Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических основ оценки эффективности производства на предприятии и разработка практических рекомендаций по ее повышению в ОАО «Пинский мясокомбинат».
Исходя из цели, определены следующие задачи:
исследовать теоретические основы проблемы экономической эффективности производства;
определить основные критерии, показатели и факторы экономической эффективности производства;
проанализировать экономическую эффективность производства и оценить резервы ее повышения в ОАО «Пинский мясокомбинат»;
разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности производства ОАО «Пинский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
5
1. Теоретические основы экономической эффективности производства……
8
1.1. Экономическая эффективность производства: сущность, значение…
8
1.2. Показатели экономической эффективности …………………………..
16
1.3. Факторы повышения экономической эффективности………………….
23
2. Оценка экономической эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат»………………………………………………………….
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»…………..………………………………………………
28
2.2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов …………
47
2.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов …….
51
2.4. Оценка эффективности использования основных средств ……………
53
2.5. Оценка эффективности использования оборотных средств………….
58
2.6. Оценка рентабельности предприятия ………………………………….
64
3. Предложения по повышению эффективности функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» …………………………………………………..
68
3.1. Точка безубыточности производства продукции ОАО «Пинский
мясокомбинат» …………………………………………………………..
68
3.2. Пути повышения экономической эффективности производства мясной продукции ………………………………………………………….
70
Заключение ………………………………………………………………………
77
Список используемых источников ……………………………………………..
79
Приложения………………………………………………………………………
82

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Согласно договорным обязательствам потребитель предоставляет  письменную заявку, где отражает свою потребность в ассортименте и количестве продукции. Учитывая требования потребителей, предприятие изготавливает свою продукцию. После отгрузки отдел торговли анализирует фактическое выполнение заявок, в случае невыполнения устанавливает и устраняет причины.

В случае возникновения  претензий потребителя к поставщику продукции по количеству и качеству предприятие действует в соответствии с нормативно-правовыми актами и старается максимально устранить и предотвратить возникающие претензии.

Согласно выделенным фондам и нарядам  ОАО «Пинский мясокомбинат» производит поставку продукции согласно предъявленным  условиям и срокам. Ассортимент и количество отгруженной продукции предварительно согласовывается. Поставки мясопродуктов для государственных нужд производятся в первоочередном и обязательном порядке.

Коммерческой структурой предприятия  ведется постоянная работа в деле подбора поставщиков. На каждую позицию поставок имеется не менее 2-х поставщиков.

Прочно  удерживать, завоеванные позиции  на рынке этим предприятиям позволяет  не только высокое качество, но и  длительное присутствие их продукции на потребительском рынке Республики.

Постоянное изучение требований потребителей, сбор необходимой информации путем рассылки анкет, их анализ систематизация требований, пожеланий и предложений, рекламная деятельность, четкая и налаженная взаимосвязь между отделами (отдел маркетинга – отдел гл. технолога – планово-экономический отдел - производство) и своевременная подача информации по цепочке позволит оперативно принимать решения, направленные на успешную борьбу с конкурентами. При этом необходима постоянная работа над ассортиментом, качеством и ценой продукции. Своевременный анализ цен приведет к правильной ценовой политике.

Все более важный аспект в развитии предприятия занимает рекламная деятельность: систематическая  подача информации через СМИ ТВ и  др., рассчитанных, как на предприятия торговли, так и на потенциальных покупателей. С помощью рекламы можно добиться роста продаж примерно на 30%. Но есть другая сторона рекламной деятельности - она зависима от качества продукции. Так, если рекламировать товар плохого качества, то связь между коммуникативной и экономической эффективностью рекламы будет обратной. Т.е. чем лучше (благодаря рекламе) будут знакомы с качественной маркой покупатели, тем хуже она будет продаваться.

Самым эффективной рекламой на сегодняшний  день являются дегустации. Планируется провести дегустации во всех регионах, в которые мясокомбинат поставляет или планирует поставить продукцию. Это позволит непосредственно показать товар лицом, оценить его качество не понаслышке привлечь не только оптового покупателя, но и сделать продукцию узнаваемой для потребителя розничной сети.

Продолжение процесса создания долгосрочного покупательского  предпочтения по представлению покупателю достоинств продукта, его особенностей по сравнению с похожими предлагаемыми товарами формированию в сознании потребителей стойких ассоциаций, впечатлений, связанных с торговой маркой.

