Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

"Наземные" задачи  по работе с пассажирами призвано  решать Авиаагентство, в структуре которого находится сеть фирменных касс на территории Свердловской области, более 130 автоматизированных пультов российских и международных систем продажи и бронирования билетов, 60 собственных агентов авиакомпании по продаже пассажирских авиаперевозок на территории России и за рубежом. Интересы авиакомпании «Уральские авиалинии» представлены более чем в 30 городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

В авиакомпании «Уральские авиалинии» успешно работает несколько  программ, рассчитанных на самые широкие  слои населения. Активно осуществляется политика поддержки социально незащищенных категорий граждан. Ежегодно по государственным и собственным льготам пролетает до 50 000 пассажиров. Среди них следующие категории граждан: дети, студенты, молодежь, пенсионеры, многодетные матери. Не первый год по договору с Министерством обороны действует программа по обеспечению всех военных перевозок в Уральском регионе. Аналогичная программа сотрудничества работает с Министерством внутренних дел и Пограничной службой РФ. Эти факты стали веским аргументом для присуждения в 2002 году авиакомпании "Уральские авиалинии" звания победителя национального конкурса "Организация высокой социальной эффективности". Разработаны и успешно реализуются «Бонусная программа «Крылья», «Программа для корпоративных клиентов». Полный комплекс услуг по организации туристских и деловых поездок в России и за рубежом оказывают Клуб Путешествий «Крылья» и международный туроператор «Европорт».

Успешно продолжает функционировать  бонусная программа для пассажиров «Крылья» (FFP), которая в 2010 году была значительно модернизирована. За каждый полет на регулярных рейсах Авиакомпании «Уральские авиалинии» пассажир получает на свой личный счет бонусные рубли в размере 10% от оплаченного тарифа без учета топливного сбора. Накопив определенное количество бонусных рублей, пассажир сможет совершить премиальный полет. На данный момент в программе зарегистрировано более 30 000 участников; прирост по сравнению с 2009 г . составил почти 60%.

Авиакомпания активно  развивает свой официальный сайт, делая его не только информационно насыщенным, но и более функциональным.

В феврале 2008 года стартовал проект «Интернет-касса». Ориентируясь на пожелания активных посетителей сайта, специалисты авиакомпании постоянно модернизируют эту услугу. В настоящий момент через Интернет-кассу Авиакомпании приобретается около 15% билетов.

Спонсорская помощь и участие в благотворительных мероприятиях – являются неотъемлемой частью социальной политики компании. Авиакомпания активно участвует в общественных, спортивных, светских и концертных мероприятиях в качестве спонсора. Помимо спонсорских проектов, каждый год руководство авиакомпании участвует в благотворительных программах. Помогать тем, кто нуждается в помощи - это не пустые слова. В 2010 году значительная сумма денежных средств была перечислена в адрес религиозных структур, спортивным и общественным организациям, выделяется материальная помощь ветеранам и детским организациям. Большая часть благотворительных проектов была направлена на строительство Богородице-Касперского храма для жителей и работников авиакомпании и жителей посёлка «Кольцово».

Специалисты «Уральских авиалиний» подсчитали производственные итоги деятельности авиакомпании за пять месяцев 2008 года. По всем показателям наблюдается стабильный рост.

С января по май «Уральские авиалинии» перевезли 448 365 пассажиров, что на 20% выше прошлогодних показателей. В мае пассажиропоток увеличился на 44% и составил 133 229 человек. Прежде всего, это связано с началом летнего сезона, причем отдыхать наши соотечественники все больше предпочитают зарубежом. В мае впервые с начала года количество пассажиров на международных рейсах превысило количество пассажиров на внутренних направлениях и составило 65 782 человека (прирост, по сравнению с 2010 годом - 117%) против 57 570 на внутренних направлениях (прирост – 9%) и 9877 (прирост – 4%) на рейсы в страны СНГ.

С января по май самолеты «Уральских авиалиний» совершили 10 303 рейса, что на 17% больше, чем в 2009 году, из них 2 664 на международных направлениях, 6 573 рейсов внутри страны и 945 в страны СНГ. В мае количество рейсов – рекордное с начала года – составило 1 084 рейса (400 на международных направлениях, 569 на внутренних и 103 в страны СНГ).

За пять месяцев 2008 года воздушные суда «Уральских авиалиний» перевезли 261 тонну почты и 2 243 тонны груза.

Фактический пассажирооборот  с января по май 2010 года составил 1 131 676 тыс.пкм. (прирост к 2009 году – 32%). Фактический тоннокилометраж за этот же период – 107 559 тыс.ткм. (прирост к 2009 году – 32%).

