Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:47, курс лекций
Л
Раздел 1 Предприятие как объект планирования
Лекция 1. Предприятие как объект планирования
Лекция 2. Система планирования на предприятии
Раздел 2 Методология стратегического планирования
Лекция 3. Методология стратегического планирования
Лекция 4. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
Раздел 3 . Методология тактического планирования
Лекция . 5 Планирование продаж
Лекция 6. Планирование цены
Лекция . 7 Планирование продаж
Лекция 8 Планирование производственной программы
Лекция 9 Планирование труда и заработной платы
Лекция 10 Планирование издержек
Лекция 11 Планирование финансов
1. Сущность и структура стратегического планирования
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Стратегическое планирование
имеет свою технологию. Процесс
стратегического планирования
1. Определение миссии предприятия.
Этот процесс состоит в
2. Формулирование
целей и задач
Цели и задач должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.
3. Анализ и оценка внешней среды.
Анализ внешней среды
Анализ макроокружения
включает изучение влияния на
фирму таких компонентов среды,
Непосредственное
окружение анализируется по
Покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации.
4. Анализ и оценка внутренней структуры предприятия.
Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив.
Этот процесс по праву считается
сердцевиной стратегического
6. Выбор стратегии.
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.
2. Особенности стратегического планирования
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
- стратегическое планирование должно дополняться текущим;
- стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;
- годовая детализация
- механизм стратегического плани
Стратегическое планирование имеет ряд недостатков:
1. Стратегическое планирование
не дает и не может дать
в силу своей сущности
2. Стратегическое планирование
не имеет четкого алгоритма
составления и реализации
3. Процесс стратегического
3. Типы и элементы стратегии
Выбор стратегии и
ее реализация составляют
Первая трактовка
вытекает из концепции
Вторая трактовка рассматривает стратегию как траекторию движения фирмы в перспективном периоде, определяющую направление развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений фирмы с другими субъектами хозяйствования и приводящую фирму к ее целям.
Следует различать
корпоративную и
При всем разнообразии различных вариантов стратегии можно выделить четыре стратегические альтернативы, рассмотрение которых позволит выяснить причины, почему фирма применяет одну стратегию, а не другую.
- стратегия концентрированного роста;
- стратегия интегрированного
- стратегия
- стратегия сокращения.
К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли.
Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.
Основными стратегиями этой группы являются следующие:
- стратегия концентрических
- стратегия горизонтальной
- стратегия конгломератной
Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходимо реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.
Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвидации, стратегия быстрого успеха, стратегия сокращения расходов, стратегия сокращения.
4. Технология планирования стратегий
Процесс стратегического
планирования включает
1. Оценка текущей стратегии.
Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны.
2. Анализ портфеля продукции.
Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и детализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии.
3. Выбор стратегии.
Он осуществляется на основе трех составляющих:
- ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию;
- результатов анализа портфеля продукции;
- альтернативных вариантов
4. Оценка выбранной стратегии.
Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. Анализ позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям, проводится дополнительный анализ, чтобы установить:
- соответствие стратегии
- соответствие потенциалу и возможностям фирмы;
- приемлемость риска,
5. Разработка стратегического плана.
Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности.
Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротства предприятия.
Стратегический план
может включать следующие
6. Разработка системы бизнес-планов.
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план. Различия между стратегическим и бизнес-планированием состоят в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них, реализация которых требует определенного объема инвестиций. Во-вторых, в отличие от стратегических планов бизнес-планы имеют четко отчерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия.
С помощью бизнес-плана
должно быть обосновано каждое
мероприятие стратегического
1. Сущность инвестиций и
Стратегический план
устанавливает основные цели
деятельности предприятия и
Планирование инноваций
рассматривается как
Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования, которое должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, направляемых на достижение целей.
Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.
Инвестиционная деятельность – это деятельность связанная с вложение средств в объекты инвестирования с целью получения дохода.
Классификация форм и видов инвестиций:
1. По объектам вложения средств:
- реальные – это совокупность вложений в реальные экономические активы (материальные ресурсы, нематериальные активы).Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции осуществляемые в форме капитальных вложений;
- финансовые – это вложения средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, пай и долевые участия, банковские депозиты).
2. По целям инвестирования:
- прямые – вложение в уставные капиталы, с целью установления непосредственного контроля и управления объекта инвестирования;
- портфельные – средства вложения в экономические активы с целью извлечения дохода и диверсификации риска.
3. По срокам вложения:
- краткосрочные на срок до 1-го года;
- среднесрочные на срок от 1-го года до 3-х лет;
- долгосрочные свыше 3-х лет.
4. По формам собственности:
- частные – вложение средств частных инвесторов ( физические лица и предприятия не государственной формы собственности;
- государственные – вложения органами власти и управления, а так же юридические лица и государственные формы собственности;
- иностранные – вложения иностранными гражданами и организациями иностранных государств;
- смешанные – вложения отечественными и зарубежными экономическими субъектами.
5. По регионам:
- инвестиции внутри страны – национальные инвестиции, которые включают вложения средств, объектов инвестирования внутри данной страны;
- зарубежные – вложения средств в объекты инвестирования вне территориальных объектах данной страны.
6. По отраслевому:
- промышленность (топливная, энергетическая);
- с/х;
- строительство;
- транспорт и связь.
7. По рискам:
- агрессивные – характеризуются высокой степенью риска, высокой прибыльностью и низкой ликвидностью;
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»