Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Исходя из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод, что ОАО  «АК Уральские авиалинии» эффективней использовать относительно большую долю заемных средств, чем собственных. Заемные средства имеют два существенных преимущества. Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются при расчете налога, что снижает фактическую стоимость займа. Во-вторых, те, кто предоставляют заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным.

Однако у заемных  средств есть и недостатки. Во-первых, чем выше коэффициент задолженности, тем рискованнее предприятие, а  следовательно, выше стоимость для  фирмы и заемных средств, и  собственного капитала. Во-вторых, если компания переживает, тяжелые времена и ее операционной прибыли не хватает для покрытия расходов на выплату процентов, акционеры сами должны будут восполнить дефицит, а если они не смогут этого сделать, компания будет объявлена банкротом.

 

 

3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала

 

К числу важнейших задач совершенствования системы управления структурой капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» можно отнести следующее:

  • упрощение управленческих технологий до уровня, доступного для понимания и эффективного использования подавляющим большинством владельцев, руководителей, менеджеров и специалистов авиакомпании (с учетом их реального уровня знаний, навыков и временных резервов);
  • создание единообразных управленческих технологий и моделей, применимых ко всем уровням управления и элементам авиакомпании (функциональным подразделениям, проектам, процессам, бизнес-единицам);
  • построение максимально простой, и, вместе с тем, достаточно полной и тщательнейшим образом структурированной и интегрированной системы ключевых показателей бизнеса (целевых нормативов эффективности), которые должны отслеживать руководители, менеджеры и ключевые специалисты авиакомпании для принятия и реализации максимально эффективных управленческих и операционных решений;
  • кардинальное снижение доли рутинного труда (и, следовательно, повышение доли интеллектуального труда, создающего гораздо большую стоимость, чем рутинный);
  • обеспечение оптимального делегирования полномочий – каждое решение должно приниматься и каждое действие выполняться именно в том месте в авиакомпании – горизонтальном и вертикальном – где это является наиболее оптимальным и эффективным с точки зрения достижения основополагающих целей бизнеса;
  • интеграция менталитетов акционеров, менеджеров и ИТ-специалистов на основе единообразных управленческих технологий и единой системы информационных показателей, а также единой корпоративной культуры, ориентированной на максимально эффективное достижение основополагающих целей бизнеса;
  • интеграция менталитетов финансовых и операционных менеджеров путем установления четких, прочных и обоснованных взаимосвязей между финансовыми и нефинансовыми показателями деятельности бизнеса;
  • построение максимально простой и, вместе с тем, максимально эффективной единой информационной системы на основе единых управленческих технологий и интегрированной системы информационных показателей бизнеса.

Для совершенствования  управления структурой капитала авиакомпании необходимо определить факторы воздействия на стоимость авиакомпании. Определим факторы воздействия на стоимость предприятия и проведена их классификация.

Предлагаемая нами классификация  представляет определенную систематизацию факторов стоимости по различным признакам и должна облегчить принятие управленческих решений таблица 3.1.

Таблица 3.1.

Классификация факторов стоимости

Признак

классификации

Наименование

Примеры

1

2

3

По отношению к предприятию

Внешние

Конкуренты; покупатели; поставщики; уровень налогов, прозрачность экономики, правовая база

Внутренние

Цена, качество, вид продукта; технология; уровень брака

По характеру воздействия на стоимость

Прямого

воздействия

Стоимость активов, цена капитала, величина реинвестируемой прибыли, денежный поток

Косвенного

воздействия

Выручка, прибыль, доля рынка, оборачиваемость активов; рост; производительность труда

