Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110
"Наземные" задачи
по работе с пассажирами
В авиакомпании «Уральские авиалинии» успешно работает несколько программ, рассчитанных на самые широкие слои населения. Активно осуществляется политика поддержки социально незащищенных категорий граждан. Ежегодно по государственным и собственным льготам пролетает до 50 000 пассажиров. Среди них следующие категории граждан: дети, студенты, молодежь, пенсионеры, многодетные матери. Не первый год по договору с Министерством обороны действует программа по обеспечению всех военных перевозок в Уральском регионе. Аналогичная программа сотрудничества работает с Министерством внутренних дел и Пограничной службой РФ. Эти факты стали веским аргументом для присуждения в 2002 году авиакомпании "Уральские авиалинии" звания победителя национального конкурса "Организация высокой социальной эффективности". Разработаны и успешно реализуются «Бонусная программа «Крылья», «Программа для корпоративных клиентов». Полный комплекс услуг по организации туристских и деловых поездок в России и за рубежом оказывают Клуб Путешествий «Крылья» и международный туроператор «Европорт».
Успешно продолжает функционировать бонусная программа для пассажиров «Крылья» (FFP), которая в 2010 году была значительно модернизирована. За каждый полет на регулярных рейсах Авиакомпании «Уральские авиалинии» пассажир получает на свой личный счет бонусные рубли в размере 10% от оплаченного тарифа без учета топливного сбора. Накопив определенное количество бонусных рублей, пассажир сможет совершить премиальный полет. На данный момент в программе зарегистрировано более 30 000 участников; прирост по сравнению с 2009 г . составил почти 60%.
Авиакомпания активно развивает свой официальный сайт, делая его не только информационно насыщенным, но и более функциональным.
В феврале 2008 года стартовал проект «Интернет-касса». Ориентируясь на пожелания активных посетителей сайта, специалисты авиакомпании постоянно модернизируют эту услугу. В настоящий момент через Интернет-кассу Авиакомпании приобретается около 15% билетов.
Спонсорская помощь и участие в благотворительных мероприятиях – являются неотъемлемой частью социальной политики компании. Авиакомпания активно участвует в общественных, спортивных, светских и концертных мероприятиях в качестве спонсора. Помимо спонсорских проектов, каждый год руководство авиакомпании участвует в благотворительных программах. Помогать тем, кто нуждается в помощи - это не пустые слова. В 2010 году значительная сумма денежных средств была перечислена в адрес религиозных структур, спортивным и общественным организациям, выделяется материальная помощь ветеранам и детским организациям. Большая часть благотворительных проектов была направлена на строительство Богородице-Касперского храма для жителей и работников авиакомпании и жителей посёлка «Кольцово».
Специалисты «Уральских авиалиний» подсчитали производственные итоги деятельности авиакомпании за пять месяцев 2008 года. По всем показателям наблюдается стабильный рост.
С января по май «Уральские авиалинии» перевезли 448 365 пассажиров, что на 20% выше прошлогодних показателей. В мае пассажиропоток увеличился на 44% и составил 133 229 человек. Прежде всего, это связано с началом летнего сезона, причем отдыхать наши соотечественники все больше предпочитают зарубежом. В мае впервые с начала года количество пассажиров на международных рейсах превысило количество пассажиров на внутренних направлениях и составило 65 782 человека (прирост, по сравнению с 2010 годом - 117%) против 57 570 на внутренних направлениях (прирост – 9%) и 9877 (прирост – 4%) на рейсы в страны СНГ.
С января по май самолеты «Уральских авиалиний» совершили 10 303 рейса, что на 17% больше, чем в 2009 году, из них 2 664 на международных направлениях, 6 573 рейсов внутри страны и 945 в страны СНГ. В мае количество рейсов – рекордное с начала года – составило 1 084 рейса (400 на международных направлениях, 569 на внутренних и 103 в страны СНГ).
За пять месяцев 2008 года воздушные суда «Уральских авиалиний» перевезли 261 тонну почты и 2 243 тонны груза.
Фактический пассажирооборот с января по май 2010 года составил 1 131 676 тыс.пкм. (прирост к 2009 году – 32%). Фактический тоннокилометраж за этот же период – 107 559 тыс.ткм. (прирост к 2009 году – 32%).
Занятость кресел в мае составила 76%, что составляет 108% от аналогичного показателя за 2010 год. Занятость кресел за пять месяцев 2010 года – 73,2% (рост – 2,9%).
Коммерческая загрузка рейсов в мае – 70% , аналогичный показатель за пять месяцев – 69,1%. Прирост по сравнению с аналогичными показателями 2009 года составил 3% и 2,2% соответственно.
