Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Л

Содержание работы

Раздел 1 Предприятие как объект планирования
Лекция 1. Предприятие как объект планирования
Лекция 2. Система планирования на предприятии
Раздел 2 Методология стратегического планирования
Лекция 3. Методология стратегического планирования
Лекция 4. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
Раздел 3 . Методология тактического планирования
Лекция . 5 Планирование продаж
Лекция 6. Планирование цены
Лекция . 7 Планирование продаж
Лекция 8 Планирование производственной программы
Лекция 9 Планирование труда и заработной платы
Лекция 10 Планирование издержек
Лекция 11 Планирование финансов

Файлы: 1 файл

2. курс лекций .doc

— 811.00 Кб (Скачать файл)

- умеренные – средняя степень риска, при достаточной прибыльности и ликвидности вложений;

- консервативные – вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и прибыльностью вложений.

8. От направленности действия:

- начальные – нетто-инвестиции, нужны для основания предприятия;

- экстенсивные – направлены на расширение производственного потенциала;

- реинвестиции – вложения, высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства;

- брутто-инвестиции – включают начальные и реинвестиции.

 

2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности

    Эффективность развития  экономики любой страны во  многом зависит от уровня и  характера инвестиционной деятельности. По оценкам экспертов, суммарные  инвестиции в бывших республиках  СССР за 1990 – 2000 годы сократились более чем в пять раз. Особенно значительное снижение инвестиций произошло в отраслях, определяющих индустриальный облик стран, например в машиностроении.

      Ситуация с обновлением  производства усугубилось тем,  что на предприятиях отсутствуют  реальные условия, источники и стимулы инвестиционной деятельности. В то же время причина убыточности предприятий, низкого качества и конкурентоспособности продукции заложено в отсталости производства, его высокой затратности. Все это ведет к потере рынков сбыта продукции – не только внешних, но и внутреннего.

     Низкая инвестиционная  активность связана с двумя  факторами: отсутствием средств,  направляемых на инвестирование  производства, и невосприимчивостью  предприятий к нововведениям  ( инновациям).

      Рассмотрим эти проблемы более подробно. Первая проблема – формирование инвестиционных ресурсов. Основные причины сокращения внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов: резкий рост цен на все виды потребляемых ресурсов и неопределенность их динамики, сокращение бюджетных ассигнований, ограниченность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки, инфляция и политика обменного валютного курса.

Важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности является совершенствование  нормативов и методов начисления амортизации, системы переоценки (оценки) основных фондов, обеспечение сохранности и целевого использования амортизационных отчислений.

     В условиях ограниченности  внутренних инвестиций большую  роль в обновлении производства  могут сыграть зарубежные инвестиции. Для привлечения иностранного капитала должны быть созданы соответствующие условия:

1. Нормативная база. Для привлечения  инвесторов в законодательных  и нормативных документах должны  быть четко зафиксированы права,  гарантии и льготы, особенно в  отношении частной собственности. При этом должно быть обеспеченно строгое соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и государственными органами.

2. Информационная система, обеспечивающая  иностранных инвесторов данными  об экономическом состоянии государства, развитии законодательной базы, имеющихся инвестиционных проектах, потенциальных заемщиках и. т. п.

3. Четкая система сбора, рассмотрение  и утверждение проектов, финансируемых  иностранными инвесторами.

4. Экономическая стабильность. Инвестиционный климат зависит прежде всего от макроэкономического равновесия, предполагающего низкий уровень инфляции и стабильный валютный курс.

5. Устранение препятствий вывозу  за рубеж дохода от инвестиций.

6. Развитая система страхования  имущества и рисков иностранных инвесторов.

      Таким образом,  иностранные инвестиции – это  проверенный способ выхода из  кризиса и активизации производства  в период трансформации экономики.

      Вторая проблема, определяющая инвестиционную активность, - это обеспечение восприимчивости к нововведениям. Необходимо не просто инвестиции в производство, а такие вложения, которые позволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию на основе высоких технологий.

      Универсальный набор  мер, направленных на повышение  восприимчивости производства к нововведениям.

1. Разгосударствление  предприятий. Многие ученые и хозяйственники считают, что государственные предприятия совершенно не приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних стимулов к эффективной научно-технической деятельности. Поэтому производительность труда, качество продукции, эффективность производства на них по-прежнему остаются низкими.

2. Реструктуризация предприятий. Означает такие преобразования в производственной и организационной структуре, технике и технологии, хозяйственном механизме, которые позволили бы ему адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. Реструктуризация – это существенная кардинальная перестройка стратегии предприятия во всех сферах деятельности.

3. Государственная поддержка  инвестиционной политики. Высокие технологии требуют огромных затрат на научные исследования и разработки. Поэтому правительства многих стран активно стимулируют и поддерживают инновационные процессы.

4.Создание эффективной  государственной системы стандартизации  и сертификации продукции, которая позволяет

- создать современную информационную  базу для принятия перспективных  и текущих экономических решений  в области научно-технической  политики, структурной перестройки, маркетинговой политики;

- обеспечить высокое  качество  и научно-технический уровень  выпускаемой продукции посредством  покупки лицензий и копирования  лучших зарубежных образцов продукции.