По месту 

возникновения

Производственные

Оборачиваемость запасов, производственная мощность

Организационные

Качество, упаковка продукта, организационная структура

Рыночные

Емкость рынка, спрос, стадия жизненного цикла рынка

Государственные

Политические, правовые факторы, налоговый режим

По силе действия или потенциалу

Сильные

Величина денежного  потока, цена

капитала, рентабельность инвестиций

Слабые

Величина дохода на одного потребителя, текучесть кадров

По сложности 

воздействия

Простые

Число новых продуктов  в год, затраты на материалы

Составные

Показатели рентабельности, показатели оборачиваемости

Сложные

Денежный поток, экономическая  прибыль, цена капитала

По степени 

управляемости

Легко управляемые

Размер премии, число  занятых

Средне управляемые

Прибыль, выручка, издержки

Сложно управляемые

Цена капитала, стабильность денежного потока, корпоративная культура

Неуправляемые

Прозрачность экономики

По функциональной принадлежности

Финансовые

Ликвидность, рентабельность

Маркетинговые

Доля рынка, число откликов

Производственные

Техническая оснащенность производства

НИОКР

Доля расходов на НИОКР

Экономические

Величина и структура  затрат

Логистические

Условия поставки и прочее

Кадровые

Текучесть кадров; размер зарплаты

Информационные

Расходы на ИТ


 

Сбалансированная система  показателей составляет основу управления структурой капитала предприятия. Данная совокупность показателей, которая может быть использована для характеристики различных аспектов авиакомпании. В состав предлагаемых показателей вошли как конечные показатели, так и показатели, характеризующие основные факторы деятельности.

Стоимость авиакомпании может быть оценена по методике основанной на концепции экономической добавленной стоимости.

Показатель экономической  добавленной стоимости представляет собой разницу между чистой прибылью и стоимостью использованного для  её получения собственного капитала компании.

Стоимость использования  капитала определяется на основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой для того, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. Точно определив стоимость использования собственного капитала, можно эффективнее распределять его и выявлять нерентабельные подразделения авиакомпании, которые финансируются за счёт прибыльных. Экономическая добавленная стоимость помогает менеджерам анализировать, где именно создаётся стоимость и эффективно управлять денежными потоками.

Экономическая добавленная  стоимость определяется как разница между скорректированной величиной чистой прибыли и стоимостью использованного для ее получения инвестиционного капитала компании в формуле (3.1.1).

 

EVA = NOPAT – WACC · СЕ, (3.2.1)

 

где NOPAT – чистая операционная прибыль после уплаты налогов, скорректированная на величину изменений эквивалентов собственного капитала;

WACC – средневзвешенная стоимость капитала;

CE – сумма инвестированного капитала с учетом эквивалентов собственного капитала. Этот показатель представляет собой сумму всех активов, относящихся к оперативному управлению объекта оценки, за вычетом операционных обязательств: коммерческие кредиты, задолженность перед бюджетом и т.п. При расчете показателя СЕ для подразделения важно помнить о неделимых активах, т.е. активах, которые совместно используются несколькими бизнес-подразделениями. Их нужно учесть в объеме, пропорциональном степени использования объектом оценки.

При определении затрат на привлечение собственного капитала в условиях развивающегося рынка необходимо использовать фактически сложившуюся на данном предприятии стоимость капитала, не привязывать к среднерыночным оценкам.

Cредневзвешенную стоимость капитала компании находим по формуле (3.2.2).

WACC = PЗК * dЗК *(1-Т)+ PСК * dСК                                            (3.2.2)

где:  
PЗК- цена заемного капитала;  
dЗК - доля заемного капитала в структуре капитала;  
PСК - цена собственного капитала;  
dСК - доля собственного капитала в структуре капитала.

T - Ставка налога на прибыль

WACC2008=0,20*0,6008*(1-0,2)+0, 155*0,3992=15,8%

WACC2009=0,16*0,6109*(1-0,2)+0, 155*0,3891=13,85%

WACC2010=0,14*0,6255*(1-0,2)+0, 155*0,3745=12,81%

Оценка стоимости капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» с помощью концепции экономической стоимости приведена таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Анализ  платежеспособности на базе расчета  чистых активов и расчет показателя экономической добавленной стоимости «Уральские авиалинии» (млн. руб.)

Показатели

2008

2009

2010

1

2

3

4

Активы, принимающие участие  в расчете

     

1. Нематериальные активы

0,0

0,0

0,0

2. Основные средства

15264,0

16000,0

16500,0

3. Незавершенное строительство

0,0

0,0

0,0

4. Доходные вложения в материальные  ценности

0,0

0,0

0,0

5. Долгосрочные и краткосрочные  финансовые вложения

0,0

0,0

0,0

6. Прочие внеоборотные активы

0,0

0,0

0,0

7. Запасы.

