Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:35, магистерская работа
Актуальность работы определяется необходимостью выявления конкурентных преимуществ предприятия, которые предопределяют устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Цель диссертации состоит в оценке конкурентных преимуществ предприятия на примере ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» с использованием методов экономического анализа.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
• дать общую оценку конкурентоспособности фирмы и ее изменения за исследуемый период;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
• уточнен понятийный аппарат по теме исследования – «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия» и «конкурентные преимущества»;
• предложена методика оценки конкурентных преимуществ и определены основные показатели для практической оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающие специфику современного этапа развития рыночных отношений;
• выявлены основные требования, предъявляемые заказчиками, что позволяет целенаправленно формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ……………….10
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………...10
1.2.Факторы влияющие на конкурентоспособность фирмы ……………….18
1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы………………………….……..25
2. ОЦЕНКА КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»………………………………...36
2.1.Общая, организационно-экономическая характеристика……………....36
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………...59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»……………….64
3.1.Оценка конкурентных преимуществ……………………………………..64
3.2. Формирование конкурентной стратегии ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..94
История развития предприятия и область деятельности. История аграрно-промышленное объединение ЗАО «Алтайвитамины» берет начало с 1949 г.Решением Алтайского краевого совета народных депутатов №826 от 23 ноября 1948 г. Бало решено организовать с 1 января 1949 г. На базе макаронного цеха Бийского горпищекомбината Витаминно-кондитерскую фабрику.
В конце 40-х и начале 50-х г.г. фабрика выпускала кондитерские изделия с добавлением витаминов «С» и «В», все производство основывалось на ручном труде и годовой выпуск продукции составлял:
При численности проимышленно-производственного персонала 105 человек.
У фабрики имелось
свое подсобное хозяйство, на котором
выращивались ягодные культуры, тыква,
морковь, которые потом использовались
для начинки выпускаемой
Решением Алтайского
кпайисполкома №846 от 19 августа 1953
г. Бийская Витаминно-
К 1955 г. Значительно увеличивается производство витамизированных кондитерских изделий, начинается выпуск драже с витаминами В1, В12, С и таблеток с аскарбиновой кислотой. К 1956 г. Выработка витаминов составляла 25% от всей произведенной продукции.
С годами растет ассортимент продукции. Осуществляется реконструкция и расширение производственных помещений, совершенствуется технология, решаются вопросы механизации.
С 1953 г. Разрабатываются технология полчения облепихового масла – ценного медицинского препарата, а в 1954 г. Была получена первая партия в количестве 147 кг. Совместными усилиями специалистов завода и Витаминного завода (г. Иосква) был создан этот уникальный препарат, являющийся природным концентратом биологически активных веществ. Его лечебный эффект был подтвержден многолетним применением в медицинской практике. С тех пор облепиховое масло стало визитной карточкой завода.
1961-1962 г.г. – начало специализации завода на выпуске витаминных препаратов, в связи с чем на заводе создается научно- исследовательская группа, которая под руководством отраслевого витаминного института (ВНИВИ) начинает отработку технологии витамина-драже, облепихового масла, таблеток из плодов черноплодной рябины, анализ плодов облепихи из естественных зарослей с целью отбора перспективных для селекции сортов..
К концу 60-х г.г. для увеличения объемов выпуска готовых форм витаминов и облепихового масла начато расширение производственных площадей, а для обеспечения сырьевой базы производства облепихового масла начинается закладка промышленных плантаций облепихи в Бийском Спецлесхозе.
В 1970 г. Объем выпуска витаминов составил 888 тн, а облепихового масла – 18 тн. Численность штата рабочих завода – 304 человека.
В 1971 г. Рационализаторами завода изготовлена и внедрена в производство ротационная фасовочная машина для витаминов в драже, увеличившая производительность труда на фасовке на 30%, внедрен новый тюбикозавертывающий автомат, который заменил труд 15 рабочих.
В 1973 г. Завод возглавил
Ю.А. Кошелев. Под его руководством
начинается интенсивное развитие завода
– ведется капитальное
Период с 1975 по 1980 г.г.
был отмечен крупным
Приказом министерства медицинской промышленности №479 от 31 августа 1982 г. Решено с 1 октября 1982 г. На базе Бийского витаминного завода и совхоза «Сибирский» организовать производственно-аграрное объединение, которому присваивается название «Алтайвитамины».
Расширяются связи с научно-исследовательскими организациями Москвы, Риги, Харькова, Новосибирска, Барнаула, Душанбе. Благодаря этому внедрен еще один способ получения облепихового масла – экстракцией хладоном; разработаны новые виды продукции на основе облепихового сока – сиропы, экстракты; совершенствуется технология; продлеваются мроки хранения препаратов.
Численность работников объединения в 1985 г. Составила 464 человека, объемы выпуска по видам продукции составили:
К 1988 г. Совместно с Рыжским НИИ травматологии и ортопедии создан новый аэрозольный препарат «Ампровизоль»- обладающий обезболивающим действием, противовоспалительными и регенерирующими свойствами.
