Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
Материальные затраты |
454295 |
501014 |
563812 |
Затраты на оплату труда |
106567 |
120722 |
142295 |
Отчисления на социальные нужды |
15853 |
18585 |
16933 |
Амортизация |
13838 |
21276 |
29401 |
Прочие затраты |
39219 |
14802 |
65022 |
Производственная себестоимость |
629772 |
676399 |
817463 |
В структуре себестоимости
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты группируют и учитывают статьям калькуляции. На ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» используются следующие виды статей затрат:
В структуре себестоимости реализованной продукции наибольший удельный вес имеют материальные затраты (см. табл. 2.5). Высокая материалоемкость является причиной низкой экономической эффективности.
Необходимо совершенствовать системы
управленческого учета затрат как
основы системы финансового
Таблица 2.5
Динамика себестоимости реализованной продукции
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Себестоимость проданных товаров и услуг |
733692 |
824345 |
909653 |
1. собственной продукции |
660322,8 |
741910,5 |
818687,7 |
2. прочей продукции |
73369,2 |
82434,5 |
90965,3 |
Постоянные затраты |
155679 |
176269 |
209839 |
Переменные затраты |
522517 |
597803 |
626688 |
Материальные затраты |
454295 |
501014 |
563812 |
Топливо (мазут), тн |
4037 |
3783 |
3497 |
Электроэнергия, тыс.квт |
5610 |
5971 |
6078 |
Тепловая энергия, тыс.Гкал |
32 |
35 |
32 |
Вода, тыс.м3 |
343 |
319 |
224 |
Пар, тн |
47 |
37 |
34 |
Удельный вес материальных затрат в общем объеме себестоимости продукции, % |
61,92 |
60,78 |
61,98 |
Проведем оценку ликвидности предприятия при помощи абсолютных и относительных показателей. Показатели ликвидности дают оценку способности предприятия отвечать по текущим обязательствам (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6
Сводная таблица показателей ликвидности
Наименование |
Формула расчета |
2008 |
2009 |
Соответствие норме |
Величина собственных |
текущие активы - текущие обязательства |
248176 |
277073 |
|
Коэффициент маневренности собственными оборотными средствами |
денежные средства/Величину собственных оборотных средств |
0,0112 |
0,006 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
Текущие активы/Текущие обязательства |
1,77 |
1,69 |
Удовлетворяет |
Коэффициент быстрой ликвидности |
(Текущие активы - Запасы (с НДС))/Текущие обязательства |
1 |
2,33 |
Удовлетворяет |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
(Денежные средства + краткосрочные фин. вложения)/Текущие обязательства |
0,0086 |
0,0041 |
Не удовлетворяет |
Величина собственных
Коэффициент маневренности характеризует долю денежных средств в общей стоимости собственных оборотных средств.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует степень покрытия текущих обязательств текущими долгами. Данный показатель удовлетворяет норме. Этот коэффициент удовлетворяет норме.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует степень покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными активами. Показатель не удовлетворяет норме.
В целом ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - ликвидное предприятие.
Финансовая устойчивость. Показатели финансовой устойчивости дают оценку стабильности деятельности предприятия с позиции долгосрочной перспективы путем изучения источников финансирования.
Проведем оценку финансовой устойчивости при помощи относительных показателей. Данные коэффициенты позволяют оценить состав и структуру источников финансирования деятельности предприятия и степень его зависимости от заемного капитала.
Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала в общей стоимости источников финансирования.
Коэффициент зависимости характеризует стоимость источников финансирования, приходящихся на 1 рубль собственного капитала.
Коэффициент концентрации заемного капитала характеризует долю заемного капитала в общей стоимости источников финансирования.
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала характеризует стоимость собственных источников финансирования, приходящихся на 1 рубль заемного капитала.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует стоимость заемных источников финансирования, приходящихся на 1 рубль собственного капитала (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7
Сводная таблица показателей финансовой устойчивости
Наименование |
Формула расчета |
2008 |
2009 |
Соответствие норме |
Коэффициент автономии |
Величина собственного капитала / Капитал всего ( пассив баланса) |
0,094 |
0,077 |
Не удовлетворяет |
Коэффициент зависимости, руб. на 1 руб. собственного капитала |
Величина капитала всего (пассив баланса) / Величину собственного капитала |
10,651 |
12,941 |
Не удовлетворяет |
Коэффициент концентрации заемного капитала |
Величина заемного капитала / Капитал всего |
0,394 |
0,439 |
Удовлетворяет |
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала, руб. на 1 руб. заемного капитала |
Величина собственного капитала / величину заемного капитала |
0,238 |
0,176 |
Не удовлетворяет |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
Величина собственных |
2,998 |
3,347 |
Удовлетворяет |
Коэффициент соотношения заемного и соб-го капитала, руб. на 1 руб. заемного капитала |
Величина заемного капитала / величину собственного капитала |
4,199 |
5,683 |
Не удовлетворяет |
Коэффициент маневренности собственного капитала характеризует долю собственного капитала, направленного на формирование собственных оборотных средств. В целом финансовое состояние предприятия неустойчивое.
