Общая характеристика грузовых перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных и пакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; на промышленном транспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологических процессов;

Содержание работы

Введение

1 Виды перевозок

2 Груз и все его характеристики

2.1 Тара и упаковка грузов

2.2 Маркировка грузов

3 Характеристика вагонов

4 Документальное оформление перевозок

5 Технология доставки грузов

6 Перерабатывающая способность грузового пункта

Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика ж.д.docx

— 72.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Удельная грузоподъемность вагона - это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м' геометрического  объема кузова (т/м').

 

Грузоподъемность и вместимость  вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной плотности груза, т. е. массе 1 м' груза  в том виде и состоянии, в которых  его перевозят по железным дорогам. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость  вагона используется полностью, а грузоподъемность - не полностью, при большой плотности - наоборот.

 

При разработке планов перевозок  грузов по железным дорогам используют показатели техническая норма загрузки и статическая нагрузка вагона.

 

Техническая норма загрузки вагона - это обязательное количество груза, которое должно быть погружено  в данный тип вагона при полном использовании вместимости или  грузоподъемности. Эта норма устанавливается  для каждого конкретного типа вагона при загрузке его конкретным грузом (для вагонов - в тоннах, для  контейнеров - в килограммах). Сетевые  технические нормы загрузки вагонов  разрабатываются и устанавливаются  МПС, местные - дорогами погрузки.

 

Статическая нагрузка вагон  а - это количество тонн погруженного груза, приходящееся в среднем на один вагон. При планировании перевозок  статическую нагрузку определяют на основании технических норм загрузки вагонов и соотношения четырех-, шести- и восьмиосных вагонов  в общем числе физических единиц при перевозке данного груза:

 

где: - доля соответственно четырех-, шести-, восьмиосных вагонов, участвующих  в перевозках;

 

- техническая норма загрузки  четырех-, шести-, восьмиосных вагонов  данным грузом.

 

Однако показатель статическая  нагрузка может характеризовать  также степень использования  вагонов на объектах погрузки (станции, отделении дороги, дороге, сети). В  этом случае величина статической нагрузки зависит от перевозимых грузов, имеющих  различный объемный вес и, следовательно, по-разному использующих погрузочный  объем вагонов; осности и грузоподъемности вагонного парка, способов укладки  груза.

 

Рассчитывают фактическую  статическую нагрузку по формуле:

 

где - общее количество тонн груза, погруженного в вагоны на сети дорог, дороге, отделении, станции, отдельным  грузоотправителем;

 

- количество загруженных  вагонов.

 

Динамическая нагрузка характеризует  использование грузоподъемности вагонов  в процессе перевозки, т. е. с учетом расстояния пробега. Средняя динамическая нагрузка показывает количество эксплуатационных тонно-километров, приходящееся на

 

1 вагоно-километр. Различают  среднюю динамическую нагрузку  груженого вагона и вагона  рабочего парка, учитывающую порожний  пробег.

 

Динамическая нагрузка груженого  вагона

 

где - грузооборот на сети, дороге, отделении, т.км. нетто;

 

- пробег груженых вагонов,  вагоно-км.

 

Увеличение динамической нагрузки вагона способствует повышению  производительности вагона, которая  рассчитывается по формуле:

 

где , - среднесуточный пробег вагонов, км/сут;

 

- коэффициент порожнего  пробега вагонов.

 

В значительной степени эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового  парка определяются их массой в порожнем состоянии (тарой), которая указывается  на раме вагонов, так же как и грузоподъемность.

 

Система нумерации подвижного состава позволила в восьмизначном  номере объединить неповторяющийся  инвентарный номер, присвоенный  данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую  защиту достоверности считывания номера.

 

Первая цифра характеризует  род подвижного состава: 2 - крытые грузовые вагоны, 4 - платформы, 6 - полувагоны, 7 - цистерны, 8 - изотермические вагоны, 3 и 9 - прочие вагоны (специализированные и др.).

 

Общим для всех грузовых вагонов (кроме номеров прочих вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодирование  осности. Второй знак номера характеризует  осность и основные характеристики вагона. Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 - восьмиосные вагоны. Все  шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых  начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера - 6, у транспортеров - 9). Кроме осности, вторая цифра определяет: для крытых вагонов - объем кузова (0 - до 120 м', 1 - более 120 м', 4 - более 120 м' с уширенными дверными проемами), для платформ - длину рамы (0 - до 13,4 м, 2 - 13,4 м и более), для четырехосных полувагонов- наличие люков в полу и торцовых дверей (0- с люками и торцовыми дверями, 4 - с люками без торцовых дверей, 8- с глухим кузовом), для цистерн - специализацию, для рефрижераторных вагонов и ледников - особенности конструкции.

 

Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик  не содержат. В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у  вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки. Восьмая цифра - контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи) номера. Она наносится  слитно с остальными цифрами номера.

 

Контрольная цифра рассчитывается следующим образом:

 

Номер вагона 7 4 8 5 4 6 8

 

Множитель 2 1 2 1 2 1 2

 

Поразрядное

 

Произведение 14 4 16 5 8 6 16

 

Поразрядная

 

Сумма 1 + 4 + 4 + 1 + 6 + 5 + 8 + 6 + 1 = 42

 

Контрольным знаком является число, дополняющее поразрядную  сумму до ближайшего целого десятка. Если поразрядная сумма кратна 10, то контрольный знак равен нулю. В рассматриваемом примере контрольным  знаком будет цифра 8.

 

4 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК

 

 

При перевозке грузов заключается  договор перевозки между железной дорогой и отправителем. Согласно Уставу, дорога обязуется по договору доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель - уплатить за перевозку установленную плату. Содержание договора перевозки излагается в накладной.

 

После оформления накладная  принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого грузоотправителем  и дорогой в пользу третьего лица. Несмотря на то, что грузополучатель  не участвует в оформлении этого  договора на станции отправления, он также входит в договорные отношения  и обязан выполнять определенные требования: принять и вывезти  груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные платы и сборы, возместить убытки, если они возникли в процессе перевозки данной отправки.

 

По договору грузополучатель  приобретает право требовать  доставки груза в срок и в полной сохранности. Договор вступает в  силу, когда груз принят станцией отправления  вместе с накладной. Дату приема груза  к перевозке удостоверяют наложением на накладной календарного штемпеля станции. Отправитель, предъявляя груз к перевозке, представляет станции  отправления на каждую отправку заполненный, сброшюрованный комплект перевозочных документов (накладную, дорожную ведомость, квитанцию в приеме груза и  корешок дорожной ведомости).

 

Бланки этих четырех документов, именуемых в дальнейшем «перевозочные  документы», одинаковы по размеру  и расположению общих граф и реквизитов, что дает возможность заполнять  их на пишущей машинке под копировальную  бумагу, одновременно весь комплект. Перевозочные документы приспособлены для  обработки на ЭВМ и сочетают текстовые  данные с их кодовыми эквивалентами. Места, выделенные для кодирования  информации, обведены жирными рамками  и расположены преимущественно  в двух вертикальных колонках.

 

Накладная - основной перевозочный документ, сопровождающий груз до станции  назначения. Она заполняется грузоотправителем  на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю. От правильного  заполнения накладной во многом зависит  сохранность грузов и выполнение сроков его доставки. Кроме того, точное составление накладной способствует обеспечению безопасности движения поездов, ускорению оборота вагонов  и правильности расчетов за перевозки. Таким образом, накладная имеет  юридическое и расчетное значение, поэтому ее графы должны заполняться  отправителем отчетливо на пишущей  машинке без подчисток и помарок, а изменения сведений, внесенных  в накладную железной дорогой, должны быть заверены подписью работника дороги и штемпелем станции. На перевозки грузов в местном и прямом сообщении составляют накладные формы ГУ-27 и ГУ-29-0 (комплект перевозочных документов). В связи с различием условий некоторых видов перевозок и с целью упрощения их оформления и учета предусмотрено составление специализированных накладных на перевозку грузов в универсальных контейнерах, маршрутами и группами вагонов, на пересылку порожних цистерн, специализированного подвижного состава и др.

 

Дорожная ведомость - документ расчетно-финансового значения - содержит данные о сроке доставки груза, о  проследовании пунктов перехода с дороги на дорогу (календарные  штемпели станций перехода) и др. Дорожная ведомость вместе с накладной  сопровождает груз до станции назначения. На станции назначения получатель расписывается  в ней в получении груза. Затем  с отчетом о выданных грузах ведомость  высылают в технологический центр  по обработке документов (ТехПД), а  оттуда - в информационный вычислительный центр дороги (ИВЦ). По дорожным ведомостям определяют выполненный дорогами объем  перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Квитанция в приеме груза - юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке  от отправителя, которому она выдается. Корешок дорожной ведомости служит основным документом для определения  платы за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Он остается на станции отправления, которая  с отчетом об отправленных грузах пересылает его в ТехПД, а оттуда - в ИВЦ дороги отправления для  обработки и составления статистических данных. Для возможности выполнения карантинных, таможенных и административных правил отправитель обязан вместе с  перевозочными документами предъявить соответствующие приложения: сертификаты, удостоверения о качестве хлебных  грузов, карантинные сертификаты  и карантинные разрешения, ветеринарное свидетельство на грузы, удостоверение  о качестве скоропортящегося груза  или сертификат, качественный паспорт  на нефтепродукты, таможенные разрешения (на вывоз груза за границу) и др. Объявление ценности необходимо главным  образом для того, чтобы при  полной или частичной утрате, порче  или повреждении груза не возникло затруднений в определении размеров убытка, который необходимо возместить отправителю или получателю. Устав  предусматривает возможность перевозки  с объявленной ценностью. Во всех случаях объявленная ценность не должна превышать стоимости груза. Станции предоставлено право  вскрывать отдельные места для  проверки фактической стоимости  груза и объявленной ценности. Разногласия в определении цены между дорогой и отправителем регулируются экспертизой с оформлением акта. При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить опись мест в двух экземплярах, а при перевозке домашних вещей в контейнерах - в трех экземплярах.

