Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Рассмотренный метод, демонстрируя роль риска в установлении рыночной цены капитала, мало пригоден для нужд большинства предприятий. Формирующийся фондовый рынок не способен пока обеспечить предприятия информацией, требующейся для надежного оценивания величины риска и соответственно рыночной стоимости капитала. Поэтому рекомендовать какой-то один метод в качестве основного было бы неправильно. Использовать нужно все доступные методы и всю доступную информацию, а выводы делать после всестороннего анализа результатов расчетов.

Цена заемного капитала равна процентной ставке кредита и определяется путем договорного соглашения между кредиторами и заемщиком в каждом конкретном случае отдельно.

Особенность оценки заемного капитала состоит в том, что предприятие-эмитент имеет право включать сумму процентных выплат в определенных пределах в состав расходов, уменьшающих базу обложения налогом на прибыль. Возникающий при этом эффект “налогового щита” снижает цену капитала для эмитента.

В соответствии со статьями 265, 269 НК РФ в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, включаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа. При этом расходом признаются начисленные проценты при условии, что их размер не отклоняется более, чем на 20 % от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.37

При отсутствии сопоставимых долговых обязательств, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза для долгового обязательства, оформленного в рублях, и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Оценка стоимости заемного капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» произведена по формуле 2.4.4:

,          (2.4.4)

где T – ставка налога на прибыль; 

1r – процентная ставка по кредиту.

К2008= 0,20*(1-0,2) =0,16 или 16%

К2009=0,16*(1-0,2) =0,128 или 12,8%

К2010=0,14*(1-0,2) =0,112 или 11,2%

Стоимость заемных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» меньше, чем уплачиваемый банку процент, за счет эффекта налоговой льготы.

 

Вывод по второй главе

Во второй главе были произведены расчеты основных показателей  деятельности ОАО «АК Уральские  Авиалинии».

Деятельность Авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года, после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Авиакомпания «Уральские авиалинии» занимает активные позиции на российском рынке перевозок.

Анализ динамики основных экономических показателей ОАО «АК Уральские авиалинии» показал:

- выручка от реализации продукции, услуг возросла за отчетный период на 285 млн. руб. или 4,91% и в 2010 г. составила 6085 млн. руб.;

- себестоимость продукции, услуг возросла на 25 млн. руб. или 0,61% и в 2010 г. составила 4125 млн. руб., сравнивая темпы роста выручки и себестоимости необходимо отметить, что рост выручки опережает рост себестоимости на 8,91%, что положительно отразится на прибыли предприятия;

- чистая прибыль возросла на 124,64 млн. руб. или 19,36% и в 2010 г. составила 768,36 млн. руб.

Анализ капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» показал:

- в собственном капитале  основную долю занимает уставный капитал 68,78% (5000 млн. руб.)

- на втором месте  находится добавочный капитал  28,89 5 (2100 млн. руб.)

- за отчетный период  изменений в собственном капитале  не произошло.

- в заемном капитале  основную долю занимают  долгосрочные кредиты и займы 57,73% (6316,5 млн. руб.) и 52,36% (6359 млн. руб.) на начало и конец отчетного периода. Изменения за отчетный период составили в динамике – возросли на 42,5 млн. руб., в структуре уменьшились на 5,37%

- на втором месте  находится кредиторская задолженность 28,56% (3125 млн. руб.) и 26,13% (3173 млн. руб.) на начало и конец отчетного периода. Изменения за отчетный период составили в динамике – возросли на 48 млн. руб., в структуре уменьшились на 2,43%

- уменьшение доли долгосрочных кредитов и займов и кредиторской задолженности в структуре заемных средств произошло из-за увеличения краткосрочных кредитов и займов, они увеличились в динамике на 1112 млн. руб., в структуре на 7,80%.

- доля собственного капитала  в структуре источников образования  имущества в 2010 г. составила 37,45%, наблюдается ее снижение в динамике (в 2005 году данный показатель был равен 39,92%), что является отрицательным моментом, так как говорит о понижении финансовой устойчивости предприятия. Соответственно доля заемных средств возросла за отчетный период на 2,47% и в 2010 г. составила 62,55%.

- на протяжении отчетного периода рентабельность собственного капитала увеличилась на 133,04%, эффект финансового рычага увеличился на 58,64%.

- результаты расчета по модели Альтмана показали, что Z-счет Альтмана < 1,81, это означает, что вероятность банкротства ОАО «АК Уральские авиалинии» очень высока.

Размер дивиденда, который  планируется выплатить в 2010 г. равен 21 руб. Следовательно, стоимость акционерного капитала предприятия составляет 15,5%. Цена капитала на 2/3 определяется отношением ожидаемого дивиденда к рыночной цене акции и на 1/3 ожидаемым темпом роста дивидендных выплат. Цена заемного капитала составила в 2010 г. 11,2%.

ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»

3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала

 

Рассматривая внешнюю  среду ОАО «АК Уральские авиалинии», прежде всего необходимо отметить, что предприятие функционирует на развитом рынке, характеризующимся высокой степенью конкуренции.

