Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Л

Содержание работы

Раздел 1 Предприятие как объект планирования
Лекция 1. Предприятие как объект планирования
Лекция 2. Система планирования на предприятии
Раздел 2 Методология стратегического планирования
Лекция 3. Методология стратегического планирования
Лекция 4. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
Раздел 3 . Методология тактического планирования
Лекция . 5 Планирование продаж
Лекция 6. Планирование цены
Лекция . 7 Планирование продаж
Лекция 8 Планирование производственной программы
Лекция 9 Планирование труда и заработной платы
Лекция 10 Планирование издержек
Лекция 11 Планирование финансов

Файлы: 1 файл

2. курс лекций .doc

— 811.00 Кб (Скачать файл)

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что -  сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.

      Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством  решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики и. т. п.

      Индикативное планирование представляет собой более распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план носит направляющий, рекомендательный характер.

      Задания индикативного  плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие  состояние и направления развития  экономики. В качестве индикаторов  используется показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, занятость и качество жизни населения.

2. В зависимости от срока,  на который составляется план, и степени детализации плановых  расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

      Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например10,15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

      Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.

      Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений  выделяют стратегическое, тактическое,  оперативно-календарное и бизнес-планирование.

     Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить

деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса.

     Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.

      Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда.

     Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный  и среднесрочный периоды, а  стратегическое планирование эффективно  в долгосрочном и среднесрочном  периодах.

     Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

      Бизнес-планирование.

Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или  иного мероприятия. Особенно это  касается инноваций, которые требуют  для своей реализации крупных  инвестиций.

 

2. Факторы, влияющие  на выбор формы планирования

      Совокупность различных  видов планирования, применяемая  одновременно на конкретном хозяйствующем  субъекте, называется формой планирования.

Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три основные:

1. факторы, обусловленные спецификой  фирмы, например концентрация  капитала, уровень механизации и  автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы.

2. факторы внешней среды, например  характер государственного регулирования экономикой, уровень и характер конкуренции.

3. критерии, обусловленные спецификой  самого процесса планирования, например  полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования.

 

3. Организация внутрифирменного планирования

     План предприятия  по своему содержанию представляет  совокупность взаимосвязанных мероприятий  по повышению прибыли за счет  увеличения эффективности использования  всех применяемых ресурсов и  реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

1. Плановый  персонал

Сюда входят все специалисты, которые  в той или иной мере выполняют функции планирования.

Организационная структура планирования зависит от различных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следующие параметры предприятия:

- степень специализации производства;

- степень массовости производства;

- количество поставщиков и потребителей;

- уровень качества;

- эффективность использования  ресурсов.

     Каждое предприятие  подходит к выбору организационной  структуры планирования строго  индивидуально. Тем не мене  можно выделить группы предприятий  с наиболее типичными схемами организационных структур планирования. В основе такой классификации лежит отраслевой признак. Все предприятия по отраслевому признаку можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые.

      К отраслевой группе относятся предприятия, деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью промышленности. В эту группу входит большинство мелких и средних предприятий, а также крупные предприятия и объединения, выпускающие массовую конечную продукцию.

    Группа многоотраслевых субъектов хозяйствования объединяет, как правило, крупные промышленные концерны, которые по характеру своей продукции заняты в двух-трех и более отраслях промышленности.

     Относящиеся к межотраслевым компаниям субъекты хозяйствования специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Многоотраслевая компания, например, может выпускать одновременно детали и сборочные единицы для автомобильной и авиационной промышленности, изоляционные и строительные материалы для строительства.

2. Механизм  планирования

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются  плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят:

- аппарат выработки целей и  задач функционирования предприятия;

- функции планирования;

- методы планирования.

3. Процесс  планирования

Процесс планирования состоит из следующих  этапов.

Определение цели планирования, цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования.

Анализ проблемы, на этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив, на этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование, на этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации.

Оценка, на этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

Принятие планового решения, выбирается и оформляется единственное плановое решение.

4. Средства, обеспечивающие  процесс планирования

Средства, обеспечивающие процесс  планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение.

 

4. Структура плановых  органов

     Внутрифирменное планирование  как составная часть процесса  управления предприятием может  иметь следующие организационные формы:

- с централизованными функциями  планирования;

- с децентрализованными функциями  планирования.

      В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

      При централизованной  системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий.

      При децентрализованной системе внутрифирменного планирования плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.

      В крупных фирмах  с децентрализованной системой  планирования, производственное планирование  и контроль состоит из трех  секторов:

1. Сектор производственного планирования  включает следующие группы.

Группа производственного  бюджета регистрирует поступающие заказы и производит основные плановые калькуляционные расчеты возможных коммерческих результатов, составляет производственный план с указанием срока исполнения заказов.

Группа учета производственных запасов регистрирует в картотеке поступление и наличие сырья, материалов, деталей.

Группа по учету загрузки станков и машин ведет статистику использования оборудования.

Специальное конструкторское  бюро разрабатывает новые виды инструментов и оснастки и планирует их производство.

Группа учета затрат времени занята подсчетом времени, требующегося для выполнения отдельных производственных операций при определенной скорости работы станков.

2. Сектор производственного контроля. Призван обеспечить выполнение производственного плана, плана закупки материалов и плана сбыта. Этот сектор обычно имеет диспетчерское бюро по распределению поступающих заказов, центр обеспечения доставки сырья, материалов.

3. Сектор контроля над производственными  запасами, состоит из пяти групп:

Группа управления работой  складов контролирует регистрацию поступающих на склад производственных материалов, их хранение и выдачу со склада.

Группа контроля над  уровнем производственных запасов следит за всеми изменениями складских запасов производственных материалов и контролирует своевременность закупки сырья и материалов.

Группа закупки составляет заказы на сырье, материалы и детали и отправляет их соответствующим фирмам.

Группа приема проверяет, насколько отгружаемые поставщиками сырье, материалы, детали и другое соответствует спецификации.

Группа стандартизации и симплификации (упрощения) изыскивает возможность сокращения номенклатуры отдельных видов материалов, что облегчает и удешевляет хранение производственных запасов.

      В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО).

Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие  в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.

      Важнейшими задачами  ПЭО также являются организация  и совершенствование внутрипроизводственного хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»