Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ оценки эффективности производства на предприятии и разработка практических рекомендаций по ее повышению в ОАО «Пинский мясокомбинат».
Исходя из цели, определены следующие задачи:
исследовать теоретические основы проблемы экономической эффективности производства;
определить основные критерии, показатели и факторы экономической эффективности производства;
проанализировать экономическую эффективность производства и оценить резервы ее повышения в ОАО «Пинский мясокомбинат»;
разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности производства ОАО «Пинский мясокомбинат»;
Введение …………………………………………………………………………
5
1. Теоретические основы экономической эффективности производства……
8
1.1. Экономическая эффективность производства: сущность, значение…
8
1.2. Показатели экономической эффективности …………………………..
16
1.3. Факторы повышения экономической эффективности………………….
23
2. Оценка экономической эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат»………………………………………………………….
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»…………..………………………………………………
28
2.2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов …………
47
2.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов …….
51
2.4. Оценка эффективности использования основных средств ……………
53
2.5. Оценка эффективности использования оборотных средств………….
58
2.6. Оценка рентабельности предприятия ………………………………….
64
3. Предложения по повышению эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» …………………………………………………..
68
3.1. Точка безубыточности производства продукции ОАО «Пинский
мясокомбинат» …………………………………………………………..
68
3.2. Пути повышения экономической эффективности производства мясной продукции ………………………………………………………….
70
Заключение ………………………………………………………………………
77
Список используемых источников ……………………………………………..
79
Приложения………………………………………………………………………
82
В таблице 2.1 проанализируем угрозы и возможности макросреды ОАО «Пинский мясокомбинат».
Таблица 2.1 - Анализ угроз и возможностей макросреды
Факторы макросреды |
Характер влияния |
Возможная реакция предприятия |
Значительный уровень инфляции |
отрицательное |
предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки |
Сложность привлечения достаточного объема инвестиций |
отрицательное |
проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков |
Недостаток квалифицированного персонала |
отрицательное |
обучение; привлечение специалистов за более высокую зарплату |
Выход на внешний рынок |
положительное |
организация дилерских центров за рубежом |
Использование НОУ-ХАУ |
положительное |
монополия на производство |
Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин |
положительное |
уменьшение необходимой величины инвестиций, сокращение сроков окупаемости |
Примечание – Источник: собственная разработка
На основании таблицы 2.1 отобразим графически угрозы и возможности исследуемого предприятия (рисунок 2.1).
В настоящее время становление и развитие рыночных отношений предопределило необходимость более широкого использования маркетинга в практической деятельности предприятия. В соответствии с этим работа службы маркетинга направлена на изучение конъюнктуры рынка, анализа ценообразования, изучение конкурентов и спроса потребителя, а также рекламная деятельность с целью поиска наиболее оптимальных путей для увеличения реализации продукции и расширение рынков сбыта, что в совокупности должно обеспечить наибольшую степень удовлетворенности потребителей.
УГРОЗЫ |
ПОСЛЕДСТВИЯ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
ПОСЛЕДСТВИЯ | |
Значительный уровень инфляции |
Недостаток оборотных средств |
Выход на внешний рынок |
Увеличение объема продаж | |
Сложность привлечения достаточного объема инвестиций |
Невыход на запланированный уровень производства, => не достижение поставленных целей |
Использование НОУ-ХАУ |
Достижение низкого уровня издержек | |
Недостаток квалифицированного персонала |
Невыход на запланированный уровень производства или высокий уровень брака |
Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин |
Снижение норматива оборотных средств => возможность снижения величины привлекаемых инвестиций |
Рисунок 2.1 – Угрозы и возможности ОАО «Пинский мясокомбинат»
Примечание – Источник: собственная разработка
ОАО «Пинский мясокомбинат» - одно из немногих в Беларуси предприятий, продукция которого полностью соответствует международным стандартам качества и которое награждено Премией Правительства Республики Беларусь в области качества, Премией Брестского облисполкома в области качества, и первым в республике получило сертификат соответствия системы качества по производству колбасных изделий и продуктов из свинины и говядины требованиям международного стандарта ИСО-9000.
Таким образом, характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» свидетельствует о том, что данное перерабатывающее предприятие располагает всеми необходимыми ресурсами для эффективного ведения производства, однако в связи с неустойчивым положение в стране некоторые показатели показывают на нестабильность предприятия.
В настоящее время предприятием реализуется колбасных изделий 350 – 400 тонн в месяц. Задача максимум – продажа 500 тонн в месяц, задача минимум – 350 тонн.
Для выполнения поставленных задач необходимо тесно взаимо увязать четыре важных инструмента маркетинга: качество товара, цена, организация сбыта, продвижение товаров. В последнее время добавляется пятый инструмент: эксклюзивность, неповторимость товара его декоративное оформление. Так, практика показывает при наличии деликатесных видов товаров на складе – сыровяленых продуктов, сырокопченых деликатесов способствует продвижению товаров массового производства, таких как вареные колбасы.
Изучив конъюнктуру рынка г. Минска, самого главного рынка сбыта, который теоретически может «съесть все» сделаны следующие выводы: что существует существенное расхождение между ассортиментом выпускаемой продукции. Самым существенным является расхождение варенной и деликатесной группы (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Соотношение объемов производства и потребления мясной продукции, т
Наименование |
Производство мясокомбината |
Необходимость в потреблении |
Вареные колбасы |
41,2 |
26,0 |
Мясные деликатесы |
9,6 |
17,0 |
с/к колбасы |
1,6 |
14,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Таким образом, совместить производство и потребность потребителя и добиться 100% совпадения позволит не только удовлетворить потребителей, но и увеличить объемы продаж.