Оценка рентабельности. Коэффициенты рентабельности дают оценку общей эффективности вложенных в предприятие средств.
Коэффициенты рентабельности - относительные показатели, которые соизмеряют полученный эффект с затратами и ресурсами, используемыми для достижения этого эффекта.
Таблица 2.8
Сводная таблица показателей рентабельности
Наименование |
Формула расчета |
2008 |
2009 |
Коммерческая рентабельность (продаж), руб. на 1 руб. выручки |
Операционная прибыль / Выручка |
0,13 |
0,17 |
Рентабельность текущих затрат (производства) руб. на 1 руб. себестоимости продукции |
Операционная прибыль / Себестоимость - Затраты на сбыт |
0,18 |
0,26 |
Экономическая рентабельность (активов), руб. на 1 руб. активов |
Чистая прибыль / Активы |
0,07 |
0,1 |
Финансовая рентабельность (собственного капитала) руб. на 1 руб. активов |
Чистая прибыль/Величину собственного капитала |
0,46 |
0,81 |
Коммерческая рентабельность характеризует эффективность полученных средств и отражает размер прибыли, приходящийся на 1 рубль выручки.
Рентабельность текущих затрат отражает эффективность затраченных на производство продукции средств, а также сумму прибыли, приходящуюся на 1 рубль себестоимости.
Экономическая рентабельность характеризует
эффективность вложенных в
Финансовая рентабельность отражает
эффективность вложенных
Можно сделать вывод о том, что все показатели рентабельности 2009 года увеличиваются по сравнению с предыдущим отчетным периодом (см. табл. 2.8). Особенно резкий скачок наблюдается у таких показателей, как рентабельность производства и финансовая рентабельность. Это говорит о том, что произошло увеличение выручки за счет снижения себестоимости продукции.
Вывод: ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» - рентабельное, ликвидное предприятие. Для обеспечения наибольшей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать долю собственного капитала в общей стоимости капитала.
2.2. Конкурентоспособность предприятия
2.2.1. Анализ продукции. Выделение основных параметров, определяющих потребительские свойства продукции, сопоставление их с аналогичными параметрами рыночного лидера, а также характеристика стадии жизненного цикла товара и спроса на него дают информацию о возможных стратегических перспективах.
К настоящему времени ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» выпускает 122 наименования продукции: витаминные и аэрозольные препараты, таблетки, масла, мази, суппозитории, жидкие лекарственные средства, БАД, а также пищевую продукцию, космецевтику и ветеринарные препараты.
По своим характеристикам эти медицинские препараты не уступают лучшим зарубежным аналогам, а оптимальная технология их производства позволяет держать стабильные конкурентоспособные цены, что позволяет предприятию оставаться одним из крупнейших отечественных производителей данной продукции, а также регулярно осуществлять поставки в зарубежные страны (см. табл. 2.9).
Предприятие оснащено современным оборудованием, многоступенчатая система контроля качества, высокий уровень маркетинга выгодно отличают данную компанию среди множества производителей фармацевтической продукции.
Таблица 2.9
Характеристика продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»
Продукция |
Основные параметры, определяющие конкурентоспособность |
Соответствие рыночному лидеру |
Уровень стандартизации и унификации |
Стадия жизненного цикла отрасли |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Витаминные препараты |
качество, цена, узнаваеая марка |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост, переходящий в зрелость |
Аэрозольные препараты |
качество, цена |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост |
Таблетки |
цена, узнаваемая марка |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост, переходящий в зрелость |
Окончание табл. 2.9 | ||||
Масла, мази, суппозитории |
качество, цена, узнаваеая марка |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост |
Жидкие лекарственные средства |
качество, цена |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост |
БАД |
качество, цена |
соответствует |
Соответствует лицензионным требованиям и условиям |
Рост |