Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических основ оценки эффективности производства на предприятии и разработка практических рекомендаций по ее повышению в ОАО «Пинский мясокомбинат».
Исходя из цели, определены следующие задачи:
исследовать теоретические основы проблемы экономической эффективности производства;
определить основные критерии, показатели и факторы экономической эффективности производства;
проанализировать экономическую эффективность производства и оценить резервы ее повышения в ОАО «Пинский мясокомбинат»;
разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности производства ОАО «Пинский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
5
1. Теоретические основы экономической эффективности производства……
8
1.1. Экономическая эффективность производства: сущность, значение…
8
1.2. Показатели экономической эффективности …………………………..
16
1.3. Факторы повышения экономической эффективности………………….
23
2. Оценка экономической эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат»………………………………………………………….
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»…………..………………………………………………
28
2.2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов …………
47
2.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов …….
51
2.4. Оценка эффективности использования основных средств ……………
53
2.5. Оценка эффективности использования оборотных средств………….
58
2.6. Оценка рентабельности предприятия ………………………………….
64
3. Предложения по повышению эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» …………………………………………………..
68
3.1. Точка безубыточности производства продукции ОАО «Пинский
мясокомбинат» …………………………………………………………..
68
3.2. Пути повышения экономической эффективности производства мясной продукции ………………………………………………………….
70
Заключение ………………………………………………………………………
77
Список используемых источников ……………………………………………..
79
Приложения………………………………………………………………………
82

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Обязательное использование  продукции местных мясокомбинатов ограничивает наши возможности по расширению рынков сбыта продукции, а в некоторых районах снижение объемов.

Наилучшие перспективы  по объему реализации продукции мясокомбината и по покупательской способности населения – это рынки городов Минска, Бреста, Гомеля, что обусловлено следующими факторами:

  • г. Минск – более высокое социальное положение населения по сравнению с другими городами;
  • г. Брест – свободная экономическая зона, незначительное присутствие продукции мясокомбинатов Слонима, Борисова, Гродно, Волковыска.
  • г. Гомель – присутствие продукции предприятий – конкурентов незначительно.

Больше внимания уделять  крупным торговым сетям вышеперечисленных  городах. Постоянное изучение требований потребителей, сбор необходимой информации путем рассылке анкет, их анализ систематизация требований, пожеланий и предложений проведение выставок- дегустаций, рекламная деятельность позволит оперативно принимать решения, направленные на успешную борьбу с конкурентами.

Переход к рыночным отношениям предусматривает перемещение процесса формирования цен из сферы производства в сфере реализации продукции, т.е. на рынок, под воздействием спроса и предложения цен. Сравнительный анализ цен предприятий-конкурентов, а также внимательный и осторожный подход к формированию цен – есть залог правильной ценовой политики и приведет к стимулированию коммерческой деятельности предприятия. Необходимость анализировать возможности изменения цен по некоторым позициям одноименного ассортимента.

Наличие на мясокомбинате  фирменной торговли, представленной 3-мя магазинами в г. Пинске и одним  в г. Столине, позволяет полнее изучать  спрос, оценивать качество и уровень  цен на нашу продукцию. Рассмотрение возможности открытия фирменной торговли в г. Минск, г. Бресте или привлечение для сбыта продукции торговых представителей и дистрибьюторов.

Одним из условий продвижения  продукции мясокомбината является систематическая подача информации через СМИ, ТВ и др. рассчитанных как на потенциальных покупателей, так и на предприятия торговли.

Проведение выставок-дегустаций, адресная рассылка рекламных и прайс-листов, проведение конкурсов на лучшую торговую организацию, поощрительные подарки, использование и распространение изделий с фирменной символикой  (буклеты, календари, ручки, блокноты, пакеты и др.), приглашение сотрудников торговых организаций на предприятие, а также выезды в командировки специалистов по маркетингу и знакомство с  специалистами торговых организаций приведет к взаимовыгодному сотрудничеству и увеличение объемов реализации продукции.

