Механизмы снижения себестоимости производства молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 15:51, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе будут использованы такие методы и приемы экономического анализа, как детализация, сравнение в динамике и без динамики, анализ относительных показателей, трендовый метод, факторный метод (прием элиминирования) и методы экономико-математического моделирования.

Содержание работы

Введение
1. Себестоимость как экономическая категория и формы ее проявления
1.1 Понятие издержек производства и себестоимости продукции
1.2 Классификация затрат в себестоимости продукции.
1.3 Методика исчисления себестоимости производства молока
1.4 Современное состояние молочного скотоводства
2. Анализ себестоимости молока в ГОУ СПО «Безенчукский агротехникум»
2.1 Краткая характеристика предприятия и место отрасли в экономике хозяйства
2.2 Анализ затрат в молочном скотоводстве и показатели развития отрасли
2.3 Анализ состава и структуры себестоимости молока
3. Пути экономии материальных и трудовых затрат
3.1 Рост объемов производства молока
3.2 Оптимизация кормопроизводства
3.3 Экономии материальных затрат
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

bestref-216615.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)
 

     Коэффициенты  качества:

  • 1,2 – за молоко стандарта ЮНИМИЛК
  • 1,1 – за молоко высшего сорта
  • 1,0 – за молоко 1 сорта
  • 0,9 – за молоко 2 сорта
  • 0,7 – за несортовое молоко

     Молоко  с жирностью свыше 4,2% оплачивается из расчета содержания жира 4,2%

     Таким образом, если рассмотреть формулу  образования цены реализации молока, то становится понятно, что она состоит из нескольких качественных показателей (классность, жирность, содержание белка). С улучшением данных показателей качества увеличивается и цена исходной продукции. Хозяйству есть к чему стремиться, ведь при увеличении качества до высшего сорта цена увеличивается на целых 10%, а оно вполне достижимо. Существуют также резервы увеличения жирности молока как минимум у 238 коров, входящих в группу 3,60-3-79% жирности до 4%, для чего необходимо еще более усовершенствовать рацион кормления, ведь образование молока напрямую связано с уровнем протеинового питания и качеством протеина. Рационы лактирующих животных должны включать протеина в 1,5 раза больше, чем его выделяется в молоке, а в сухом веществе рациона должно содержаться 3-5% жира. Большое значение имеет удовлетворение потребности в минеральных веществах (в 1 кг молока животное выделяет от 4 до 10 г минеральных веществ), также необходимо увеличить содержание в рационе сахара, которого в действующем рационе не хватает в значительной степени.

     В настоящее время качество сдаваемого хозяйством молока следующее: 98% - высший сорт, 1% - I сорт, 1% - II сорт.

     К качества = ТП в зачет. весе/ТП в физ. весе=2007/2073=0,97- достаточно высокое качество молока, но есть к чему стремиться.

     Рассмотрим  динамику цен реализации молока в таблице 2.39.  

 

      Таблица 2.39.

     Выручка от реализации молока в ГОУ СПО  «Безенчукский агротехникум»

    Показатель 2002 2003 2004 I период 2005 2006 2007 II период Отн-е II пер. к I
    Объем реализации, ц.  
    20273
     
    18330
     
    17825
     
    18809
     
    15713
     
    18305
     
    20073
     
    18030
     
    95,9
    Цена  реализации, руб./ц.  
    395
     
    498
     
    570
     
    488
     
    678
     
    734
     
    815
     
    742
     
    152,1
    Выручка от реализации, тыс. руб.  
    7996
     
    9123
     
    10559
     
    9179
     
    10661
     
    13437
     
    16359
     
    13378
     
    145,7
    Полная  себестоимость, тыс. руб.  
    7437
     
    7438
     
    6970
     
    7282
     
    7008
     
    9671
     
    10733
     
    9137
     
    125,5
    в т.ч. на 1 ц, руб. 366,8 405,8 391,4 388 446 528,3 534,7 503 129,6
    Прибыль, тыс. руб.  
    559
     