Постоянный акцент на нашу торговую марку во всей деятельности предприятия:

- реклама;

- оболочка, упаковка;

- ссылка на бренд  в документации;

- использование установленного  дизайна при оформлении территории, транспорта, спецодежды  и пр.

Деятельность предприятия  направлена на достижение желаемых его  конечных результатов. Они могут быть обеспечены благодаря реализации плана маркетинга, согласно которому следует выполнить определенный комплекс мероприятий, обусловленных целью деятельности предприятия. На практике реализация таких мероприятий не всегда оказывается заранее предсказуемой. Поэтому следует постоянно учитывать фактическое состояние дел, в случае необходимости проводить своевременную корректировку запланированных мероприятий. Для этого целесообразно осуществлять маркетинговый контроль, т.е. систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы предприятия. Он предполагает анализ как производственно-коммерческой, так и маркетинговой деятельности.

Выбор каналов сбыта  и вся последующая организация  распределение продукта зависит  от влияния факторов, среды фирмы, как внутренних, так и внешних.

Проанализируем данные факторы относительно ОАО «Пинский мясокомбинат»

1) Особенности товара. Продукция ОАО «Пинский мясокомбинат» занимает следующее место в классификации видов товаров: 

  • по назначению – это продукция потребительского назначения;
  • по потребительским привычкам – продукция повседневного спроса.

Продукции соответствует совокупность следующих специфических требований:

  • по способу хранения, необходимо в каждой торговой точке, равно как и у производителя, наличие холодильных установок, что требует дополнительных затрат, но предприниматели нашли выход из положения, совместив одну холодильную установку для реализации нескольких видов товара (говядина, свинина, полуфабрикаты);
  • по срокам хранения возникает дополнительные проблемы, т.к. некоторые виды производимой продукции являются скоропортящимся;
  • по условиям транспортировки – в фирменные магазины и торговые павильоны г. Пинска и г. Столина  перевозкой продукции занимаетсясам комбинат на своем транспорте;

Рассмотрев данный фактор (особенности товара), влияющий на сбыт можно сделать следующий вывод  по      сбытовой политики: направленность на массового потребителя.

2)   Производственные  ресурсы ОАО «Пинский мясокомбинат»  являются материальной основой  принятия всего комплекса решений  по организации сбытовой деятельности, т.е. учитывается возможность обеспечения её финансовыми, материальными, трудовыми и информационными ресурсами, так и экономическая целесообразность связанных с этим издержек.

Сегменты рынка, на которые  нацелена сбытовая политика предприятия: покупатели разных возрастов с разными  социальными возможностями, без особенностей (таблица 2.5).

 

 Таблица 2.5 – Состояние рынка мясной продукции в Республике Беларусь

Наименование продукции

Существующие сегменты рынка, %

Говядина

30

Свинина

25

Колбасные изделия

30

Полуфабрикаты

15

Итого

100


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны.

На уровень спроса на мясную продукции предприятия  будут воздействовать следующие факторы:

  • уровень цены;
  • уровень доходов потребителей;
  • уровень информированности потребителей;
  • характеристики продукции.

Влияние потребителей на стратегию предприятия оценивается  как стабильное.

В результате отслеживания привлекательности продукции для  различных групп потребителей и  определения уровня спроса, с течением времени может сложиться необходимость смены стратегии.

Рассмотрим факторы (особенности  товара, производственные ресурсы) относятся  к внутренней среде фирмы, т.е. руководство  ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет возможность управлять ими.

Следующие факторы, влияющие на выбор канала сбыта, действуют из вне.

3) Потребители. В данном  случае руководство ОАО «Пинский  мясокомбинат» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка – дифференцированный маркетинг, т.е. решили не пренебрегать различиями в сегментах и обратились к рынку сразу с несколькими предложениями – говядина, свинина, колбасные изделия, полуфабрикаты, сконцентрировав усилия на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов.

ОАО «Пинский мясокомбинат»  разработал товары, которые показались привлекательными возможно большему числу покупателей, полагаясь на метод массового распределения и массовой рекламы; ОАО «Пинский мясокомбинат» стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.

Говядина, свинина, колбасные  изделия, полуфабрикаты - это те продукты питания, которые пользуется спросом у различных слоев населения, с различным уровнем дохода, отличается хорошими вкусовыми качествами.

Так, например, на изготовление пельменей в домашних условиях уходит довольно много времени. ОАО «Пинский мясокомбинат» предложил на рынок пельмени, выработанные из продукции только высшего качества, слепленные вручную, не уступающие по своему качеству домашним пельменям, что позволило массовому потребителю получить свой любимый продукт отличного качества по разумной цене, сэкономив при этом массу времени.

О качестве своей продукции  руководство ОАО «Пинский мясокомбинат»  сообщает в рекламе. Рекламное объявление выходит еженедельно в самой  читаемой газете города «Варяг-Пресс».

Проанализировав данный фактор, приходим к выводу, что ОАО «Пинский мясокомбинат» создало товары, рассчитанные на самые крупные сегменты рынка.

Далее проанализируем конкурентов  ОАО «Пинский мясокомбинат».

Любая фирма сталкивается со множеством разнообразных конкурентов. Чтобы успешно вести свою деятельность руководству ОАО «Пинский мясокомбинат» необходимо выявить и охарактеризовать своих ближайших конкурентов, т.е. характеризовать ту стратегическую группу конкурентов, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности, анализ проводим поэтапно.

Основными конкурентами предприятия в Брестской области  являются Барановичский, Березовский  мясоконсервные комбинаты, Брестский  и Кобринский мясокомбинаты.

Конкуренция мясоперерабатывающих предприятий требует высокого качества и приемлемой цены. Добиться оптимального сочетания этих показателей можно лишь внедрением новых технологий на основе технического перевооружения производства.

Удельный вес конкурирующих  предприятий в обороте рынка  Брестской области представлен  на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 – Структура конкуренции Брестской области в сфере мясной

промышленности

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Для улучшения качества выпускаемой продукции на предприятии  постоянно проводится замена устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное: одним из таких примеров служит установление термокамер с автоматическим режимом процесса термообработки

Определяющими факторами  в увеличении объема реализации  и соответственно сегмента рынка является цена и качество.

Поэтому качество разработки и производства колбасных изделий и продуктов из свинины и говядины соответствуют требованиям СТБ ИСО 9001-01, что подтверждено  сертификатом соответствии Х ВУ/112 05.0.0.01143 от 12.07.2002 года. Однако для успешного продвижения нашей продукции, на рынок необходимо постоянно работать над ее внешним видом, качеством, применением современных оболочек, упаковочных материалов, маркировки.

Обязательное наличие  в торговой сети других городов продукции  местных мясокомбинатов, ограничивает возможности по расширению рынков сбыта своей продукции, что привело к снижению объемов продаж в таких городах как г. Минск, г. Гомель. Поэтому, основная задача предприятия состоит в закреплении позиций на потребительском рынке Брестской области, где наибольшие возможности, (г. Брест, г. Барановичи, г. Лунинец, г. Иваново, г. Столин, г. Кобрин, г. Дрогичин и др.) и постепенное вытеснение основных конкурентов:

  • ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат»;
  • ОАО «Волковыский мясокомбинат»;
  • УП «Минский мясокомбинат»;
  • ОАО «Гродненский мясокомбинат»;
  • ОАО «Брестский мясокомбинат»;
  • ОАО «Слонимский мясокомбинат».

Постоянное изучение требований потребителей, сбор необходимой  информации путем рассылки анкет, их анализ и систематизация требований, пожеланий и предложений, рекламная деятельность, четкая и налаженная взаимосвязь между отделами (отдел маркетинга – отдел главного технолога – планово-экономический отдел - производство) и своевременная подача информации по цепочке позволит мясокомбинату в дальнейшем оперативно принимать решения, направленные на успешную борьбу с конкурентами. При этом будет проводиться постоянная работа над ассортиментом, качеством и ценой продукции. Своевременный анализ цен приведет к правильной ценовой политике.

Все более важный аспект в развитии предприятия занимает рекламная деятельность: систематическая подача информации через СМИ ТВ и др., рассчитанная, как на предприятия торговли, так и на потенциальных покупателей. С помощью рекламы можно добиться роста продаж примерно на 30 %. Но есть другая сторона рекламной деятельности - она зависит от качества продукции. Так, если рекламировать товар плохого качества, то связь между коммуникативной и экономической эффективностью рекламы будет обратной, т.е., чем лучше (благодаря рекламе) будут знакомы с качественной маркой покупатели, тем хуже она будет продаваться.

Информация о работе Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения (на материалах ОАО «Пинский мясокомбинат»)