормоконтроль
подпись
«____» _____________________20__ г.
Председатель ГАК
подпись
Барнаул 2010
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...
2.1.Общая, организационно-
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
В настоящее время отдельные предприятия находятся в кризисном положении и требуются радикальные меры по их оздоровлению. Для того, чтобы оздоровить обстановку на предприятии восстановить внутреннюю сбалансированность и целостность производства, необходима целенаправленная скоординированная деятельность на всех уровнях управления.
Четкое разграничение
факторов макро- и микросреды позволяет
выявить взаимосвязь
На сегодня, хозяйствующим
субъектам для выживания
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Проблема конкуренции
и конкурентоспособности одна из
стариннейших тем в экономической
теории. Еще Адам Смит говорил, что
невидимая рука управляет миром,
и рыночная экономика потому не разваливается,
что конкуренция все расставляе
Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего, это философия работы в условиях рынка, которая ориентирует на:
Чтобы сегодня создать
конкурентоспособное
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования является ЗАО «АЛТАВИТАМИНЫ», действующая в рамках динамичного рынка высоких технологий, постоянно расширяя ассортимент совей продукции. Соответственно предметом работы выступают процессы и факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, освещающие проблемы объекта и предмета исследования; официальные документы; законодательные акты; постановления Правительства РФ; научные источники в виде данных и сведений из публикаций, авторефератов, журнальных и газетных статей. Диссертационная работа базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного подхода к решению проблем. В качестве инструментарного аппарата использовались на разных стадиях исследования различные комбинации методов, а именно: метод абсолютных, относительных и средних величин; табличный метод; математического моделирования факторов; методы группировки и сравнительного анализа, а также в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического и компаративного анализа. Эмпирическая база работы включает данные бухгалтерской и управленческой отчетности ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» и другая информация.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
Практическая ценность диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по оценке конкурентоспособности и формированию механизмов повышения конкурентоспособности предприятиями особенно в условиях кризиса.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 93 страницы основного текста, в том числе 6 рисунков, 12 таблиц. Список использованных источников включает 72 наименования.
В первой главе «Основные теории конкурентоспособности фирмы» изложены теоретические вопросы, касающиеся экономической сущности понятий конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, а также модели их оценки. Во второй главе «Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» представлены основные экономические показатели деятельности фирмы, проведена оценка конкурентоспособности исследуемой организации с оценкой конкурентных преимуществ. В третьей главе «Основные направления работы по повышению конкурентоспособности ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» разработаны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности организации в части максимизации прибыли, повышения платежеспособности и формирования конкурентной стратегии с учетом конъюнктуры рынка.
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок [25; 5].
Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления [30; 7].
Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность, которая означает способность превосходить и опережать других. Конкурентоспособность – категория, которая имеет философский, экономический, социальный аспекты, и она применима к различным объектам, в том числе, товарам, предприятиям (фирмам), организациям, отраслей, регионов, странам.
Понятие "конкурентоспособность
предприятия" в экономической
литературе, чаще всего, сводится к
способности предприятия произв
Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [17; 20].