Аэропорт «Кольцово» - базовый аэропорт ОАО «АК Уральские авиалинии» - является очень накаленной конкурентной точкой и на международном рынке, и на внутреннем. Стремясь занять лидирующие позиции на этом рынке, «АК Уральские авиалинии» за последние несколько лет (2007-2010 гг.) сумело обеспечить себе ряд значимых конкурентных преимуществ:

- систематически обновляется  парк самолетов. Приобретены четыре новых Ту-154М и 6 аэробусов Airbus A-320 (в ближайшие годы их количество планируется довести до 10);

- авиакомпания очень  тщательно обучает персонал. Летчики  летают по второй категории ICAO;

- расширяется сеть  продаж авиаперевозок, и сегодня  в компании самая крупная сеть  продаж в регионе — 25 точек продаж только в Екатеринбурге. Ни у кого из конкурентов на Урале такой нет.

- понимая, что в  первую очередь конкуренция будет  на международном рынке, ОАО  «АК Уральские авиалинии» создало две дочерние туристические фирмы: "Крылья" и "Европорт". Сегодня через них авиакомпания контролирует свыше 30% туристического рынка. Целенаправленно продавая перевозки именно "Уральских авиалиний", эти две компании обеспечивают 60% загрузки на международных рейсах, регулярных и чартерных.

- авиакомпания организовала  продажу билетов через Интернет, в том числе и за рубежом, и пока продает их со скидкой 33%.

- у авиакомпании есть  специальные сервисные программы  по привлечению пассажиров: бонусная программа для часто летающих пассажиров и программа для корпоративных клиентов. По ней в Свердловской области с ОАО «АК Уральские авиалинии» работают свыше 450 предприятий — для них существуют специальные скидки, и все сотрудники предприятия летают рейсами «АК Уральские авиалинии».

Маршрутов, на которых "Уральские  авиалинии" удерживают монопольное положение, не существует. Нет ни одной трассы, где «Уральские авиалинии» летают одни, везде по 3-7 перевозчиков. Однако наряду с соперничеством идет и сотрудничество. У авиакомпании подписано свыше 60 код-шеринговых и интерлайн-соглашений как с российскими, так и с зарубежными авиакомпаниями. Например, в Екатеринбург начинает летать Austrian Airlines; с этой компанией подписаны код-шеринговое и интерлайн-соглашение. Билеты продаются на австрийские рейсы по определенным, достаточно льготным тарифам. А интерлайн-соглашения есть и экзотические, к примеру с Vietnam Airlines. Очень много соглашений с европейскими перевозчиками, в том числе с такими гигантами как Turkish Airways и с Finnair. Таким образом, количество иностранных компаний в аэропорту Кольцово увеличивается. ОАО «АК Уральские авиалинии» находит общий язык с ведущими авиакомпаниями мира и получаем льготный авиационный продукт.

Перед компанией остро стоит проблема обновления парка воздушных судов. В связи с этим, компания остановила свой выбор на Airbus A-320.  Выбор типа зависит от географического положения авиакомпании, структуры и объема пассажироперевозок, направлений, географии полетов, частотности и т.д. Для авиакомпании экономически целесообразна эксплуатация самолетов Boeing 737-500, -700 и -800, Boeing 757, Airbus A319 ,318 и A320. Углубленные экономические расчеты показали, что A320 эффективнее всех.

Airbus A-320 – это очень востребованные самолеты, и на рынке их свободных просто нет. Авиакомпания смогла найти только два лайнера, и еще три, которые не подошли. Оплачивает их предприятие отчасти из собственных средств, отчасти за счет кредитов. У ОАО «АК Уральские авиалинии» хорошие финансовые отношения со Сбербанком, у него предприятие брало кредит на приобретение двух Ту-154М в 2005-2006 гг. и уже полностью расплатились.

Весной 2008 г. авиакомпания приобрела еще три A-320, а всего предприятию требуется как минимум еще три самолета этого типа. Однако, эти самолеты должны летать по 3,5- 4,0 тыс. часов в год, иначе они разорят авиакомпанию. С приходом A-320 были списаны два Ту-154Б. Постепенно эти машины выходят из эксплуатации.

Программа обновления парка "Уральских авиалиний" составлена до 2015 г., это большой и хорошо просчитанный документ. Авиакомпания ориентируется на три типа ВС, которые охватывают весь спектр необходимых авиауслуг для Уральского региона: среднемагистральный Airbus A-320-211, ATR 42 для местных воздушных линий и дальнемагистральный Airbus A-330.

Сейчас активно обсуждается  тема различных вариантов консолидации авиакомпаний. Существует мнение, что акционеры "Уральских авиалиний" могли бы обменять 100% своих акций на некоторый пакет акций из допэмиссии "Аэрофлота". Следует отметить, что консолидация нужна, и в свете сегодняшних действий государства в других отраслях, вероятно, будет прослеживаться и в авиации. Однако в первую очередь, естественно, правительство должно определиться с теми авиакомпаниями, где есть государственный капитал.