 

В описи грузоотправитель указывает станцию отправления  и назначения, отправителя и получателя, род упаковки, отличительные знаки, объявленную ценность и название предметов, упакованных в каждом месте, их число и ценность каждого. В конце описи указывается  общая сумма объявленной ценности. Опись подписывается грузоотправителем. В приеме описи в ней расписывается  товарный кассир, который одновременно проставляет номер перевозочного  документа и календарный штемпель. Один из двух экземпляров описи возвращают грузоотправителю, второй остается в  делах станции и всегда может  быть затребован службой грузовой и  коммерческой работы дороги назначения. Заполненную накладную отправитель  обязан до предъявления груза к перевозке  предъявить станции для получения  разрешения (визы) на завоз груза, занятие  подвижного состава и погрузку. Порядок  визирования устанавливается начальником  станции. Обычно накладные представляют в товарную контору, а их визирование  производится начальником станции  или по его поручению заведующим товарной конторой. Прежде чем завизировать накладную, станция должна тщательно  проверить полноту ее заполнения и соответствие внесенных в нее  данных требованиям Правил. При этом проверяют: предусмотрена ли перевозка  данного груза планом и заданием, соответствует ли наименование станции  и дороги назначения Тарифному руководству  № 4 (кн. 2) и открыта ли эта станция  для выполнения коммерческих операций с данным грузом; нет ли временного запрещения или ограничения перевозки  груза на данную станцию; полноту  сведений о наименовании грузополучателя, его адресе, коде; соответствует  ли наименование груза Тарифному  руководству. Если, согласно Правилам, к накладной должны быть приложены  сопроводительные документы, то проверяется  наличие их и отметок о них  в накладной. При визировании  накладной в соответствующих  графах указывают номер плана, в  счет которого принимается груз, дату ввоза и погрузки груза.

 

Указанные данные заверяются подписью начальника станции или  работника, визирующего накладную, после этого она возвращается грузоотправителю. Грузы могут предъявляться  отправителем к перевозке как  на местах общего, так и не общего пользования. Завоз груза на места  общего пользования и прием его  к перевозке производятся отправителем по предварительно завизированной накладной. Завезенный груз вместе с накладной предъявляется приемосдатчику станции, который проверяет наличие на ней визы.

 

Тщательным наружным осмотром он должен убедиться в том, что  предъявленный груз и его количество соответствуют данным, указанным  в накладной, а упаковка не вызывает опасений в утрате, порче или повреждении  груза. Одновременно с осмотром грузовых мест проверяют наличие. на них транспортной маркировки. При приеме к перевозке  домашних вещей приемосдатчик обязан проверить (перевеской на весах) массу  грузовых мест, которая должна указываться  в накладной отдельной строкой  по каждому наименованию вещей.

 

О приеме груза к перевозке  приемосдатчик записывает в книгу  приема груза к отправлению (форма  ГУ-34). По окончании указанных операций приемосдатчик на оборотной стороне  накладной в графе «Ввоз груза  по частям» записывает данные о ввозе  груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную контору. В соответствии с Уставом при  сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза  должна быть определена и указана  в накладной его масса. В зависимости  от вида груза его масса может  быть определена следующими способами: на весах, по трафарету, по стандарту, расчетным  путем, по обмеру и условно. Масса  тарных и штучных грузов определяется только по трафарету, который должен быть нанесен отправителем на грузовых местах до предъявления их к перевозке.

 

 

Масса грузов, перевозимых  насыпью или навалом, определяется взвешиванием на вагонных или элеваторных  весах. В случае отсутствия вагонных весов масса грузов, перевозимых  навалом, определяется по обмеру или  расчетным путем. Массу по обмеру определяют по специальным таблицам. Определение массы грузов, перевозимых  наливом в цистернах, производится путем взвешивания или по обмеру, путем замера высоты налива и установления объема налитого груза с применением  специальных калибровочных таблиц, издаваемых МПС. При этом масса нефтепродуктов определяется только по замеру, пищевых  грузов - на вагонных весах, а при  отсутствии их - на товарных весах. При  определении массы по замеру отправитель  обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность  продукта. Масса грузов, перевозимых  в бункерных полувагонах, лесных грузов и дров определяется условно. Способ определения массы груза  отправитель обязан указать в  соответствующей графе накладной, что имеет важное значение, поскольку в зависимости от этого устанавливается порядок выдачи груза получателю.

Информация о работе Общая характеристика грузовых перевозок