Основными рынками сбыта  продукции являются:  местный  рынок - реализация в торговую сеть г. Пинска, торгующие предприятия г. Пинска и Пинского района;  региональный рынок РБ - предприятия определенных регионов - г. Гомель, г. Лида, г. Речица, г. Солигорск; национальный рынок - торговые предприятия г. Минска, региональные рынки Российской Федерации - отгрузка мяса, субпродуктов, технической продукции; дальнее зарубежье: Италия - отгрузка шкур КРС, Польша - рубец, Испания - трахея, хрящ и др.

Основными потребителями  продукции КПУП «Пинский мясокомбинат»  являются торговые предприятия г. Пинска, и г. Минска (70-85%), согласно выделенных фондов и доведенных объемов поставок для государственных нужд.

С увеличением производственных возможностей и уменьшением спроса на местном национальном рынке предприятие  изыскивает возможность реализовать выпускаемую продукцию торговым предприятиям иных регионов (г. Солигорск, г. Лида, г. Речица)

Основные рынки сбыта  представлены на рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 –  Вес реализации продукции по рынкам

Примечание – Источник: собственная разработка

 

В результате договоренности на межправительственном уровне и при  достижении последующих согласий, предприятие реализовывает свою продукцию компаниям, участвовавшим в вышеназванных соглашениях (экспорт мяса говядины в г. Москву и г. Санкт-Петербург), квотируемая продукция (шкуры) реализуется фирмам-импортерам участникам и победителям проводимых на республиканском уровне. Одной из основных задач службы маркетинга является освоение новых рынков сбыта, укрепление позиций предприятия на имеющихся рынках, то есть, увеличение объемов продаж в целом, увеличение продажи конкретного ассортимента, имеющего более высокую рентабельность (например, колбасы высшего сорта, копчености), что будет способствовать экономическому росту предприятия, который является основной его целью. Для этого необходим постоянный анализ рынков сбыта, их изучение, характеристика и оценка.

Важными факторами, влияющими на изменение и развитие рынка, являются:

- удовлетворение потребностей  потребителя, т.е. выполнение всех  требований потребителя к продукции;

- гарантия высокого  качества продукции;

- ценовая политика (уровень  цен, скидки и т.д.);

- наличие конкурентов и их возможности, влияние на рынок;

- наличие товаропроводящей  сети.

Мы знаем, что каждый рынок имеет определенную специфику  торговли по товарам, по сортам, по организации  доставки, оплаты и пр. Таким образом, увеличение объемов производства, что соответственно приведет к увеличению объемов продаж, должно происходить в тесной взаимоувязке с потребностями покупателя.

Гарантия высокого качества продукции - является важнейшим фактором, укрепляющим позиции предприятия  на рынке. Взаимосвязь качества продукции, продвижение ее на рынок, удовлетворение потребителя прослеживается в принципах работы «Системы менеджмента качества», внедренной в действие в ОАО «Пинский мясокомбинат» и непосредственно увязанной с деятельностью службы маркетинга.

 

Таблица 2.6 - Особенности продаж на отдельном рынке определенного ассортимента продукции (основные рынки)

Рынок

Процент соотношения  продаж, %

копчености

салями

вар колб

сосиски

с/к колб

Минск

14

5,3

37

25

2,4

Пинск

7,4

8,7

42

20

2,1

Брест

13

14

2,4

24

0,5

Гомель

9,5

20,9

27,3

17,5

1,8

Пинский район

6,1

10,7

50,6

8,8

0,8

Столин

4,7

17,6

51,9

10,8

2,4


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Гибкая ценовая политика, соответствующая запросам рынка, система  скидок и поощрений позволит в еще большей степени закрепиться на рынке и внедриться в новый регион.

Ежеквартальный анализ цен ОАО «Пинский мясокомбинат»  и всех предприятий конкурентов позволяет проследить уровень цен каждого предприятия, сделать вывод о ценах на свою продукцию, и, в итоге, своевременно реагировать и принимать решения по формированию цены на новые виды продукции или оперативном снижении цены на продукцию с более низким спросом или сезонного характера.

