Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических основ оценки эффективности производства на предприятии и разработка практических рекомендаций по ее повышению в ОАО «Пинский мясокомбинат».
Исходя из цели, определены следующие задачи:
исследовать теоретические основы проблемы экономической эффективности производства;
определить основные критерии, показатели и факторы экономической эффективности производства;
проанализировать экономическую эффективность производства и оценить резервы ее повышения в ОАО «Пинский мясокомбинат»;
разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности производства ОАО «Пинский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
5
1. Теоретические основы экономической эффективности производства……
8
1.1. Экономическая эффективность производства: сущность, значение…
8
1.2. Показатели экономической эффективности …………………………..
16
1.3. Факторы повышения экономической эффективности………………….
23
2. Оценка экономической эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат»………………………………………………………….
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»…………..………………………………………………
28
2.2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов …………
47
2.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов …….
51
2.4. Оценка эффективности использования основных средств ……………
53
2.5. Оценка эффективности использования оборотных средств………….
58
2.6. Оценка рентабельности предприятия ………………………………….
64
3. Предложения по повышению эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» …………………………………………………..
68
3.1. Точка безубыточности производства продукции ОАО «Пинский
мясокомбинат» …………………………………………………………..
68
3.2. Пути повышения экономической эффективности производства мясной продукции ………………………………………………………….
70
Заключение ………………………………………………………………………
77
Список используемых источников ……………………………………………..
79
Приложения………………………………………………………………………
82

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

В-третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается значение оценки фактора времени при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов).

В-четвертых, в отличие  от командно- административной системы  управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Важнейшим фактором повышения  эффективности производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП:

  1. широкое освоение прогрессивных технологий;
  2. автоматизация производства;
  3. создание использование новых видов материалов.

В условиях перехода к  рыночной экономике, ее начального этапа  очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

Помимо того, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное крайне важно и необходимо для современных предприятий, но нужно учитывать реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень нескоро и очень немногие предприятия из-за сложившегося и недавно обострившегося экономического, социального кризиса. [24, с. 98-104]

 

 

ГЛАВА 2

Оценка экономической эффективности

функционирования

ОАО «Пинский мясокомбинат»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Пинский  мясокомбинат»

 

 

Пинский мясокомбинат создан 14 ноября 1944г. производственной мощностью 20 тонн мяса и 1,5 тонны колбасных изделий. На протяжении всей  своей истории предприятие наращивало объемы производства. За последнее десятилетие построен новый мясожировой корпус, 2-х этажный холодильник, здание АБК, закончена реконструкция аммиачной компрессорной, построены 40-тонные автомобильные весы, завершено техническое перевооружение колбасного цеха.

Субъекты хозяйствования ОАО «Пинский мясокомбинат», не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие деятельность от имени предприятия:

Фирменный магазин «Колбасы»  № 1, г. Пинск, ул. Ленина, 9

Фирменный магазин «Колбасы» № 2, г. Пинск, ул. Индустриальная, 1

Фирменный магазин «Колбасы»  № 3, г. Столин, ул. Советская

Фирменный магазин «Колбасы»  № 4, г. Пинск, ул. Пушкина, 3

Филиал «Невель» Пинский  район, д. Жидче

На балансе мясокомбината  числится птицеучасток, расположенный в г. Пинске по ул. Граничной, 36, прекративший свою деятельность в 1996 году.

В 2009 г ОАО «Пинский мясокомбинат» будет производить: 

  • продукты питания: мясо и субпродукты, колбасные изделия, в т.ч. колбасы вареные, сосиски и сардельки, колбасы варено-копченые, салями, полукопченые, ливерные и кровяные, зельцы, копчености из свинины и говядины, полуфабрикаты из рубленого и натурального мяса, пельмени, равиоли, вареники, сырые колбасы, жиры топленые пищевые, прессованные продукты, комбинированные продукты из говядины и свинины и полуфабрикаты быстрого приготовления;
  • сырье для кожевенной промышленности - шкуры консервированные;
  • сырье для товарного производства медпрепарата - альбумин пищевой, эндокринно-ферментное и специальное сырье;
  • сырье для производства колбасных изделий - кишки консервированные.