5.Переподготовка и  повышение квалификации кадров в области освоения новых технологий. Именно с этого аспекта начиналось создание признанной во всем мире японской системы управления качеством продукции, которая отличается своей простотой, наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.  

 

3.Методика оценки инвестиционных проектов

    В основе планирования  инвестиций и оценки их эффективности  лежат расчет и сравнение объема  предполагаемых инвестиций и  будущих доходов.

            При всем разнообразии показателей,  по которым можно оценить экономическую эффективность инвестиций, их можно объединить в две группы:

-основанные на дисконтированных  оценках;

-основанные на учетных оценках.

              Рассмотрим показатели эффективности  инвестиций, применяемые в рыночной  экономике.

 

 

 

3.1. Показатель чистого приведенного эффекта( дисконтированного дохода )

      Данный показатель  основан на сопоставлении величины  исходной инвестиции ( IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений от этой инвестиции в течение планируемого периода.

      Поскольку приток денежных средств распределяется во времени, то он должен быть дисконтирован с помощью коэффициента r,

      Критериями эффективности  проекта служат два показателя: общая накопленная величина дисконтированных  доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV), рассчитываемые по следующим формулам:     

 

 где Pķ─годовой доход от инвестиций в ķ –м году (ķ=1,2,3,…,n);

n-количество лет, в течении которых инвестиция будет генерировать доход.

 

      Очевидно, что если  NPV>0, то проект эффективен; NPV<0, проект неэффективен; NPV=0, проект не прибыльный, но и неубыточный.

 

3. 2. Рентабельность инвестиций

      В данном случае  основным показателем эффективности  инвестиций является рентабельность, рассчитываемая по формуле

PI = PV / IC

Если PI>1, проект эффективен; PI<1 – проект неэффективен; PI=1 – проект ни прибыльный, ни убыточный.

 

3. 3. Норма рентабельности инвестиций

     Под нормой рентабельности  инвестиций (IRR) понимают значение нормы дисконта, при которой величина NVP проекта равна нулю.

IRR = r, при котором NVP = f(r) = 0.

Данный показатель указывает максимально  допустимый относительный уровень  расходов, которые могут быть инвестированы  в конкретный проект.

 

3. 4. Срок окупаемости инвестиций

    Срок окупаемости – это количество лет, в течении которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистого дохода. Алгоритм расчета срока окупаемости (PP) зависит от равномерности распределения планируемых доходов, получаемых от реализации инвестиций. Здесь возможны два варианта.

     Первый – доход  распределяется по годам равномерно. В этом случае срок окупаемости  рассчитывается делением единовременных  затрат на величину годового  дохода.

PP = IC / Pķ

Второй вариант предусматривает, что доход от инвестиции по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом.

PP = n, при котором

     Следует иметь в  виду некоторые недостатки показателя  срок окупаемости. Во-первых, он  не учитывает наличие доходов  за пределами срока окупаемости.  Во-вторых, этот показатель не  учитывает различия между проектами  с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением по годам.

 

3. 5. Коэффициент эффективности  инвестиций

      Данный коэффициент  имеет следующие особенности.  Во-первых, он определяется по  показателю чистой прибыли. Во-вторых, при его расчете не производится  дисконтирование дохода.

      Коэффициент эффективности  инвестиций (ARR) рассчитывается по формуле

ARR = PN / 0,5 (IC – RV), где

 PN – среднегодовая чистая прибыль от реализации инвестиций,

 RV – остаточная стоимость проекта.

 

4. Порядок и методика  составления плана инвестиций

     Планирование инвестиций  на предприятии предполагает  принятие решений по следующему  кругу проблем:

1. Формирование  стратегии предприятия

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического  и тактического планирования.

Принятие решения об инвестициях  – одна из наиболее важных и сложных  задач стратегического и технико-экономического планирования.

2. Оценка выбранной  стратегии, выявление в ней  узких мест, разработка системы  мероприятий, направленных на  их расшивку

Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия.

В рыночной экономике источником наибольшей неопределенности является рыночный спрос. Важная особенность плана инноваций  состоит в том, что он не носит  директивного характера.

Инновации – качественные изменения  в производстве.

3. Составление  бизнес-плана

 Планирование предпринимательской  деятельности, широко применяемое  в зарубежной, а теперь и в  отечественной практике основано  на бизнес-плане.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.

В состав бизнес-плана входят:

1.Титульный лист содержит:

- полное название фирмы;

- сведения о владельцах или  учредителях;

- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;

- общая стоимость проекта;

- указание на конфиденциальный  характер данного документа.

2. Вводная часть включает:

- более подробную характеристику  направления деятельности предприятия;

- краткое описание предполагаемых  к производству товаров или  услуг;

- способы организации сбыта;

- общую оценку состояния спроса на данную продукцию;

- обоснование перспективности  проекта;

- необходимый объем инвестиций  для реализации проекта;

- контрольные сроки по проекту  (начало его реализации, период  строительства, выпуск пробной  партии продукции ).

      К написанию этой  части рекомендуется приступать  после того, как подготовлены  остальные разделы бизнес-плана.

3. Анализ положения  дел в отрасли:

      Задачей раздела  является доказательство высокой  степени обоснованности главной  идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»