Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

- второй, по величине фонд, составляет резервный фонд (15%), при этом  за отчетный период сумма отчислений не изменилась и в 2010 г. составила 50 млн. руб.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это  важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

- рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. 35

Расчёт показателей рентабельности ОАО «АК Уральские авиалинии» представлен в таблице 2.12.

 

 

 

 

Таблица 2.12

Рентабельность  продукции ОАО «АК Уральские авиалинии»

Показатели

Расчет

2008

2009

2010

Изменения

2009

2010

Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млн. руб.

стр.010

5800

5890

6085

90

195

Прибыль от реализации, млн. руб.

стр.050

1557

1620

1800

63

180

Балансовая прибыль, млн. руб.

стр.140

847

874

1011

27

137

Чистая прибыль, млн. руб.

стр.190

643,72

664,24

768,36

20,52

104,12

Рентабельность всей реализованной продукции (%)

стр.050/ стр.010

26,84

27,50

29,58

0,66

2,08

Общая рентабельность (%)

стр.140/ стр.010

14,60

14,84

16,61

0,24

1,78

Рентабельность продаж по чистой прибыли. (%)

стр.190/ стр.010

11,10

11,28

12,63

0,18

1,35


 

На основе расчётов в таблице 2.12 можно сделать следующие выводы:

Показатель рентабельности всей реализованной  продукции за отчетный период повысился  на 2,74% и составил в 2010 г. 29,68%. Это говорит о том, что в 2010 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 30 копеек прибыли.

 

 

 

Таблица 2.13

Рентабельность вложений ОАО «АК Уральские авиалинии» (%)

Показатели

Расчет

2008

2009

2010

Изменения

2009

2010

Рентабельность имущества предприятия

190(Ф№2)/

300(Ф№1)

3,53

3,55

3,96

0,02

0,41

Рентабельность внеоборотных активов

190(Ф№2)/

190(Ф№1)

4,22

4,25

4,73

0,03

0,48

Рентабельность оборотных активов

190(Ф№2)/

290(Ф№1)

21,63

21,75

24,47

0,12

2,72

Рентабельность инвестиций

050(Ф№2)/

(490+590)

11,46

11,89

13,21

0,43

1,32

Рентабельность собственного капитала

190(Ф№2)/

490

8,85

9,14

10,57

0,29

1,43

Рентабельность заемных средств

070(Ф№2)/

(590+610)

7,55

7,49

7,12

-0,06

-0,37


 

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли за отчетный период повысился на 0,24% и в 2010 г. составил 16,61%  . Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько повысился. Таким образом, в 2010 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело 17 копеек чистой прибыли.

Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Основные показатели рентабельности вложений представлены в таблице 2.13.

На основе данных таблицы 2.13 можно сделать вывод:

- рентабельность  имущества предприятия за отчетный период увечилась на 0,43%  и составила в 2010 г. 3,96%, что говорит о эффективном использовании имущества;

-  рентабельность внеоборотных активов, также увеличилась на 0,51% и составила в 2010 г. 4,73%, что говорит о эффективном использовании основных средств;

- рентабельность оборотных активов, за исследуемый период, возросла на 2,84% и составила в 2010 г. 24,47%,  что говорит об эффективном использовании оборотных средств;

- рентабельность инвестиций за отчетный период повысилась на 1% и в 2010 г. составила 3,47%, что говорит о том, что предприятие удачно инвестировало свои денежные средства;

- рентабельность собственных средств также высока и в течение отчетного периода повысилась на 1,75%, и составила в 2010 г. 13,21%  Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали достаточно хороший результат.

Коэффициенты рентабельности ОАО «АК Уральские авиалинии» представлены на рис. 2.6  и 2.7.

Рис. 2.6. Рентабельность  продукции ОАО «АК Уральские авиалинии» (%)

Рис. 2.7. Рентабельность вложений ОАО «АК Уральские авиалинии» (%)

 

В основе прогноза вероятности банкротства лежит  метод, предложенный в 1968 году западным экономистом Альтманом. В основе метода лежит функция от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия, называемая Z- счётом Альтмана. Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.36Z-счет Альтмана представлен формулой 2.2.1.

                                    (2.2.1)

Где, К1=стр.290/стр.300

К2=(стр. 431+стр.470)/стр.300

К3= ф№2 050/стр.300

К4=стр.410/(стр.590+стр.690)

К5=ф№2 010/стр.300

Z-счет (2008) = 1,2 * 0,16 + 1,4 * 0,0093 + 3,3 * 0,09 + 0,6 * 0,46 + 1 * 0,32 = 0,19 + 0,01 + 0,29 + 0,27 + 0,32 = 1,08

Z-счет (2009) = 1,2 * 0,16 + 1,4 * 0,0091 + 3,3 * 0,09 + 0,6 * 0,44 + 1 * 0,32 = 0,19 + 0,01 + 0,29 + 0,26 + 0,32 = 1,07

Z-счет (2010) = 1,2 * 0,16 + 1,4 * 0,0088 + 3,3 * 0,10 + 0,6 * 0,41 + 1 * 0,31 = 0,19 + 0,01 + 0,33 + 0,24 + 0,31 = 1,08

Так как Z-счет < 1,81, вероятность банкротства ОАО «АК Уральские авиалинии» очень высока.

 

2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования

 

По источникам образования  финансовые ресурсы подразделяются на собственные и заемные, рассмотрим динамику и структуру  собственных  и заемных средств (см. табл. 2.14  и 2.15).

Собственный капитал предприятия  представлен уставным, добавочным, резервным капиталом и нераспределенной прибылью.

Таблица 2.14

Динамика и  структура  собственных средств  ОАО «АК Уральские авиалинии»

Показатель

2008

2009

2010

Изменения

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Суммы

млн. руб.

Доли,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уставный капитал

5000

68,78

5000

68,78

5000

68,78

0

0

Добавочный капитал

2100

28,89

2100

28,89

2100

28,89

0

0

Фонды и резервы

120

1,65

120

1,65

120

1,65

0

0

Нераспределенная прибыль

50

0,69

50

0,69

50

0,69

0

0

Итого

7270

100

7270

100

7270

100

0

0


 

На основе данных таблицы можно  сделать вывод:

- в собственном капитале  основную долю занимает уставный  капитал 68,78% (5000 млн. руб.)

- на втором месте  находится добавочный капитал  28,89 5 (2100 млн. руб.)

- за отчетный период  изменений в собственном капитале не произошло.

Структура  собственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» в 2010 г. представлена на рис. 2.10.

Рис. 2.8 Структура  собственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии»

Заемный капитал предприятия представлен: краткосрочными кредитами и займами, долгосрочными кредитами и займами и кредиторской задолженностью.

Таблица 2.15

Динамика и  структура заемных средств ОАО  «АК Уральские авиалинии»

Показатель

2008

2009

2010

Изменения

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доли,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Долгосрочные кредиты и займы

6316,5

57,73

6359

55,70

6359

52,36

42,5

-5,37

Краткосрочные кредиты и займы

1500

13,71

1922

16,84

2612

21,51

1112

7,80

Кредиторская задолженность

3125

28,56

3135

27,46

3173

26,13

48

-2,43

Итого

10941,5

100

11416

100

12144

100

1202,5

-

Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»