Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:47, курс лекций
Л
Раздел 1 Предприятие как объект планирования
Лекция 1. Предприятие как объект планирования
Лекция 2. Система планирования на предприятии
Раздел 2 Методология стратегического планирования
Лекция 3. Методология стратегического планирования
Лекция 4. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
Раздел 3 . Методология тактического планирования
Лекция . 5 Планирование продаж
Лекция 6. Планирование цены
Лекция . 7 Планирование продаж
Лекция 8 Планирование производственной программы
Лекция 9 Планирование труда и заработной платы
Лекция 10 Планирование издержек
Лекция 11 Планирование финансов
Отпускная цена предприятия – это цена, по которой предприятие реализует продукцию потребителям. Она включает издержки производства и реализации продукции (полную себестоимость), прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые посредники отпускают товар розничной торговой сети и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок оптовых фирм и призвана покрыть их издержки по продвижению продукции до потребителя и обеспечить рентабельную работу.
Розничная цена – это цена, по которой розничные торговые фирмы реализуют продукцию населению и фирмам. Она включает оптовую цену (отпускную цену предприятия, если товар был закуплен непосредственно у изготовителя) и торговые накидки розничных торговых фирм.
В зависимости от
степени участия продавца
Цены франко-станция отправления и франко-станция назначения применяются во внутренней торговле. Первая из них означает, что продавец несет расходы только на транспортировку товара до станции отправления и погрузку его на транспортное средство.
Эти расходы он возмещает в цене товара, а все последующие расходы по перевозке груза несет покупатель.
Цена франко-станция
назначения включает расходы
на транспортировку груза до
станции потребителя товара. Последний
несет расходы только на
Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются только в международной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы на доставку и погрузку товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы на доставку груза до причала. Цена КАФ включает все расходы на транспортировку груза, но не содержит расходов по его страхованию.
Раздел 3 Методология тактического планирования
1. Цели и задачи планирования продаж
Цель планирования задач состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности.
Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Основными задачами планирования продаж являются:
1. Определение существующих и
перспективных потребностей
2. Критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя.
3. Оценка конкурирующих изделий
по различным показателям
4. Прогнозирование номенклатуры выпускаемой продукции.
5. Изучение возможностей производства новых или модернизации старых изделий.
6. Прогнозирование возможных
7. Проведение рыночных тестов
новой продукции для выяснения
ее приемлемости
Решением указанных задач на предприятии должен заниматься отдел маркетинга в рамках формируемой им функциональной стратегии. Основная функция маркетинга заключается в комплексном исследовании рынка, сбыта, сервиса, формирование спроса и стимулировании сбыта для достижения главной цели – завоевания возможно большей доли рынка.
2. Технологии обоснования плановых решений по объему продаж
С определения объемов продаж начинается
процесс тактического планирования.
Практически вся система
Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе, каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов.
Порядок формирования портфеля заказов в рыночной и плановой экономике различен. В плановой экономике основу портфеля составляют задания государственных плановых органов по производству, поставке и реализации продукции, составляемые на базе проводимого ими детального анализа сбалансированности всей номенклатуры выпускаемых изделий с учетом спроса и предложения.
В рыночной экономике
- текущих заказов,
- среднесрочных заказов со
- перспективных заказов,
Спланировать портфель заказов на более длительные сроки не представляется возможным в связи с неустойчивостью и неопределенностью спроса.
При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции.
Планирование новых видов
Минимизировать риск при планировании портфеля продукции могут следующие меры:
- нельзя приступать к
- применение конструкторских
- поиск резервных рынков сбыта;
- наличие конкурентных
- наличие эффективной системы маркетинга, рекламной политики;
- строгое соблюдение договорной дисциплины как по отношению к поставщикам, так и клиентам.
В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов:
Рассмотрим указанные этапы
технологического процесса план
3. Исследование конъюнктуры рынка
3. 1. Анализ продаж за
Начнем с определения конъюнктуры рынка. Конъюнктура- это лат. Слово означающее связываю, соединяю.
В основе формирования изменения капитала
гл. образом лежат стихийные фактор
Капитал при социализме –складывающейся на каждый данный момент и зависимые от хода выполнения нар. Хозяйственного плана конкретные условия реализации производственной продукции.
Исследование конъюнктуры
В практической деятельности анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год.
Особое внимание при анализе продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперированным поставкам и экспорту продукции особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключенным договорам.
В процессе анализа продаж рассчитываются
и анализируются следующие
1. Абсолютный прирост (
2. Изменение номенклатуры (ассортимента) продукции.
3. Индивидуальный индекс
4. Коэффициент соответствия
5. Общий стоимостной индекс
6. Остаток нереализованной
7. Отказы покупателей от ранее
заключенных договоров
8. Возврат продукции
9. Рентабельность продаж.
10. Рентабельность оборота.
Факторы, определяющие эффективность продаж:
- качество и научно-технический уровень продукции;
- ценовая стратегия;
- каналы сбыта;
- коммуникационная стратегия;
- потребители продукции.
Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все проблемы можно сгруппировать на общие и частные.
Общие проблемы порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и ее предложением в пределах всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность.
Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре платежеспособного спроса населения на отдельных рынках.
3. 2. Сегментация рынка
Каждое предприятие работает не на абстрактном рынке, не на рынке вообще, а на его конкретной части (сегменте).
Сегмент рынка – это особым образом выделенная группа потребителей. Сегментация позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей в разнообразных товарах, обеспечивает экономию затрат предприятия на производство и реализацию продукции, повышение конкурентоспособности предприятия. Главная цель сегментации – обеспечить адресность заявок портфеля заказов.
Для сегментации рынка
потребительских товаров
1. Географические – группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, обусловленные проживанием на конкретной территории. Географическая сегментация является наиболее распространенной в планировании сбыта.
2. Демографические – возраст, пол, размер семьи, этапы жизненного цикла.
3. Социально-экономические – род деятельности, профессия, образование, уровень дохода. Данные признаки позволяют планировать выпуск и продажу товаров для людей богатых и тех, чей бюджет ограничен.
4. Психографические – образ жизни, увлечения, поступки, интересы.
5. Поведенческие – нормы потребления товаров, степень готовности потребителей к позитивному восприятию новых товаров, мотивы покупок. Знание мотивов поведения покупателей позволяет сформировать эффективную стратегию маркетинга и привлечь новых покупателей.
3. 3. Выбор целевого рынка
От выбора целевого рынка в большой степени зависит объем продаж. Для того чтобы правильно выбрать целевой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживаться следующих требований:
- каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен;
- выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль;
- выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта продукции.
Исходя из указанных требований, алгоритм выбора целевого рынка в процессе планирования продаж включает следующие этапы:
1. Определение потенциала
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии»