Научно – теоретические подходы к проблеме организации коллективного художественного творчества учащихся в области изобразительного иск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель практическая:

Апробировать совместно – индивидуальную, совместно - взаимодействующую формы коллективной работы с целью приобщения учащихся к изобразительному искусству.


Задачи:

Дать теоретический анализ подходов к проблеме как приобщить учащихся к изобразительному искусству, используя коллективные формы работы.

Рассмотреть роль сотрудничества и сотворчества в полноценном развитии личности.

Изучить проблемы коллективной учебной деятельности в области отечественной педагогики и психологии.

Раскрыть воспитательные образовательные возможности коллективной изобразительной деятельности.

Проанализировать практические результаты коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства (в школе № 21 и в ходе прохождения государственной практики).

Содержание работы

Научно – теоретические подходы к проблеме организации коллективного художественного творчества учащихся в области изобразительного искусства.

§ 1. Условия приобщения учащихся к изобразительному искусству.стр.6 - 7

§ 2 Психологические исследования в области коллективной деятельности учащихся ………… ..стр. 8 - 10

§ 3. Основные проблемы коллективной учебной деятельности в области отечественной педагогики и психологии…………………………..стр. 11 - 13

§ 4. Значение коллективной деятельности в художественном образовании младших школьников…………………………………………….….стр. 14 - 15

§ 5. Специфика организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства. …………………………………….…стр. 16 - 24

Глава 2.

Практическая работа по реализации некоторых форм коллективной изобразительной деятельности.

§ 1. Коллективная художественная деятельность младших школьников на основе разных форм её организации……………………………….стр. 25 - 28

§ 2. Размещение учащихся в ходе коллективной деятельности. стр.29 - 32

§ 3.Анализ совместно – последовательной, совместно – взаимодействующей, совместно – индивидуальной форм организации коллективной деятельности………………………………………………………….стр.33 - 39

Заключение.…………………………………………….……..……..стр. 40 – 41

Литература………………………………………………………….....стр.42 - 43

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 184.08 Кб (Скачать файл)

Тема: «Весенняя сказка». 
 
^ Цель: Научить использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков в работе. 
 
Задачи:

  1.  
    Научить составлению красивой композиции.
  2.  
    Развивать воображение и творческую фантазию детей.
  3.  
    Развивать коллективизм в творческой работе.
  4.  
    Воспитывать любовь и уважение к природе.

 
Ход урока.

  1.  
    Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

 
- Назовём мы нашу тему сегодня:  «Весенняя сказка». Рассказывать  эту сказку будем все вместе. Но сказка эта необычная так как рассказывать вам её придётся не языком, а руками. 
 
^ 2. Вступительная беседа. 
 
Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного. Представьте, насколько б жизнь была бы бедна, коль не было бы в ней чудес невиданных. 
 
Юные художники должны раскрыть нам настоящие чудеса. 
 
Итак, сказка начинается. 
 
Наступило одно из самых прекрасных времен года. Это время, когда оживает вся природа: появляется первая трава, первые цветы покрывают землю. Ещё не растаял последний снежок а смотрит уж нежный подснежник – цветок. 
 
За ним и фиалка проснулась от сна. Глазок свой лиловый открыла она. Вот ландыш белеет в затишье лесном. Глядит незабудка, склоняясь над ручьём. 
 
Ручейки радуют нас своим журчаньем, прилетают птицы. Лучи солнца становятся всё ярче и теплее. Конечно вы догадались, что речь идёт о весне. 
 
Однажды на одном сказочном лугу расцвёл прекрасный цветок, но это был не подснежник, не фиалка и не ландыш. Может быть только форма его была нам знакома, а вот цвет и узор были необычными. Такой цветок можно встретить только в сказке. 
 
Это творение нельзя было не заметить. И скоро над цветком появились необыкновенной красоты бабочки. 
 
Это ещё одна героиня сказки. Я рассказала вам лишь отрывок из сказки. Ваша задача её продолжить.  
 
^ 3. Объяснение материала. 
 
Мы выполняем коллективную работу. Всё что вы создадите появится на этом панно. Работу выполняете в парах. Каждая пара создает свой фрагмент. У вас на столах лежат цветок и бабочка. Выбираете себе любой предмет и начинаете работать с ним. Вы должны украсить цветок или бабочку ток, чтобы они были похожи на сказочную. На доске висит таблица, где приведены примеры оформления цветов и бабочки.  
 