Зная основные позиции  конкурентов: достаточность сырья; загруженность производственных мощностей; своевременный выпуск продукции; оперативность доставки; финансовое состояние, маркетинговая служба должна скоординировать технологическую службу по производству продукта дефицитного на производстве конкурента, сырьевую службу направить на поиск необходимого к его производству сырья и пр.

По такому принципу было оперативно налажено производство вареных  колбас и салями в маленьких батонах  для самообслуживания, упаковке копченостей в криовак (герметичная упаковка в пленку) и др. Большое внимание в настоящее время мясокомбинатом уделяется экспорту.

 

Таблица 2.7 - Экспортные поставки в ОАО «Пинский мясокомбинат»

Наименование

товара

Страна-импортер

Количество,

тонн

Стоимость,

тыс. долл. США

План экспорта на  2009 г.

2007г.

2008г.

2007г.

2008г.

Кол-во, т

тыс.дол. США

Говядина 1 кат

РФ

2951,0

3584,7

8482,0

10248,0

3500

11000

Трахея, хрящ

Испания

8,4

3,5

3,4

1,3

4

2

Субпродукты 1

РФ

0,5

32,7

2,8

39,0

30

40

Вырезка

РФ

29,9

24,3

178,0

163,9

40

250

Жир (топл, сырец, гов. и св.)

РФ

205,5

276,4

169,0

189,3

260

250

Рога-копыта

Германия

Литва

15,7

25,0

3,3

6,7

30

4,0

Свинина

РФ

613,0

513,2

1474,6

1201,0

1350

3900

Альбумин

Украина

20,5

21,9

76,3

94,0

30

135,0

гов п/ф

РФ

36,5

16,8

167,1

85,0

30,0

165,0

Кость под..

Литва

11,6

9,0

4,1

3,0

12

5,0

Итого

3892,6

4507,5

10560,6

12031,2

5286

15751

Говядина 1 категории

-

92,2

-

273,8

-

-

Говядина 2 категории

-

15,9

-

43,2

-

-

Вырезка говяжья

-

1,1

-

8,4

-

-


Примечание – Источник: собственная разработка

Удельный вес экспорта в общем объеме продаж составляет 40 – 50 %, что является очень весомым и значительным фактом. ОАО «Пинский мясокомбинат» подходит со всей важностью вопроса к экспортным отгрузкам. Четко налажена система поступления и распределения валютной выручки, организация отгрузки и оформления сопроводительных документов. Слаженная работа параллельных служб, таких как, отдел торговли, ветеринарная служба, производственная лаборатория, технологическая служба, служба управления качеством, непосредственный и ежедневный контакт с цехами, выпускающими продукцию на экспорт, позволяет не только слаженно производить отгрузки качественного товара на экспорт, согласно плану, но и достигать роста экспорта.

Анализ сбытовой деятельности в ОАО «Пинский мясокомбинат» показал, что продукция ОАО «Пинский мясокомбинат» конкурентно способна и пользуется спросом у потребителей. Руководство ОАО «Пинский мясокомбинат» делает все, для того, чтобы у потребителей сложился образ фирмы, предлагающей продукцию высокого качества по разумной цене.

Целью ОАО «Пинский мясокомбинат» является достижения большей доли рынка, а чтобы добиться поставленной цели в хозяйственной деятельности, необходимо провести всесторонний анализ внутренней и внешней среды.

 

 

2.2 Оценка эффективности  использования трудовых ресурсов

 

 

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования в значительной степени зависят объем и своевременность выполнения работ, эффективность использования оборудования и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Этап 1. Расчет показателей обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (таблица 2.8):

 

Таблица 2.8 - Расчет показателей обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Показатели

2006

год

2007

год

2008

год

Отклонение 2008 г. от к 2006 г., +,-

Среднесписочная численность  работников, чел.

719

716

714

-5

Количество работников принятых на работу, чел.

21

15

15

-6

Количество уволившихся  работников, чел.

24

17

26

2

Количество работников проработавших весь период, чел.

695

699

688

-7

Информация о работе Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)