Идеология формирования большого пакета акций "Уральских  авиалиний" направлена на то, чтобы найти партнера в обмен на эти акции, который поможет в развитии авиакомпании. Поэтому «Уральские авиалинии» — не противник консолидации. Но консолидировать нужно правильные силы в правильных регионах. Поэтому консолидация в принципе возможна и в рамках Уральского федерального округа. Нельзя исключать вариант консолидации с "Аэрофлотом", предварительные переговоры об этом уже проводились.

Тем не менее, в настоящее  время ОАО «АК Уральские авиалинии» заняло выжидательную позицию. Сначала, по мнению руководства авиакомпании, нужно посмотреть, как будет реализовываться стратегия "Аэрофлота" по созданию дочерних региональных компаний на основе перевозчиков с контрольными госпакетами, "Дальавиа" и "Владивосток Авиа".

Авиакомпании необходимо определить политику формирования финансовых ресурсов, в числе наиболее важных прерогатив которой, является решение вопроса: что лучше увеличивать собственные или заемные средства. Решение данного вопроса  зависит от особенностей формирования уставного и добавочного капитала, фондов и резервов, формирования и использования прибыли, возможности привлечения заемных средств в кредитных организациях и у других хозяйствующих субъектов, величины и оборачиваемости кредиторской задолженности, а также общего финансового состояния.

Основными определяющими  факторами при формировании структуры капитала, являются: срок использования заемного капитала; риски, сопряженные с использованием различных видов заемного капитала; ставки банковских процентов; налоговая политика государства; дивидендная политика предприятия; доступность различных источников финансирования; отраслевые особенности деятельности предприятия; стадии жизненного цикла предприятия.

Чтобы ответить на данный вопрос была составлена таблица 3.1, в которой  отражены факторы, влияющие на принятие решений, связанных с улучшением структуры капитала и дана оценка значимости каждого из факторов по шкале от 1 до 10 баллов.

Таблица 3.1.

Факторы, влияющие на принятие решений, связанных с  улучшением структуры капитала

Если большинство факторов из этого столбца являются адекватными для условий деятельности предприятия:

Если большинство  факторов из этого столбца являются адекватными для условий деятельности предприятия:

1

2

1. Нестабильность экономической  и/или политической ситуации в стране (4 балла)

1. Стабильность экономической  и политической ситуации в стране

(6 баллов)

Ситуация в  стране на данный момент преимущественно  стабильная.

2. Начало деятельности  предприятия

(2 балла)

2. Расширение уже существующего  предприятия (8 баллов)

ОАО «АК Уральские  авиалинии» достаточно давно существует на рынке и поэтому основной задачей авиакомпании расширение существующего предприятия.

 

 

 

 

 

Продолжение   таблицы 3.1

1

2

3. Недостаточный уровень  квалификации финансовых работников для организации привлечения заемного капитала

(5 баллов)

3. Достаточный уровень  квалификации финансовых работников для организации привлечения заемного капитала

Высокий уровень информационных технологий требует достаточной квалификация персонала, который должен владеть данными системами, а также специфическими знаниями в области управления финансами предприятия. Необходимо также постоянно поддерживать уровень квалификации. Важно применять различные методы стимулирования персонала.

(5 баллов)

4. Необходимый уровень  финансовой независимости

( 3 балла)

Коэффициент автономии в 2010 году составил 0,37 (при  рекомендуемом значении 0,5), чем ниже значение коэффициента, тем менее предприятие финансово устойчиво и тем более зависимо от сторонних кредитов.

4. Допустимый уровень  зависимости от кредиторов

(7 баллов)

Коэффициент финансовой зависимости в 2010 году равен 2,7, что говорит о том, что авиакомпания достаточно сильно зависима от внешних  займов.

5. Ограниченность объема  финансовых ресурсов

(7 баллов)

Финансовые  ресурсы ОАО «АК Уральские авиалинии» ограничены, при этом велика вероятность банкротства ( Z-счет Альтмана < 1,81)

5. Неограниченность объема  финансовых ресурсов

(3 балла)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение   таблицы 3.1

1

2

6. Конфиденциальность  информации

(3 балла)

6. Открытость и прозрачность информации для кредиторов

(7 баллов)

Большинство авиакомпаний опубликовывают финансовую и бухгалтерскую отчетность на своих  официальных сайтах. По организационно-правовой форме АК Уральские авиалинии является открытым акционерным обществом.

7. Минимизация затрат  на привлечение капитала

(3 балла)

7. Окупаемость затрат на реализацию привлечения капитала

ОАО «АК Уральские  авиалинии» постоянно обновляет парк самолетов. Безопасность перелетов является приоритетом для авиакомпании. Поэтому для ОАО «АК Уральские авиалинии» гораздо важнее чтобы затраты на привлечение капитала окупались, чем их минимизация, которая обычно происходит в ущерб безопасности перелетов.

 

(7 баллов)

8. Размер эффекта финансового  рычага не важен ( 5 баллов)

Эффект финансового рычага в 2010 году составил -5,3306%

8. Максимизация эффекта  финансового рычага (5 баллов)

то финансирование деятельности осуществляется с преимущественным использованием собственного капитала

 ИТОГО: 32 балла

то финансирование деятельности осуществляется с преимущественным использованием заемного капитала

 

ИТОГО: 48 баллов

Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»