Хозяйственную деятельность анализируемого предприятия характеризуют технико-экономические показатели, приведенные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели ОАО «АК Уральские авиалинии» за 2008-2010 год
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение | |
абс. знач. |
% | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Уставной фонд (акционерный капитал) |
млн. руб. |
5000 |
5000 |
5000 |
0 |
0 |
2. |
Выручка от реализации продукции, услуг или объем товарооборота |
млн. руб. |
5800 |
5890 |
6085 |
285 |
4,91 |
3. |
Производительность труда |
руб/чел |
276,19 |
267,73 |
264,57 |
-11,62 |
-4,21 |
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4. |
Годовой фонд заработной платы |
млн. руб. |
3780 |
4488 |
5520 |
1740 |
46,03 |
5. |
Среднегодовая заработная плата одного работника |
тыс. руб. |
240 |
336 |
424 |
60 |
33,33 |
6. |
Себестоимость продукции, услуг |
млн. руб. |
4100 |
4115 |
4125 |
25 |
0,61 |
7. |
Затраты на один руб. реализации |
руб. |
0,71 |
0,70 |
0,68 |
-0,03 |
-4,23 |
8. |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
643,72 |
664,24 |
768,36 |
124,64 |
19,36 |
9. |
Рентабельность продаж |
% |
11,10 |
11,28 |
12,63 |
1,53 |
13,78 |
10. |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
млн. руб. |
15264 |
15632 |
16250 |
986 |
6,46 |
На основе данных таблицы 2.1, можно сделать выводы:
- выручка от реализации продукции, услуг возросла за отчетный период на 285 млн. руб. или 4,91% и в 2010 г. составила 6085 млн. руб.;
- себестоимость продукции, услуг возросла на 25 млн. руб. или 0,61% и в 2010 г. Составила 4125 млн. руб., сравнивая темпы роста выручки и себестоимости необходимо отметить, что рост выручки опережает рост себестоимости на 8,91%, что положительно отразится на прибыли предприятия;
- чистая прибыль возросла на 124,64 млн. руб. или 19,36% и в 2010 г. составила 768,36 млн. руб.
Для анализа динамики и структуры имущества фирмы целесообразно воспользоваться горизонтальным (временным) и вертикальным (структурным) методом анализа бухгалтерской отчётности (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Анализ динамики и структуры имущества ОАО «АК Уральские авиалинии»
Актив |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменения | ||||
Сумма, млн. руб. |
Доля, % |
Сумма, млн. руб. |
Доля, % |
Сумма, млн. руб. |
Доля, % |
Сумма, млн. руб. |
Доля, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Внеоборотные активы |
||||||||
Основные средства |
15264 |
83,8 |
15632 |
83,6 |
16250 |
83,7 |
986 |
-0,1 |
Итого внеоборотных активов |
15264 |
83,8 |
15632 |
83,6 |
16250 |
83,7 |
986 |
-0,1 |
II Оборотные активы |
||||||||
Запасы |
1252,5 |
6,87 |
1330 |
7,11 |
1379,5 |
7,10 |
127 |
0,23 |
Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям |
60 |
0,32 |
64 |
0,34 |
68 |
0,35 |
8 |
0,03 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты |
1576 |
8,65 |
1600 |
8,56 |
1654 |
8,52 |
78 |
-0,13 |
Денежные средства |
59 |
0,32 |
60 |
0,32 |
62,5 |
0,32 |
3,5 |
0 |
Итого оборотных активов |
2947,5 |
16,2 |
3054 |
16,4 |
3140 |
16,3 |
192,5 |
0,1 |
Баланс |
18211,5 |
100 |
18686 |
100 |
19414 |
100 |
1202,5 |
0 |
Пассив |
||||||||
III. Капитал и резервы |
||||||||
Уставный капитал |
5000 |
27,45 |
5000 |
26,75 |
5000 |
25,75 |
0 |
-1,7 |
Добавочный капитал |
2100 |
11,53 |
2100 |
11,23 |
2100 |
10,81 |
0 |
-0,72 |
Фонды и резервы |
170 |
0,93 |
170 |
0,91 |
170 |
0,87 |
0 |
-0,06 |
Итого собственного капитала |
7270 |
39,9 |
7270 |
38,9 |
7270 |
37,4 |
0 |
-2,5 |
IV. Долгосрочные обязательства |
||||||||
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Займы и кредиты |
6316,5 |
34.6 |
6359 |
34,03 |
6359 |
32,75 |
42,5 |
-1,85 |
Итого долгосрочных обязательств |
6316,5 |
34,6 |
6359 |
34,03 |
6359 |
32,75 |
42,5 |
-1,85 |
V. Краткосрочные обязательства |
||||||||
Займы и кредиты |
1500 |
8,23 |
1922 |
10,28 |
2612 |
13,45 |
1112 |
5,22 |
Кредиторская задолженность |
3125 |
17,15 |
3135 |
16,77 |
3173 |
16,34 |
48 |
-0,81 |
Итого краткосрочных обязательств |
4625 |
25,39 |
5057 |
27,1 |
5785 |
29,79 |
1160 |
4,4 |
Баланс |
18211,5 |
100 |
18686 |
100 |
19414 |
100 |
1202,5 |
0 |
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- внеоборотные активы
увеличились за отчетный
- оборотные активы
увеличились за отчетный
- собственной капитал за отчетный период не изменился и составил в 2010 г. 7270 млн. руб., в структуре уменьшился на 2,5%;
- долгосрочные обязательства увеличились на 42,5 млн. руб., в структуре уменьшились 1,85%;
- краткосрочные обязательства за отчетный период возросли на 1160 млн. руб. и в структуре увеличились на 4,4%;
- валюта баланса за отчетный период увеличилась на 1202,5 млн. руб. или 6,6%.