Как только пара приготовит свой фрагмент, можно будет аккуратно приклеить цветок на наше панно и над цветком поместить бабочку. Для каждого цветка на панно есть стебелёк. 
 
^ 4. Самостоятельная работа детей.  
 
5. Подведение итогов.  
 
Разноцветный восхитительный ковёр цветов украсил землю. На пёстрое поле слетелись необыкновенной красоты бабочки.  
 
Ярко светило солнце и деревья примеряли наряд свежей зелени. Ручейки голубыми змейками расчёсывали землю, воздух наполнялся весёлым криком птиц, вместо зимнего покрывала, по земле расстилается весенний ковёр, удивительный по красоте, бесконечно разнообразный по цвету и истощающий ароматы. Всё в картине дышит звонкой свежестью и ароматом жизни. 
 
 
Приложение 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 4. 
 
Конспект урока по изобразительному искусству  
 
в 1 классе  
 
Вид урока: Групповая коллективная композиция. 
 
Вид коллективной работы: индивидуально - совместная. 
 
Тема: «Весенняя фантазия». 
 
Цель: Способствовать развитию навыков работы в группе. 
 
Задачи:

  1.  
    Развивать зрительное представление и зрительную память.
  2.  
    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  3.  
    Воспитывать аккуратность и чувство добросовестного отношения к учёбе.

 
Оборудование  для учителя: изображение птиц и яблоневого цвета; шаблоны цветка и птиц; изображение дерева. 
 
^ Оборудование для учащихся: подкладной лист, акварель, кисти, баночка с водой, клей, ножницы.  
 
Ход урока.

  1.  
    Орг. момент.

 
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня  зовут Татьяна Николаевна, сегодня  я проведу у вас урок изобразительного  искусства. 
 
- Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку. 
 
Сегодня нам потребуется: подкладной лист, акварель, кисти, баночка с водой, клей, ножницы.

  1.  
    ^ Вводная беседа.

 
- Ребята, какое сейчас время года? (весна). 
 
- А какие изменения происходят весной? 
 
(весной возвращаются к нам перелётные птицы, пробуждается природа, всё расцветает, люди радуются весне, для всего живого наступает праздник.) 
 
- Ребята, какие птицы прилетают к нам из теплых краёв? 
 
( грачи, ласточки, соловьи, кукушки, гуси и утки, чайки и т. д.) 
 
- Дети, а вы сможете их узнать? 
 
(показываю картинки птиц) 
 
- Молодцы, справились с моим заданием! 
 
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Весенняя фантазия». 
 
- Ребята, давайте с вами попробуем создать свою Весеннюю фантазию. 
 
- Смотрите, у нас в классе выросло дерево! 
 
(выставляю плакат с изображением дерева) 
 
- Пока это дерево зимнее, на нём нет ни листьев, ни цветков. Ребята, давайте превратим это дерево в весеннее чудо-дерево. Для этого на наше дерево должны прилететь сказочные птицы и должны появиться на нём цветы. 
 
^ 3. Подготовка к самостоятельной работе. 
 
У вас на партах лежат шаблоны птиц и цветов. У первого варианта – шаблоны птиц, а у второго – цветов. Значит, первый вариант будет изготавливать птиц, а второй- цветы для нашего чудо – дерева. 
 
Для того чтобы приготовить птицу надо раскрасить её шаблон, но раскрасить надо очень аккуратно и необычно, чтобы птицы у нас получились сказочными и красивыми. Когда будите раскрашивать, опирайтесь на изображение настоящих птиц, но и проявляйте свою фантазию. Затем нужно раскрасить крылья и вставить их в прорези на туловище птицы.  
 
- Для того чтобы изготовить цветок надо раскрасить шаблоны цветка, шаблонов у нас два: один большой и один маленький, их надо оба раскрасить, и затем приклеить маленькую часть к большой, прорисовать серединку цветка и ножницами загнуть лепестки цветка. 
 
- И потом, мы поместим ваших птиц и цветы на дерево, и оно превратится в чудо-дерево. 
 
4 Самостоятельная работа учащихся. 
 
- Приступаем к работе. 
 
^ 5. Итог урока, выставление оценок. 
 
Размещение птиц и цветов на дереве.  
 
- Ярко светило солнце и деревья примеряли первый наряд свежей зелени. Ручейки голубыми струйками расчёсывали землю, и воздух наполнялся весёлым криком птиц. Всё в картине дышит звонкой свежестью и ароматом жизни (обращаюсь к картине. 
 
- Ребята, а какие чувства у вас вызывает эта картина? 
 
Выставление оценок. 
 
- Спасибо за урок! Урок окончен! До свидания! 
 
 
Приложение 5  
 
^ Конспект пробного урока по изобразительному искусству по дополнительной подготовке в 7 классе 
 
 
Тема: Наша любимая сказка. 
 
Цель: Способствовать развитию навыков придти к единому мнению в коллективе. 
 
Задачи:

  1.  
    Закрепить знания учащихся о сказочном жанре в изобразительном искусстве.
  2.  
    Развивать навыки общения внутри коллектива.
  3.  
    Развивать умение распределять обязанности в паре и в классе.
  4.  
    Воспитывать уважение к своим одноклассникам, их мнению.

 
Оборудование для учителя: примеры  оформления обложки книги, иллюстрации  из сказки. 
 
Оборудование для учащихся: кисти, краски, альбом, баночка с водой. 
 
^ Ход урока:

  1.  
    Орг момент.
  2.  
    Вводная беседа.

 
- Сегодня мы с вами отправимся  в волшебный мир сказки, то  есть мы отправимся в Тридевятое  царство в Тридевятое государство  – туда, где живут сказочные  герои. 
 
- Каких сказочных героев вы знаете и больше всего любите и почему? 
 
- А в каких сказках живут эти герои? 
 
- Кто даёт жизнь сказочным героям? (писатели-сказочники, народ) 
 
- Каких писателей-сказочников вы больше любите, назовите? Почему? 
 
- Сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку Петра Павловича Ершова «Конёк – горбунок». 
 
^ 3 Подготовка к практической деятельности. 
 
- Мы с вами должны сделать совместную работу, то есть займёмся иллюстрированием сказки «Конёк – горбунок». То есть мы создадим свою необычную книжку, в которой будут только картинки. Я думаю, такую книжку будут с удовольствием листать ваши знакомые и друзья. Её можно даже подарить первоклассникам и они с радостью будут её листать на переменках. 
 
- Для начала давайте вспомним о чём эта сказка.( о приключениях крестьянского сына Иванушки, о глупом царе и волшебном коньке – горбунке). 
 
- Работу будем выполнять в парах. 
 
Начнём с обложки: кто уверен, что сможет сделать красивую, необычную обложку для нашей книги, этим займётся первая пара. 
 
А все остальные будут изображать события, которые происходили в сказке. 
 
- Теперь каждая пара скажет, какой эпизод будет изображать на своей странице. 
 
- Давайте решим какой формы будет книжка: я предлагаю взять простой альбомный лист и расположить его вертикально. 
 
И когда все странички будут готовы, книгу нужно сшить. 
 
^ 4 практическая работа. 
 
- Приступаем к созданию книги. 
 
5 Итог урока. 
 
- Как протекала работа в парах? Как договаривались о работе, возникали ли конфликты? Почему? 
 
- Ребятам, создававшим, обложку книги было трудно, вы чувствовали ответственность? 
 
- Понравилось вам создавать свою собственную книгу? Почему? 
 
^ Выставление оценок. 
 
 
Приложение 6 
 
Конспект пробного урока по изобразительной деятельности в 7 классе 
 
Тема: Домашние любимцы. 
 
Цель: Закрепить знания последовательности рисования животного с помощью методических таблиц. 
 
Задачи:

  •  
    Закрепить знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве.
  •  
    Развивать навыки владения графическими материалами (пастель), совершенствовать навыки работы акварельными красками и гуашью.
  •  
    Воспитывать любовь к домашним животным.

 
Оборудование для учителя: методические таблицы с последовательностью  изображения животных, заготовка  изображения дома (в разрезе).  
 
^ Ход урока. 
 
1 Огр. Момент. 
 
Актуализация знаний. 
 
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о животных, а точнее будем говорить о домашних животных. 
 
- Для начала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. 
 
- Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают животных? (АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ) 
 
- Как называют художников, которые изображают животных? 
 
(АНИМАЛИСТЫ). 
 
^ 2. Подготовка к практической деятельности. 
 
- А какие животные являются домашними, назовите? 
 
- Почему их называют домашними? 
 
- Зачем человек заводит домашних животных? 
 
- Посмотрите на доску, здесь изображён дом, он совершенно пустой, значит, нам сегодня предстоит непростая работа – сегодня мы будем в этот пустой дом поселять различных домашних животных. 
 
- Сейчас каждый из вас нарисует домашнее животное, затем мы его вырежем и поместим в наш дом. Вы должны определиться где ваше животное будет жить. 
 
- Животное, выбранное вами, рисуем крупно, во весь лист, что бы оно было заметным.  
 
- После того, как наметите карандашом, нужно поработать цветом, использовать можно любой материал. Затем животное надо вырезать и поместить на то место, куда вы определили его. 
 
3 Практическая работа. 
 
^ 4. Подведение итогов. 
 
Выставление оценок. 
 
- Как стал выглядеть наш дом? 
 
- Какие трудности возникали при работе? 
 
- Что бы вы изменили или дополнили в нашу совместную работу? 
 
 
Приложение 7 
 
^ Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе. 
 
 
Тема: Народные промыслы. Городецкая роспись. 
 
Цель: Формировать знания о истории возникновения народного промысла и его развитии. 
 
Задачи:

  1.  
    Закрепить знания учащихся о этапах выполнения городецкой росписи.
  2.  
    Проверить знание элементов Городецкой росписи.
  3.  
    Развивать навыки работы с кистью при выполнении сложных элементов росписи.

 
Оборудование для учащихся: кисти, гуашь, альбом, баночка с водой, палитра. 
 
Оборудование для учителя: готовое изделие городецкой росписи, ряд видеофильмов. 
 
Ход урока:

  1.  
    Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

 
- Сегодня на уроке мы с вами  поговорим об одном из народных  промыслов. Но для начала давайте  вспомним. 
 
- Что такое промысел? (это возможность заработать деньги). 
 
- С какими народными промыслами вы уже знакомы? 
 
- Об одном из этих промыслов мы сегодня и поговорим. А что это за промысел, вы ответите после просмотра фильма. 
 
2. Формирование новых знаний. 
 
(просмотр фильма о возникновении городецкого промысла) 
 
- О каком промысле шла речь в фильме? 
 
- Где зародилось искусство городецкой росписи? 
 
- Какие предметы украшали этой росписью? 
 
- Вспомните, какие изделия выполняли мастера, и как они были расписаны! 
 
- Сейчас мы поверим ваши предположения. Посмотрим несколько кадров об изделиях городца. 
 
3. Подготовка к практической работе. 
 
- Всё мы с вами вспомнили, всё повторили, теперь можно попробовать некоторые элементы выполнить, но сначала давайте ещё раз посмотрим последовательность выполнения основных элементов росписи. 
 
4. практическая работа. 
 
Зарисовка основных элементов городецкой росписи (розан, купавка, завитки и т. д.) 
 
5 . Итоги урока. 
 
- Сегодня мы с вами ещё раз повторили элементы городецкой росписи. На следующем уроке нам предстоит очень интересная работа. Мы с вами будем разрабатывать эскиз для коллективного панно. Дома подумайте что можно изобразить на панно и как это расположить. На следующем уроке заслушаем ваши предложения. 
 
 
Приложение 8 
 
^ Конспект урока по ИЗО в 6 классе. 
 
Тема: Элементы городецкой росписи. 
 
Цель: Совершенствовать умения учащихся в выполнении элементов городецкой росписи. 
 
Задачи:

  1.  
    Закрепить знания учащихся в названиях элементов городецкой росписи.
  2.  
    Развивать умение работать с кистью.
  3.  
    Упражняться в выполнении элементов городецкой росписи.

 
Оборудование для учащихся: альбом, кисти, баночка с водой, гуашь, палитра. 
 
Оборудование для учителя: методические таблицы с последовательностью выполнения элементов городецкой росписи. 
 
Ход урока:

Информация о работе Научно – теоретические подходы к проблеме организации коллективного художественного творчества учащихся в области изобразительного иск