Продукция, выпускаемая  и реализуемая  мясокомбинатом, соответствует  действующим в Республике Беларусь стандартам на продукцию отраслевым (ОСТ); республиканским (СТБ, РСТ); техническим  условиям (ТУ).

Сертифицированы следующие виды продукции: мясо - говядина и свинина, блоки из жилованного мяса и субпродуктов замороженные. Лабораторный, технологический и ветеринарный контроль обеспечивают высокое качество продукции и гарантируют соответствующие питательные свойства выпускаемых изделий.

В 2009 г. при производстве колбасных изделий и мясных полуфабрикатов будут активно использоваться пищевые  добавки на фосфатной основе, многофункциональные и комплексные пищевые добавки для производства вареных, полукопченых, варено-копченых колбас, сырокопченых продуктов из свинины, добавки для ускоренного созревания колбас, препараты для инъецирования мышечной ткани, добавки, заменяющие мясное сырье, маринады и т.д.

К качеству продукции  при ее изготовлении предъявляются  следующие  требования: соответствие требованиям НД; удовлетворение запросов потребителей на основе маркетинговых исследований.

В производственной деятельности предприятия на первое место ставится потребитель, его нужды, пожелания, потребности и, конечно же, качество.

Миссия ОАО «Пинский мясокомбинат» в соответствии с уставом предприятия заключается в том, что предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство мяса животных; производство мяса домашней птицы и кроликов; производство изделий из мяса, включая мясные консервы; оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой либо конкретизации; розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах; столовые; грузовой сухопутный транспорт; хранение и складирование; организация перевозки грузов; эксплуатация и сдача в наем собственного имущества.

На предприятии внедрена система НАССР и ведется работа по созданию системы экологического управления на базе международных стандартов ИСО серии 14000 в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001-2000, и отмечена Премией Правительства в 2005 году.

Для дальнейшего повышения  конкурентоспособности продукции, расширения рынков сбыта, повышения качества и эффективности производства руководство мясокомбината приняло решение разработать систему качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 и успешно выполнило поставленную цель, получив сертификат соответствия Х ВY/112  05.0.0.01143.

В настоящее время, в  соответствии с разработанной системой качества, разработана Политика в области качества, которая имеет цель - выпуск продукции высокого качества с наилучшими потребительскими свойствами и по доступным ценам.

На предприятии используется новая безфосфатная технология производства сосисок для детей школьного возраста  в натуральной и искусственной оболочке «Молочные», «Антошка», «Озорной малыш», а также вареная колбаса высшего сорта «Молочная». Разработан логотип «За здоровый образ жизни»,  который наносится на оболочку и этикетку продукции.

В 2008 году были освоены в производстве  совершенно новые колбасы и копчености с новым заменителем мяса – сырой пшеничной клетчаткой Витацель, которая на 98% состоит из балластных веществ, что имеет большое значение для здорового питания.

Приняли участие в  конкурсе «Лучшие товары РБ». Награждены дипломом победителей и лауреатов конкурса 3 образца: ветчина Сочная к/в; ветчина Рождественская с/к; колбаса Охотничья по-царски п/к б/с. Присвоен статус лауреата Премии Правительства в области качества. Использование для колбасных изделий оболочки типа «Амипак», «Амифлекс» позволило улучшить внешний вид готовой продукции и увеличить по разрешению Минздрава РБ сроки годности вареных колбас высшего сорта – 20 суток; 1 сорта – 18 суток; сосисок и сарделек – 10 суток; вареных колбас, сосисок и сарделек мясорастительных – 5 суток. Кроме этого использование этих оболочек дало возможность увеличить выход готовых изделий на 4-5%, в результате чего снизилась цена продукта, а следовательно повысилась конкурентоспособность колбасных изделий.

Был освоен совершенно новый  вид продукции полуфабрикаты  быстрого приготовления в маринаде, упакованные в термостойкие лотки (для печей СВЧ). Выпущено 1,6 тонн. Продукты в желе, продукты из рубца.