В 1989 г. Построен новый склад основного сырья. Начато строительство нового цеха, котельный. Здания заводоуправления, базы отдыха.
В 1990 г. Объединением «Алтайвитамины» достигнут уровень производства лекарственных средств в объеме 48,1 млн.упаковок.
С 1991 г. Расширяются связи
объединения с наусно-
Предприятие «Алтайвитамины» было преобразовано из государственного в АОЗТ 16 февраля 1993 г. Постановлением №19/119 Бийской городской администрации и преобразовано в ЗАО постановлением № 664 от 25 июня 1996г.
Основные преимущества предприятия. Решая проблему комплексного использования сырья, наряду с выпуском медицинских препаратов, коллектив завода создал и освоил новые виды продукции пищевого назначения, косметических средств и препаратов для сельского хозяйства с биодобавками, полученными за счет более глубокой переработки сырья. Сырьевая база предприятия состоит только из экологически чистого сырья, основная часть которого комплектуется из уникальных природных зон Горного Алтая. По некоторым позициям лекарственное сырье поставляется с приморья и Дальнего Востока.
Отдел технического контроля и центральная заводская лаборатория предприятия аттестованы Государственной инспекцией по качеству, испытательная лаборатория пищевых продуктов аккредитована на техническую компетентность комиссией Госстандарта России.
Являясь основоположником современной технологии переработки плодов и листьев облепихи, предприятием достигнут устойчивый имидж в России и странах СНГ, а пенные препараты «Олазоль» и «Гипозоль», в состав которых входит облепиховое масло, не имеют аналогов в мире.
Продукция ЗАО «Алтайвитамины защищена рядом аттестационных документов, подтверждающих высокое качество, что отличает ее от аналогов и вызывает повышенный интерес у потребителей.
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской федерации предприятию продлена лицензия (регистрационный №64/1059/2000 от 14 апреля 2000г.), предоставляющая право осуществлять производство лекарственных средств и их реализацию на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время
ассортимент продукции
Предприятие ЗАО «Алтайвитамины» может предложить потребителям продукцию более 100 наименований, при этом по отдельным ее видам ЗАО «Алтайвитамины» и сегодня является единственным производителем.
2.1.1 Анализ структуры собственности. Структура собственности (распределение акционерного капитала между юридическими и физическими лицами – акционерами предприятия) – один из важнейших элементов в выработке стратегической цели предприятия и оценки устойчивости его бизнеса.
ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» действует
на основании устава. Устав утвержден
в органах администрации
Уставный капитал ЗАО «
Структура органов управления и контроля ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» в соответствии с его уставом имеет вид:
1. Общее собрание акционеров, исполняющее также функцию Совета директоров.
2. Директор (единоличный исполнительный орган, в руках которого собрано около 60% всех акций компании).
В производстве медицинской продукции ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ» широко использует природное сырье: плоды ягодных культур, различные травы и корни лекарственных растений, пчелиный клей - прополис. Сырьевая база предприятия состоит только из экологически чистого сырья, основная часть которого заготавливается в природных зонах Алтая.
Динамика закупок для производства и продаж
Цена, тыс. руб. в динамике по годам | ||||
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 план |
Сырье и материалы |
359106,3 |
392563,2 |
445550,5 |
501500 |
Покупные изделия, п/ф |
63371,7 |
69275,85 |
78626,55 |
88500 |
Выявлено несоответствие цен закупок среднерыночным ценам.
Из табл. 2.1 можно сделать заключение о больших затратах предприятия на сырье и материалы. Это говорит о том, что в производстве слабо используются готовые полуфабрикаты.
На изменение уровня закупок
по отдельным видам продукции
могут оказать влияние мероприя
Основные из них:
Это поможет снизить затраты материалов на единицу изделия, а следовательно и потребность в этих материалах.
Также предприятию следует:
Важным элементом анализа является оценка эффективности внутризаводской и внешней кооперации по стандартизированным и унифицированным компонентам, а также качества функциональных процессов (поставка энергоресурсов, техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, др. процессы).
ООО «АгроСиб-Раздолье» имеет четыре корпуса основного производства и ряд объектов инфраструктуры, в том числе: крупный производственный комплекс, элеваторный комплекс, комплекс зернохранилищ, собственное тепло - и водоснабжение, транспортный цех и прочее.
Основной, профилирующий вид деятельности - производство растительных масел и жиров.
ООО «АгроСиб-Раздолье» - современная, динамично развивающаяся производственная компания с инновационным подходом к созданию новых масел и использованием передовых технологий.
Динамика приведенных в табл. 2.2 показателей развития предприятия свидетельствует, что ООО «АгроСиб-Раздолье» наращивало объемы выпускаемой продукции как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Наблюдается стабильный рост объемов производства.
На начало 2012 года планируется резкое увеличение объемов производства продукции в действующих ценах, а именно на 7% по сравнению с показателями 2011 года.
Наибольшую долю продукции в общем объеме выпускаемой продукции занимает производство подсолнечного масла.
Загрузка производственной мощности
предприятия в среднем