    1685
     
    3589
     
    1944
     
    3653
     
    3766
     
    5626
     
    4348
     
    223,7
    в т.ч. на 1 ц, руб.  
    27,6
     
    91,9
     
    201,3
     
    106,9
     
    232,5
     
    205,7
     
    280,3
     
    239,5
     
    224
    Уровень рента -бельности, %  
    7,5
     
    22,7
     
    51,4
     
    27,2
     
    52,1
     
    38,9
     
    52,4
     
    47,6
     
    175
 

     Судя  по данным таблицы 2.39., объем реализации продукции сократился (на 4,1% во втором периоде по сравнению с первым). Это произошло в наибольшей степени за счет уменьшения товарности молока. Однако, не смотря на данный негативный фактор, это не помешало предприятию практически достигнуть в 2007 году объема реализации 2002 года. При этом цены реализации имели стойкую тенденцию к увеличению, в особенности в отчетном периоде, в котором по сравнению с базисным в среднем цена реализации возросла более чем в 1,5 раза. Выручка также выросла почти на 50% во втором трехлетии по сравнению с первым при росте общей себестоимости лишь на 25,5%. В соответствии с этим прибыль во втором периоде по сравнению с первым увеличилась более чем в 2 раза, незамедлительно сказавшись на рентабельности, возросшей соответственно на 75%.

     Рассмотрим, какой фактор и в какой степени  повлиял на выручку от реализации молока в следующей таблице: 

     Таблица 2.40.

     Расчет  влияния факторов на изменение выручки  от реализации молока в ГОУ СПО  «Безенчукский агротехникум» 

    Вид продукции Объем реализации, ц. Цена  реализации, руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Отклонение,

    +/-, тыс. руб.

      I период  II период  I период  II период  I период  II период условный  результат  
     
    Всего
    В т. ч. за счет
      объема реализации цены реализации
    Молоко 18809 18030 488 742 9179 13378 8799 +4199 -380 +4579
 

     Итак, расчеты таблицы 2.41. показывают, что фактором, определившим значительный рост выручки от реализации молока (на 4199 тыс. руб.) стала возрастающая цена реализации. Свое небольшое отрицательное влияние оказало уменьшение товарной продукции (объема реализации), уменьшение которой на 21 ц. привело к снижению выручки от реализации молока на 380 тыс. руб. Таким образом, главным фактором явилась все-таки цена реализации, рост которой привел к увеличению выручки от реализации молока на 4579 тыс. руб.

     Рассмотрим, какие факторы в наибольшей степени  повлияли на уровень рентабельности производства молока в хозяйстве: 

     Таблица 2.41.

     Влияние факторов на изменение рентабельности производства молока в ГОУ СПО  «Безенчукский агротехникум»

    Вид продукции Полная  себестоимость, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % Отклонение +/-, тыс. руб.
    2001-2003 2004-2006 2001-2003 2004-2006 2001-2003 2004-2006 усл. рент-ть Всего в т.ч. за счет
    прибы-ли себестои-мости
    Молоко 7282 10733 1944 4348 27,2 40,5 59,7 +13,3 +32,5 -19,2
 

     Итак, наибольшее влияние на изменение рентабельности производства молока оказал размер прибыли, за счет которой рентабельность выросла на 32,5 п.п. Себестоимость же, напротив, притормозила рост уровня рентабельности на 19,2 п.п., не оказав, однако, значительного влияние на процесс формирования прибыльности производства.

     Итак, подводя итог данной главе, можно  сделать вывод, что на себестоимость  продукции молочного скотоводства в той или иной степени оказывает  влияние целый комплекс факторов, важнейшими из них являются: специализация и концентрация производства; породность скота; воспроизводство стада; обеспеченность животных кормами, их качество; условия содержания и продуктивность дойного стада; организация и оплата труда в хозяйстве.  

 

      3. ПУТИ ЭКОНОМИИ  МАТЕРИАЛЬНЫХ И  ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ 

     3.1 Рост объемов производства  молока 

     Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» в настоящее время перерастает  в Государственную программу  «Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», провозгласившую тезис о том, что аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства.19

     Государственная программа содержит ряд новых  элементов и подходов концептуального  характера:

     1) включение в нее всех механизмов  приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;

     2) постановка на первое место  мер по устойчивому развитию  сельских территорий, что не только  подчеркивает приоритетность социальных  целей над производственными,  но и главенствующую роль социальных  факторов в решении чисто производственных задач.