1301,0

1359,0

1400,0

Продолжение   таблицы 3.2

1

2

3

4

8. НДС по приобретенным ценностям

62,0

66,0

70,0

9. Дебиторская задолженность

1592,0

1608,0

1700,0

10. Денежные средства

60,0

60,0

65,0

11. Прочие оборотные активы

0,0

0,0

0,0

12. Итого активов (1-11)

18279,0

19093,0

19735,0

Пассивы, принимающие  участие в расчете

     

13. Долгосрочные   обязательства  по займам и кредитам 

6359,0

6359,0

6359,0

14. Прочие долгосрочные обязательства

0,0

0,0

0,0

15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

1500,0

2344,0

2880,0

16. Кредиторская задолженность

3150,0

3120,0

3226,0

17. Задолженность участникам по  выплате доходов

0,0

0,0

0,0

18. Резервы предстоящих расходов  и платежей

0,0

0,0

0,0

19. Прочие краткосрочные пассивы

0,0

0,0

0,0

20. Итого пассивов (13-19)

11009,0

11823,0

12465,0

21. Стоимость чистых  активов (12-20)

7270,0

7270,0

7270,0

Совокупный скорректированный  инвестированный капитал (СЕ) (Итого активов-Итого пассивов)

7270

7270

7270

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC ) %

15,8

13,85

12,81

Скорректированная прибыль после  уплаты налога на прибыль (NOPAT) (ф№2 стр.190)

643,72

664,24

768,36

Экономическая добавленная стоимость (EVA)

EVA = NOPAT – WACC · СЕ(010)

-504,94

 

-342,65

 

-162,93

 

Доходность инвестированного капитала (ROCE) (NOPAT/CE)

8,85

9,14

10,57

Спрэд (разница между ROCE и WACC)

-6,95

-4,71

-2,24


 

Результаты проводимого  анализа ОАО «АК Уральские авиалинии» показывают отсутствие роста EVA (EVA < 0). Это обозначает, что за определенный период отсутствует рост стоимости компании. Совокупная экономическая добавленная стоимость за 2010 г. составляет -162,93 млн. руб. Компания не эффективно использовала имеющийся в ее распоряжении капитал (собственный, т.е. средства акционеров, и заемный). Следовательно, капитал компании ОАО «АК Уральские авиалинии» не обеспечил норму возврата на вложенный капитал, установленный собственником (акционером) компании, и не принес дополнительный доход, о чем свидетельствует проведенный расчет ROCE < WACC. Следовательно, компании не удалось заработать добавочную стоимость компании, так как доходность капитала инвестора, заработанная компанией за определенный период оказалась меньше требуемой им барьерной ставки доходности. Компания заработала доходность, меньшую, чем доходность, требуемую инвестором (отрицательный спрэд).

Однако, несмотря на отрицательный результат от использования инвестированного капитала, целесообразно, одновременно с концепцией экономической добавленной стоимости, использовать сбалансированную систему показателей.

Использование системы  сбалансированных показателей, отражающей все стороны деятельности компании, позволит избежать концентрации только на финансовых аспектах бизнеса. Таким образом, невозможно, определить причины проблем в операционной деятельности фирмы, ориентируясь только на показатель EVA , нельзя решить эти проблемы.

Таким образом, совместное использование концепции экономической  добавленной стоимости и сбалансированной системы показателей, на мой взгляд, позволит получить эффективный инструмент управления бизнесом и повышения его стоимости. Основное достоинство совместной системы заключается в том, что она позволяет менеджменту контролировать основные направления деятельности компании на основе как финансовых, так и нефинансовых показателей. Это позволяет не только оценивать деятельность компании, но и управлять ею.

Основные результаты, полученные в ходе исследования, заключаются  в следующем:

1. В условиях дальнейшего развития рыночной экономики совершенствование управления структурой капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» является объективной необходимостью так как она определяется стоимостью активов, инвестиционной привлекательностью авиакомпании и характеризирует ее потенциальную возможность. При этом под управлением структурой капитала предприятия понимается совокупность приемов и методов воздействия, преимущественно инновационного характера, на материальные и нематериальные активы хозяйствующего субъекта с целью повышения эффективности его хозяйственной деятельности.

Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»