Динамика имущественного положения ОАО «АК Уральские авиалинии» представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Динамика имущественного положения ОАО «АК Уральские авиалинии»
Для углубленного анализа отдельных аспектов деятельности организации проанализируем баланс предприятия по ликвидности активов и срочности пассивов (см. табл. 2.3, 2.4 и 2.5).
Таблица 2.3
Группировка статей актива баланса ОАО «АК Уральские авиалинии» по степени ликвидности за 2008-2010 гг. (млн. руб.)
Активы |
2008 |
2009 |
2010 |
А |
2 |
3 |
4 |
1. Наиболее ликвидные активы (А250+А260) |
59 |
60 |
62,5 |
2. Быстро реализуемые активы (А230+А240+А270) |
1576 |
1600 |
1654 |
3. Медленно реализуемые активы (А210+А140-А216) |
1137,5 |
1211 |
1252 |
4. Трудно реализуемые активы (А190-А140) |
15264 |
15632 |
16250 |
Баланс |
18211,5 |
18686 |
19414 |
Таблица 2.4
Группировка статей
пассива баланса ОАО «АК
Пассивы |
2008 |
2009 |
2010 |
П |
2 |
3 |
4 |
1. Наиболее срочные |
3125 |
3135 |
3173 |
2. Краткосрочные пассивы (П610+П6 |
1500 |
1922 |
2612 |
3. Долгосрочные пассивы (П590) |
6316,5 |
6359 |
6359 |
4. Постоянные пассивы (П490+П640+ |
7155 |
7151 |
7142,5 |
Баланс |
18211,5 |
18686 |
19414 |
Как известно, в ликвидном балансе должно соблюдаться соотношение: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4. То есть, активы любой группы должны покрываться соответствующими им пассивами. В таблице 2.5 показано, как соблюдались эти соотношения в течение анализируемого периода.
Таблица 2.5
Анализ ликвидности баланса ОАО «АК Уральские авиалинии»
Абсолютно ликвидный баланс |
Соотношение активов и пассивов баланса ОАО «АК Уральские авиалинии» | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
А1³П1; А2³ П2; А3 ³П3; А4 £П4. |
А1 < П1 А2 > П2 А3 <П3 А4 >П4 |
А1 < П1 А2 < П2 А3 <П3 А4 >П4 |
А1 < П1 А2 < П2 А3 <П3 А4 >П4 |
Как видно из приведенной выше таблицы, баланс предприятия в краткосрочном периоде неликвиден, т.е. в краткосрочной перспективе активов будет не хватать для покрытия соответствующих краткосрочных пассивов.
Для углубленной оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.
Основные коэффициенты ликвидности рассчитаны в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Коэффициенты ликвидности ОАО «АК Уральские авиалинии»
№ п/п |
Показатели |
Рекомендуемое значение |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение | |
абс. знач. |
% | ||||||
1. |
Коэффициент текущей ликвидности(А1 + А2 + А3/ П1 + П2) |
1-2 |
0,63 |
0,60 |
0,53 |
-0,1 |
-16,13 |
2. |
Коэффициент быстрой ликвидности (А1 + А2 / П1 + П2) |
>1 |
0,35 |
0,33 |
0,30 |
-0,05 |
-14,29 |
3. |
Коэффициент абсолютной ликвидности (А1 / П1 + П2) |
>0,2 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0 |
0 |
Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»