     3) выделение группы приоритетных  отраслей, и, прежде всего, животноводства, что обусловлено ростом спроса  на животноводческую продукцию,  который пока удовлетворяется,  главным образом, импортом.

     4) включение новых видов государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий: грантов на благоустройство сельских населенных пунктов; кредитов на развитие альтернативной занятости; субсидирование производства культур с высоким содержанием белка и энергии; компенсации приобретения высокотехнологичных комплексов машин.

     5) формирование новых инфраструктурных  условий и механизмов развития  отрасли, включая подготовку технических  регламентов и стандартов, развитие  ипотеки, формирование системы  государственного информационного  обеспечения сельского хозяйства, создание сельско- хозяйственных рынков.

     Претворение в жизнь намеченной госпрограммы, и соответственно, вывод сельского  хозяйства на траекторию устойчивого  роста, усиление импорто- замещения  в значительной степени зависит  от решения ряда ключевых вопросов.

     Первый  ключевой вопрос — это переход  к устойчивому развитию сельских территорий, рост занятости и доходов  сельского населения.

     Россия  переживает кризис сельского развития, проявлениями которого является бедность большинства сельских жителей и социальное опустынивание сельских территорий.

     В Самарской области сельское хозяйство  на протяжении последних лет оставалось значимым направлением социально-экономической  политики региона. На развитие регионального  АПК в 2000 – 2007 годах в среднем направлялось 7% расходной части областного бюджета. Начиная с 2004 года, размер бюджетных ассигнований на эти цели превышал 2 млрд. руб.20

     В Госпрограмме предусмотрены выплаты  регионам в рамках расходов по социальному  обустройству будут дифференцироваться в зависимости от их бюджетной обеспеченности. Однако необходимы дальнейшие активные шаги в этой области: увеличение объемов финансирования; внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ с целью разбивки социально-инфраструктурных расходов на городскую и сельскую местность; принятие специальных мер по поддержке депрессивных сельских районов и т.д.

     Второй  ключевой вопрос реализации Госпрограммы - ее ресурсное обеспечение - как  объемы финансирования, так и механизмы. Причем разработка эффективных механизмов финансирования - вопрос не менее важный, чем рост его объемов, ибо несовершенный механизм не позволяет осваивать выделенные средства. И реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году, когда не были «выбраны» лимиты по субсидированию процентных выплат по кредитам, лишний раз это подтвердила.

     Общеизвестно, что уровень государственной  поддержки сельского хозяйства  в России один из самых низких среди  развитых стран. Недавно Организация  по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР) опубликовала данные о суммарной поддержке сельхозтоваропроизводителей (так называемый показатель PSE) по ряду стран. Его относительная величина, то есть отношение совокупной поддержки к общей стоимости сельскохозяйственной продукции составила по России за период 2003-2005 гг. 17%, а по странам ОЭСР - 30%. Очевидно, что Правительство России обязано увеличить трансферты сельскому хозяйству в силу своих конституционных обязанностей по созданию равных условий конкуренции на рынке. Но возникает вопрос: в какой форме, через какой механизм это сделать и как распределить поддержку среди конкретных хозяйств?

     Во-первых, наблюдается ведомственная разобщенность  при принятии решений в этой области: одно ведомство воздействует на цены, другое вводит бюджетные ограничения, третье определяет порядки выплат. Причем действуют они часто в противоположных направлениях.

     Во-вторых, отсутствуют единые правила поддержки  сельского хозяйства на региональном уровне, а через субъекты РФ распределяется все большая часть консолидированного аграрного бюджета. Как следствие, сложилась чрезмерная дифференциация уровня субсидирования производства по регионам страны как в целом по сельскому хозяйству, так и по его отдельным отраслям. В расчете на 1 руб. выручки дотации и компенсации по регионам различались в 2006 г. в 544 раза (max - 5,44 руб., min - 1 коп.), в расчете на одного работника - в 1287 раз (max - 154,43 руб., min - 12 коп.).

Информация о работе Механизмы снижения себестоимости производства молока