Внедрены в производство продукты из свинины с/к: копчености из свинины «Рождественские», ветчина «Деревенская», кумпячок «Домашний». Разработана программа качества на 2009, которая предусматривает как применение прогрессивных технологий, так и приобретение технологического, а также метрологического оборудования. Одним из пунктов программы является разработка и внедрение системы анализа рисков и контроля критических точек ХАССР и также подготовка кадров.

На предприятии ежегодно разрабатываются: план по внедрению  новых видов продукции; план по постановке продукции на производство. В соответствии со служебными записками инициативных работников с наложением резолюции директора  могут вноситься изменения в данные планы.

Так как предприятие  является источником вредных выбросов, которые можно свести к минимуму, решением руководства было принято решение о разработке системы качества, удовлетворяющей требованиям стандартам ИСО 14000.

На предприятии постоянно  разрабатываются новые виды продукции. Источники финансирования инновационной деятельности осуществляются только за счет собственных средств. Соотношение собственных и заемных средств составляют соответственно: 16% и 84%. Государственного финансирования предприятие не получает. Все перевооружение предприятия осуществляет за счет собственных средств. Решение о перевооружении принимаются администрацией предприятия с учетом износа оборудования и требований рынка о выпуске новой качественной продукции. Например: ранее вложенные средства на приобретение новых термокамер окупились с лихвой, т.к. позволили автоматизировать и механизировать ручной труд, а следовательно уменьшить затраты на заработную плату  и получить продукции более высокого качества. Данная продукция пользуется спросом на внутреннем рынке: колбаса вареная Докторская – экстра в/с.

Факторы, которые оказывали  отрицательно влияние на инновационную деятельность: отсутствие финансовых средств; высокие кредитные ставки; высокий уровень инфляции; отсутствие финансовых средств у заказчиков; несовершенность законодательной базы.

Инновационная политика ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2009 г. будет направлена на разработку, создание и освоение новых совершенствование колбасных изделий и полуфабрикатов на действующем оборудовании на обеспечение их конкурентоспособности. С целью эффективности производства, экономии мясного сырья, улучшения вкусовых качеств, сокращение сроков технологической обработки, расширения ассортимента и повышения конкурентоспособности продукции широко применялись пищевые добавки иностранных фирм – производителей и белорусских предприятий: 35 наименований добавок фирмы «Могунция»; 11 наименованийдобавок фирмы «Белтрумф»; 12 наименований добавок фирмы «Ван-Хеес»; фосфаты Олбрайт и Пуромикс, Каррагинаны 5562 Люксара; 8 наименований добавок фирмы «Аромароос- М»; 6 наименований добавок фирмы «Вара»; 2 наименований добавок фирмы «Шридде». Проведение этих мероприятий в 2008 году позволило на 1 тонну готовой продукции колбасных изделий использовать 741 кг мясного сырья.

Для обеспечения выпуска  продукции гарантированного качества на предприятии постоянно проводится: ежедневная рабочая дегустация; раз в месяц плановая дегустация; ежемесячные дни качества, цеховые дни качества и дни качества предприятия. С целью формирования покупательского спроса проводятся мероприятия по рекламе новых видов продукции, выставки дегустации на предприятии, торговой сети. Проводят расфасовку продукции по требованию заказчика. Тенденции развития новых видов продукции. С целью развития производства новых видов продукции планируется расширить ассортимент: сырокопченых продуктов из свинины; сыровяленых продуктов из свинины и говядины; колбас сырокопченых и сыровяленых; полуфабрикатов и продуктов в желе;комбинированных прессованных продуктов. Внедрение новшеств на предприятии главным образом улучшает его финансовую стабильность, а именно: уменьшается его себестоимость, увеличивается прибыль. Открываются новые возможности для улучшения условий труда и техники безопасности, улучшаются качества выпускаемых, снижается трудоемкость изготовления продукции.

Покупатель (население) желает иметь  полную и достоверную информацию о приобретаемых продуктах с указанием состава продукта. И если ранее в 80-е гг. потребители приобретали, то что предлагали производители, то в настоящее время потребитель стал более разборчив в приобретении продуктов питания и выдвигает свои требования. Данные требования и предпочтения должны учитывать предприятия, если желают вести высокоэффективное производство.

Информация о работе Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)