Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25

2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36

2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64

3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Дисертация.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Наименование

2007

2008

2009

Материальные затраты

454295

501014

563812

Затраты на оплату труда

106567

120722

142295

Отчисления на социальные нужды

15853

18585

16933

Амортизация

13838

21276

29401

Прочие затраты

39219

14802

65022

Производственная себестоимость

629772

676399

817463


 

В структуре себестоимости товарной продукции (см. табл. 2.4) наибольший удельный вес имеют материальные затраты и затраты на оплату труда. Величина материальных затрат определяется данными, заложенными в конструкторско – технологической документации при проектировании изделия (состав применяемых покупных изделий, нормы расхода, технология изготовления) и фактическим ценам приобретения материалов.

Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции, затраты группируют и учитывают статьям калькуляции. На ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» используются следующие виды статей затрат:

    • сырье и основные материалы;
    • вспомогательные материалы;
    • полуфабрикаты;
    • энергия на технологические нужды;
    • фонд оплаты труда;
    • начисленная заработная плата;
    • общепроизводственные расходы (25 счет);
    • общезаводские расходы (26 счет);
    • внепроизводственные расходы (44 счет).

В структуре себестоимости реализованной продукции наибольший удельный вес имеют материальные затраты (см. табл. 2.5). Высокая материалоемкость является причиной низкой экономической эффективности.

Необходимо совершенствовать системы  управленческого учета затрат как  основы системы финансового планирования и системы коммерческих отношений  между подразделениями. Анализ затрат на производство и реализацию продукции необходим для выявления возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обеспечение роста прибыли.

Таблица 2.5

Динамика себестоимости  реализованной продукции

Показатели

2007

2008

2009

Себестоимость проданных товаров  и услуг

733692

824345

909653

1. собственной продукции

660322,8

741910,5

818687,7

2. прочей продукции

73369,2

82434,5

90965,3

Постоянные затраты

155679

176269

209839

Переменные затраты

522517

597803

626688

Материальные затраты

454295

501014

563812

Топливо (мазут), тн

4037

3783

3497

Электроэнергия, тыс.квт

5610

5971

6078

Тепловая энергия, тыс.Гкал

32

35

32

Вода, тыс.м3

343

319

224

Пар, тн

47

37

34

Удельный вес материальных затрат в общем объеме себестоимости продукции, %

61,92

60,78

61,98


 

2.1.7 Диагностика финансового состояния предприятия. Необходимо провести финансовый анализ, который представляет собой процесс исследования финансового состояния предприятия с целью выявления резервов повышения рыночной стоимости предприятия и обеспечения эффективности развития. Финансовый анализ проводится с разной степенью детализации. Дадим оценку ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.

Проведем оценку ликвидности предприятия  при помощи абсолютных и относительных показателей. Показатели ликвидности дают оценку способности предприятия отвечать по текущим обязательствам (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6

Сводная таблица показателей  ликвидности

Наименование

Формула расчета

2008

2009

Соответствие норме

Величина собственных оборотных  средств

текущие активы - текущие обязательства

248176

277073

 

Коэффициент маневренности собственными оборотными средствами

денежные средства/Величину собственных оборотных средств

0,0112

0,006

 

Коэффициент текущей ликвидности

Текущие активы/Текущие обязательства

1,77

1,69

Удовлетворяет

Коэффициент быстрой ликвидности

(Текущие активы - Запасы (с НДС))/Текущие  обязательства

1

2,33

Удовлетворяет

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + краткосрочные  фин. вложения)/Текущие обязательства

0,0086

0,0041

Не удовлетворяет


 

Величина собственных оборотных  средств характеризует сумму  оборотных средств, профинансируемых за счет собственных, и приравненных к нему собственного долгосрочного капитала.

Коэффициент маневренности характеризует долю денежных средств в общей стоимости собственных оборотных средств.

Коэффициент текущей ликвидности  характеризует степень покрытия текущих обязательств текущими долгами. Данный показатель удовлетворяет норме. Этот коэффициент удовлетворяет норме.

Коэффициент абсолютной ликвидности  характеризует степень покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными активами. Показатель не удовлетворяет  норме.

В целом ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - ликвидное предприятие.

Финансовая устойчивость. Показатели финансовой устойчивости дают оценку стабильности деятельности предприятия с позиции долгосрочной перспективы путем изучения источников финансирования.

Проведем оценку финансовой устойчивости при помощи относительных показателей. Данные коэффициенты позволяют оценить состав и структуру источников финансирования деятельности предприятия и степень его зависимости от заемного капитала.

Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала в общей стоимости источников финансирования.

Коэффициент зависимости характеризует стоимость источников финансирования, приходящихся на 1 рубль собственного капитала.

Коэффициент концентрации заемного капитала характеризует долю заемного капитала в общей стоимости источников финансирования.

Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала характеризует стоимость собственных источников финансирования, приходящихся на 1 рубль заемного капитала.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует стоимость заемных источников финансирования, приходящихся на 1 рубль собственного капитала (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7

Сводная таблица показателей  финансовой устойчивости

Наименование

Формула расчета

2008

2009

Соответствие норме

Коэффициент автономии

Величина собственного капитала / Капитал всего ( пассив баланса)

0,094

0,077

Не удовлетворяет

Коэффициент зависимости, руб. на 1 руб. собственного капитала

Величина капитала всего (пассив баланса) / Величину собственного капитала

10,651

12,941

Не удовлетворяет

Коэффициент концентрации заемного капитала

Величина заемного капитала / Капитал  всего

0,394

0,439

Удовлетворяет

Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала, руб. на 1 руб. заемного капитала

Величина собственного капитала / величину заемного капитала

0,238

0,176

Не удовлетворяет

Коэффициент маневренности собственного капитала

Величина собственных оборотных  средств / Величину собственного капитала

2,998

3,347

Удовлетворяет

Коэффициент соотношения заемного и соб-го капитала, руб. на 1 руб. заемного капитала

Величина заемного капитала / величину собственного капитала

4,199

5,683

Не удовлетворяет


 

Коэффициент маневренности собственного капитала характеризует долю собственного капитала, направленного на формирование собственных оборотных средств. В целом финансовое состояние предприятия неустойчивое.

Оценка рентабельности. Коэффициенты рентабельности дают оценку общей эффективности вложенных в предприятие средств.

Коэффициенты рентабельности - относительные  показатели, которые соизмеряют полученный эффект с затратами и ресурсами, используемыми для достижения этого эффекта.

Таблица 2.8

Сводная таблица показателей  рентабельности

Наименование

Формула расчета

2008

2009

Коммерческая рентабельность (продаж), руб. на 1 руб. выручки

Операционная прибыль / Выручка

0,13

0,17

Рентабельность текущих затрат (производства) руб. на 1 руб. себестоимости продукции

Операционная прибыль / Себестоимость  - Затраты на сбыт

0,18

0,26

Экономическая рентабельность (активов), руб. на 1 руб. активов

Чистая прибыль / Активы

0,07

0,1

Финансовая рентабельность (собственного капитала) руб.

на 1 руб. активов 

Чистая прибыль/Величину собственного капитала

0,46

0,81


 

Коммерческая рентабельность характеризует  эффективность полученных средств  и отражает размер прибыли, приходящийся на 1 рубль выручки.

Рентабельность текущих затрат отражает эффективность затраченных на производство продукции средств, а также сумму прибыли, приходящуюся на 1 рубль себестоимости.

Экономическая рентабельность характеризует  эффективность вложенных в формирование активов предприятия средств, а также размер прибыли, приходящейся на 1 рубль активов.

Финансовая рентабельность отражает эффективность вложенных собственных  источников финансирования.

Можно сделать вывод о том, что все показатели рентабельности 2009 года увеличиваются по сравнению с предыдущим отчетным периодом (см. табл. 2.8). Особенно резкий скачок наблюдается у таких показателей, как рентабельность производства и финансовая рентабельность. Это говорит о том, что произошло увеличение выручки за счет снижения себестоимости продукции.

Вывод: ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - рентабельное, ликвидное предприятие. Для обеспечения  наибольшей финансовой устойчивости предприятию  необходимо повышать долю собственного капитала в общей стоимости капитала.

2.2.  Конкурентоспособность предприятия

 

2.2.1. Анализ продукции. Выделение основных параметров, определяющих потребительские свойства продукции, сопоставление их с аналогичными параметрами рыночного лидера, а также характеристика стадии жизненного цикла товара и спроса на него дают информацию о возможных стратегических перспективах.

К настоящему времени  ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» выпускает 122 наименования продукции: витаминные и  аэрозольные препараты, таблетки, масла, мази, суппозитории, жидкие лекарственные  средства, БАД, а также пищевую  продукцию, космецевтику и ветеринарные препараты.

По своим характеристикам  эти медицинские препараты не уступают лучшим зарубежным аналогам, а оптимальная технология их производства позволяет держать стабильные конкурентоспособные  цены, что позволяет предприятию  оставаться одним из крупнейших отечественных производителей данной продукции, а также регулярно осуществлять поставки в зарубежные страны (см. табл. 2.9).

Предприятие оснащено современным  оборудованием, многоступенчатая система  контроля качества, высокий уровень  маркетинга выгодно отличают данную компанию среди множества производителей фармацевтической продукции.

Таблица 2.9

Характеристика  продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»

Продукция

Основные параметры, определяющие конкурентоспособность

Соответствие рыночному лидеру

Уровень стандартизации и унификации

Стадия жизненного цикла отрасли

1

2

3

4

5

Витаминные препараты

качество, цена, узнаваеая марка

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям  и условиям

Рост, переходящий в зрелость

Аэрозольные препараты

качество, цена

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям  и условиям

Рост

Таблетки

цена, узнаваемая марка

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям  и условиям

Рост, переходящий в зрелость

Окончание табл. 2.9

Масла, мази, суппозитории

качество, цена, узнаваеая марка

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям  и условиям

Рост

Жидкие лекарственные средства

качество, цена

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям  и условиям

Рост

БАД

качество, цена

соответствует

Соответствует лицензионным требованиям и условиям

Рост

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы (на материалах ЗАО «Алтайвитамины»)