Таблица 2.3 - Производство продукции в ОАО «Пинский мясокомбинат»
Показатели |
Единицы измерения |
Годы |
2008 г в % к 2006 г. | ||
2006 |
2007 |
2008 | |||
Заготовка мяса |
т |
8099 |
8655 |
9732 |
120,16 |
в том числе от хозяйств |
т |
8004 |
8521 |
9687 |
121,03 |
от населения |
т |
95 |
134 |
45 |
47,37 |
Объем производства | |||||
в действующих ценах |
млн. руб. |
64125 |
66131 |
101776 |
158,72 |
в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
70366 |
64697 |
91550 |
130,11 |
Примечание – Источник: собственная разработка
По данным таблицы видно, что сырьевая зона мясокомбината рассчитана в основном на хозяйства Пинского и Столинского районов (98-99%).
Объемы производства в 2008 г. увеличились на 30%, в сравнении в показателями 2006 г. в сопоставимых ценах и на 58,72% увеличение составило в действующих ценах.
Ориентация производства и ориентация на рынок должны быть тесно связаны между собой. На данный момент сложилась такая ситуация, что рынок требует увеличения объема производства мясных деликатесов, необходимо найти возможность закупки сырья из вне.
В основе деятельности предприятия, работающего по принципам маркетинга должен лежать девиз производить только то, что требует рынок, покупатель, следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязывать покупателю « не согласованную» предварительно с рынком продукцию.
Решение основной задачи отдела торговли – увеличение объемов продаж путем расширения рынков сбыта возможно 2-мя путями.
Первый путь решения задачи:
- поиск новых торговых точек.
Более возможно заполучить новых клиентов в больших городах, таких как Брест, Минск, Гомель, Гродно, Могилев.
В связи со значительной (для РБ) удаленности этих городов от г. Пинска и невозможностью непосредственного и частого контакта вполне целесообразно привлечь представителей ОАО «Пинский мясокомбинат» (агенты, поверенные и т. д.), которые будут жить и работать непосредственно в данных городах.
В настоящее время
предприятие имеет
Еще одним элементом товаропроводящей сети является фирменная торговля, которая на нашем предприятии представлена в г. Пинске и г. Столине.
Открытие магазина или фирменной секции в г. Минске, в г. Гомеле, в г. Бресте позволит не только усилить продажи в этих регионах, но и выполнить рекламную функцию без финансовых вложений.
Второй путь решения задачи:
- усиление отношений с торговыми предприятиями, являющимися постоянными клиентами нашего мясокомбината.
Этот путь тесно перекликается с важным инструментом маркетинга - организация сбыта, который включает в себя постоянный контракт с потребителем, 100% выполнение заявок, своевременную доставку товара по графику, организация рекламных акций, презентаций, дегустаций, выставок. Поэтому отдел торговли ставит одной из основных задач продажу товаров имеющихся на складе с доставкой до 8 – 9 часов утра, предварительным прогнозом продаж на 2 – 3 дня, что позволяет закладывать в производство продукты, требующие на изготовление времени более одних суток.
В целях пропаганды ОАО «Пинский мясокомбинат» необходимо разработать мероприятия, направленные на создание положительного имиджа (благотворительные мероприятия, связь с прессой, телевидение, радио, спонсорская деятельность).
Постоянный контроль
и анализ ситуации на рынке, присутствие
продукции предприятий
Таблица 2.4 - Динамика отгрузки продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
Наименование |
Отгрузка, т |
Отклонение 2008 г. к 2006 г., +,- | ||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||
Брестская обл. |
1829,50 |
1501,14 |
1523 |
-306,50 |
Минская обл. |
964,44 |
677,75 |
764 |
-200,44 |
Витебская обл. |
1,31 |
25,16 |
23 |
21,69 |
Гродненская обл. |
6,21 |
43,70 |
48 |
41,79 |
Могилевская обл. |
0,00 |
48,20 |
48 |
48,00 |
Гомельская обл. |
429,69 |
415,95 |
476 |
46,31 |
Пинск |
2000,36 |
1776,18 |
1856 |
-144,36 |
Прочие |
52,94 |
9,44 |
23 |
-29,94 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Рисунок 2.2 - Структура сбыта продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
на 2008 год
Примечание – Источник: собственная разработка
Зная краткую характеристику каждого региона можно сделать вывод о необходимости производства или совершенствования того или иного продукта, решению активных задач ежедневной плановой доставки, требованиям потребителя, о продвижении новых видов, применение новых способов упаковки, маркировку дизайна.
Итак, цели и задачи по маркетинговой деятельности являются: завоевание определенной доли рынка по объему реализуемой продукции; завоевание определенных позиций на рынках по качеству предлагаемой продукции; обеспечение соответствующего роста продаж; достижение превосходства над конкурентами.
Стратегия сбыта исследуемого предприятия направлена на увеличение доли рынка, расширение существующего и продвижение на новые рынки.
С целью учета требований потребителя (заказчика) к продукции на предприятии налажена двухсторонняя связь.