Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Динамика производства ООО «АгроСиб-Раздолье» за период 2008 – 2011 гг., тыс.руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Производство продукции в действующих ценах, всего |
70307 |
209578 |
128735 |
59355 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах, % |
101,49 |
94 |
95,73 |
100 |
Вместе с тем, по данному виду
продукции наблюдается
Управление качеством
Инновационная деятельность ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» носит ярко выраженный продуктовый характер (разработка новой и модернизация старой продукции).
Функция разработки и освоения новой продукции исполняется в блоке инженерных служб, что с точки зрения эффективности управления процессом создания и освоения новой продукции является целесообразным для данного предприятия. Недостатком существующей организации и управления данной функцией является отсутствие регламента взаимодействия между отделом маркетинга, финансово-экономической и инженерной службой на стадии принятия решения о создании (освоении) новой продукции его реализации. Прогноз потребностей рынка и объемов продаж новой продукции, технико-экономическое обоснование эффективности производства и продаж, оценка требуемого объема финансирования, окупаемости проекта, источники инвестирования рассматриваются без достаточного объективной оценки возможностей предприятия.
В 2010 г. планируется резкое снижение производства новой продукции. Это говорит о слабом финансировании инновационных проектов.
На предприятии была предложена следующая оценка качества исполнения функций, входящих в процесс: «исследование рынка ® материально техническое снабжение ® производство ®сбыт», а также функция контроля затрат и управления финансовыми потоками (см. табл. 2.3).
На сегодняшний день функция маркетинга (исследование и планирование рынка) имеет следующие недостатки:
1. Слабость стратегического маркетинга, в задачу которого входит определение рыночной позиции предприятия на средне- и долгосрочную перспективу, регулирование процесса разработки новых рынков, изделий и товарных групп для достижения максимальной финансовой устойчивости.
2. Слабая организационная взаимосвязь между основной функцией маркетинга (планирование рынка продаж) и планирование производства, а также ценообразованием.
3. Отсутствие взаимосвязи с отделом материально-технического снабжения по анализу рыночной конъюнктуры основных видов материальных ресурсов, что приводит к несоответствию цен закупок среднерыночным ценам.
Динамика объемов производства новых изделий, тыс.руб
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 план |
Объем производства продукции, всего |
1214544 |
1222336 |
1311699 |
1406261 |
Объем производства новых изделий |
59897 |
41824 |
96789 |
17779 |
Удельный вес новых изделий в общем объеме производства, % |
4,93 |
3,42 |
7,38 |
1,26 |
Произошедшие за период с начала
экономических и
Нестабильность экономической среды, отраслевая специфика рынков, специфика производства и продаж ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ», накладывают повышенные требования к качеству организационно-экономической модели, ее способности адекватно реагировать на динамические изменения, происходящие на рынках лекарственных средств и витаминной продукции.
Предлагаемая программа реформирования организационно-управленческой модели предприятия опирается на представление о нем, как о системе, функционирование которой должно обеспечить эффективную реализацию цели его деятельности - извлечение прибыли путем удовлетворения потребностей рынка в своей продукции.
В качестве замкнутых структурно-
1. Производственные цеха и самостоятельные участки, а также отделы и службы, в задачу которых входит обеспечить четкое функционирование цепочки «снабжение – производство – сбыт». Руководство этим блоком предполагается поручить исполнительному директору, основной обязанностью которого является обеспечение производства и сбыта продукции. В пределах исполнения этой функции все структурные подразделения предприятия функционально подчинены исполнительному директору.
2. Службы (структурные подразделения) инженерного обеспечения и инновационного развития (техническое перевооружение и освоение новой продукции) под руководством технического директора (главного инженера).
3. Службы (структурные подразделения), осуществляющие маркетинг, планирование производства и продаж, планирование затрат и контроль за их фактическим уровнем, бюджетирование, ценообразование, управление финансами, обеспечение платежеспособности (оперативной и структурной финансовой ликвидности) под руководством финансового директора (заместителя генерального директора по экономике и финансам).
4. Служба управления качеством продукции. Осуществляется в ОТК в тесном взаимодействии с производственно0-сбытовым блоком и блоком инженерного обеспечения. В связи с особой важностью обеспечения уровня качества продукции для предприятия руководитель службы – начальник ОТК – должен быть наделен правами заместителя директора.
5. Службы управления персоналом и социального обеспечения под руководством заместителя генерального директора по управлению персоналом.
6. Коммерческий центр, в задачу которого входит развитие непрофильных видов производственной и коммерческой деятельности, а также развитие системы розничных продаж продукции предприятия и функционирование системы бартерных поставок. Руководство осуществляется начальником коммерческого центра. Хозяйственная деятельность должна осуществляться в рамках центра финансовой ответственности (ЦФО) на условиях полного хозяйственного расчета.
7. Ответственность за ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности возлагается на главного бухгалтера с непосредственным подчинением генеральному директору.
2.1.6 Характеристика персонала предприятия. Качественная оценка персонала позволяет выявить границы стратегических возможностей предприятия по данному виду его ресурсов.
Оплата труда на предприятии (из положения «О системе оплаты и мотивации труда персонала ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»).
На предприятии применяется повременно премиальная и сдельно-премиальная системы оплаты труда, предполагающая начисление премии к установленным месячным окладам при выполнении соответствующих производственных показателей и фактически отработанного времени.
Организация заработной платы основывается на следующих общих принципах:
Наибольшее влияние на все категории
персонала оказывает
1. По результатам (там, где можно сравнительно точно определить и разграничить результат деятельности одного работника или группы сотрудников.
2. По статусу (учитывает уровень квалификации, качество труда и т.п.).
Фонд материального поощрения включает:
В 2009 году согласно существующим положениям было выплачено премий в размере 8008,1 тыс.руб. Единовременные денежные выплаты в этом же году составили 12920 тыс.руб.
Проведем анализ кадрового потенциала ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ».
Списочная численность всего персонала (с учетом непромышленных организаций и дочерних предприятий) на конец 2009г составила 1335 человек. В последующие отчетные периоды списочная численность персонала незначительно сокращалась, что связано с повышением автоматизации производства. На конец 2009 года плановая численность работников составила 1230 человек.
Выработка на одного работающего ППП на конец 2009 года составила 1067521 руб. и с каждым годом увеличивалась в среднем на 3,75%. Вместе с тем происходил и рост заработной платы (в среднем на 11%). Предприятие ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» не имеет задолженности перед персоналом по заработной плате.
Оценка конкурентоспособности по уровню издержек с основными конкурентами представляет собой обязательную и важнейшую часть бизнес - диагностики предприятия.
На предприятии существует традиционная схема учета издержек: в рамках бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой. На предприятии создана необходимая нормативная база, программные комплексы для проведения расчетов, в том числе по учету издержек, формированию плановой и фактической себестоимости.
Калькуляция себестоимости.
Объект калькуляции – отдельные изделия и полуфабрикаты. В качестве калькуляционных единиц принимают натуральные – тыс.упаковок.
Затраты на производство группируются по месту их возникновения, видам продукции и видам расходов. По месту возникновения затраты группируются по цехам, участкам и другим структурным подразделениям. По видам продукции затраты группируются для исчисления их себестоимости. По видам расходов затраты группируются по элементам затрат и статьям калькуляции.
Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:
Производственная
Таблица 2.4
Динамика себестоимости товарной продукции, тыс.руб