Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:47, курс лекций
Л
Раздел 1 Предприятие как объект планирования
Лекция 1. Предприятие как объект планирования
Лекция 2. Система планирования на предприятии
Раздел 2 Методология стратегического планирования
Лекция 3. Методология стратегического планирования
Лекция 4. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
Раздел 3 . Методология тактического планирования
Лекция . 5 Планирование продаж
Лекция 6. Планирование цены
Лекция . 7 Планирование продаж
Лекция 8 Планирование производственной программы
Лекция 9 Планирование труда и заработной платы
Лекция 10 Планирование издержек
Лекция 11 Планирование финансов
Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»
1. Роль и место планирования в управлении предприятием
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств о должен сделать, иначе его намерения могут оказаться невыполненными.
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование, организация, координация, регулирование, контроль, мотивация и стимулирование.
Планирование – это главная функция управления, которая включает:
1. установление целей и задач;
2. разработку стратегий программ и правил для достижения целей;
3. определение необходимых
4. доведение планов до всех
исполнителей с указанием
Прогнозирование – ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства.
Организация – это группа людей, деятельность которых целенаправленна на выполнение поставленных задач.
Координация – обеспечение необходимой согласованности действий работников.
С помощью функции регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов
Контроль – это процесс выполнения того, что намечено организацией, подразделением. Движущая сторона производства.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей и целей организации.
Мотивация бывает двух направлений:
- материальная – это денежное
поощрение за выполнение
- моральная – это благодарности, грамоты, медали, ордена).
Противоположностью
- полноту и достоверность
- личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;
- мотивацию
- информированность;
- допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали).
Процесс планирования
характеризуется рядом
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.
Организационно-техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально- экономическими условиями общества.
Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер, включающий сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов повышения производства, еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий.
2. Планирование как
наука, вид деятельности и
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности и искусством. Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности.
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Планирование как
наука представляет собой
Как наука планирование имеет свой предмет, объект, и методы исследований. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения. В качестве предмета науки планирования выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса.
Планирование как наука имеет собственные методы исследований. В состав методов науки планирования входят:
1. Конкретно-исторический подход.
Предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.
2. Системный подход.
Предполагает рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития и возможность расчленения системы на подсистемы, и исследования их взаимодействия.
3. Комплексный подход.
Является более широким понятием, поскольку реализуется с помощью системного (совместное использование методов исследований нескольких наук)
4. Эксперимент
5. Моделирование
3. Сущность и структура
объектов планирования на
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. Основными функциями предприятия является:
1. Хозяйственная деятельность
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов.
По продукту
По производству
По распределению
Об условиях
По персоналу
По рекламе
По обеспечению
Финансовых
Инвестиционных
Маркетинговых
Рис. 1. Хозяйственные процессы на предприятии
2. Социальная деятельность
Она обеспечивает
условия для воспроизводства
работника и реализации его
интересов. Сюда входит
Важной составляющей
социальной деятельности
3. Экологическая деятельность
В процессе производственно-
Процесс планирования
охватывает все виды
4. Предмет планирования
Планирование представляет
собой процесс подготовки
Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Можно упрощенно сказать, что план – это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования.
Классификация ресурсов
может быть различной. Однако
чаще всего в практике
1. Трудовые ресурсы
Под трудовыми ресурсами понимается
часть трудоспособного населени
2. Производственные фонды
В процессе производства работники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в готовую продукцию. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на готовый продукт и характера воспроизводства средств и предметов труда, различают основные и оборотные фонды.
Основные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму.
Непроизводственные основные фонды – жилые дома, детски и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия.
Для осуществления
процесса производства на ряду
с основными производственными
фондами предприятию
Оборотные фонды – это часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, изменяя в процессе производства свою натурально-вещественную форму.
Оборотные производственные фонды предприятия состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов.
Фонды обращения – необходимый элемент, обеспечивающий бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья. К ним относятся: запасы готовой продукции, денежные средства, используемые для закупки сырья, материалов, топлива, энергии, для выдачи заработной платы.
Фонды обращения обеспечивают продвижение готовой продукции до потребителя через сферу обращения.
На ряду с терминами оборотные фонды и фонды обращения в практике внутрифирменного планирования применяется термин оборотные средства, под которыми понимается совокупность оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в денежной форме. Планирование оборотных средств позволяет обеспечить эффективное использование их, ускорение оборачиваемости, снижение материалоемкости продукции.
3. Инвестиции
Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
В зависимости от характера ценностей предметом планирования являются три типа инвестиций:
- реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производство;
- финансовые – приобретение ценных бумаг и имущественных прав;
- интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал ( подготовку специалистов, приобретение лицензий).
4. Информация
В последней четверти ХХ века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны.
Информация как экономический
ресурс представляет собой
Как и всякий ресурс,
информация имеет технологию
обработки и является
5. Время
Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов.
Время как ресурс
присутствует при принятии
6. Предпринимательский талант
Предпринимательский ресурс или фактор представляет собой вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координирования и комбинированию всех других ресурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность.
Предпринимательство – это талант, в основе которого лежат врожденные задатки.
Это не возобновляемый ресурс, связанный
с личностью конкретного
Здесь важны мыслительная деятельность человека, мотивы его поведения, эмоции и воля в процессе принятия и реализации решения.
1. Формы планирования и виды планов
Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»