Занятость кресел в мае  составила 76%, что составляет 108% от аналогичного показателя за 2010 год. Занятость кресел за пять месяцев 2010 года – 73,2% (рост – 2,9%).

Коммерческая загрузка рейсов в мае – 70% , аналогичный  показатель за пять месяцев – 69,1%. Прирост  по сравнению с аналогичными показателями 2009 года составил 3% и 2,2% соответственно.

Хозяйственную деятельность анализируемого предприятия характеризуют технико-экономические показатели, приведенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 Основные технико-экономические показатели ОАО «АК Уральские авиалинии» за 2008-2010 год

п/п

Показатели

Ед. изм.

2008

2009

2010

Отклонение

абс. знач.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Уставной фонд (акционерный капитал)

млн. руб.

5000

5000

5000

0

0

2.

Выручка от реализации продукции, услуг или объем товарооборота

млн. руб.

5800

5890

6085

285

4,91

3.

Производительность труда

руб/чел

276,19

267,73

264,57

-11,62

-4,21

Продолжение   таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

4.

Годовой фонд заработной платы

млн. руб.

3780

4488

5520

1740

46,03

5.

Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

240

336

424

60

33,33

6.

Себестоимость продукции, услуг

млн. руб.

4100

4115

4125

25

0,61

7.

Затраты на один руб. реализации

руб.

0,71

0,70

0,68

-0,03

-4,23

8.

Чистая прибыль

млн. руб.

643,72

664,24

768,36

124,64

19,36

9.

Рентабельность продаж

%

11,10

11,28

12,63

1,53

13,78

10.

Среднегодовая стоимость основных фондов

млн. руб.

15264

15632

16250

986

6,46


 

На основе данных таблицы 2.1, можно сделать выводы:

- выручка от реализации продукции, услуг возросла за отчетный период на 285 млн. руб. или 4,91% и в 2010 г. составила 6085 млн. руб.;

- себестоимость продукции, услуг возросла на 25 млн. руб. или 0,61% и в 2010 г. Составила 4125 млн. руб., сравнивая темпы роста выручки и себестоимости необходимо отметить, что рост выручки опережает рост себестоимости на 8,91%, что положительно отразится на прибыли предприятия;

- чистая прибыль возросла на 124,64 млн. руб. или 19,36% и в 2010 г. составила 768,36 млн. руб.

 

2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»

 

 

Для анализа динамики и структуры имущества фирмы  целесообразно воспользоваться  горизонтальным (временным) и вертикальным (структурным) методом анализа бухгалтерской отчётности (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Анализ динамики и структуры имущества ОАО  «АК Уральские авиалинии»

Актив

2008

2009

2010

Изменения

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля, %

Сумма,

млн. руб.

Доля,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Внеоборотные  активы

               

Основные средства

15264

83,8

15632

83,6

16250

83,7

986

-0,1

Итого внеоборотных активов

15264

83,8

15632

83,6

16250

83,7

986

-0,1

II Оборотные  активы

               

Запасы

1252,5

6,87

1330

7,11

1379,5

7,10

127

0,23

Налог на добавленную  стоимость по приобретённым ценностям

60

0,32

64

0,34

68

0,35

8

0,03

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

1576

8,65

1600

8,56

1654

8,52

78

-0,13

Денежные средства

59

0,32

60

0,32

62,5

0,32

3,5

0

Итого оборотных активов

2947,5

16,2

3054

16,4

3140

16,3

192,5

0,1

Баланс

18211,5

100

18686

100

19414

100

1202,5

0

Пассив

               

III. Капитал  и резервы

               

Уставный капитал

5000

27,45

5000

26,75

5000

25,75

0

-1,7

Добавочный капитал

2100

11,53

2100

11,23

2100

10,81

0

-0,72

Фонды и резервы

170

0,93

170

0,91

170

0,87

0

-0,06

Итого собственного капитала

7270

39,9

7270

38,9

7270

37,4

0

-2,5

IV. Долгосрочные обязательства

               

Продолжение   таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Займы и кредиты

6316,5

34.6

6359

34,03

6359

32,75

42,5

-1,85

Итого долгосрочных обязательств

6316,5

34,6

6359

34,03

6359

32,75

42,5

-1,85

V. Краткосрочные обязательства

               

Займы и кредиты

1500

8,23

1922

10,28

2612

13,45

1112

5,22

Кредиторская задолженность

3125

17,15

3135

16,77

3173

16,34

48

-0,81

Итого краткосрочных  обязательств

4625

25,39

5057

27,1

5785

29,79

1160

4,4

Баланс

18211,5

100

18686

100

19414

100

1202,5

0


 

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

- внеоборотные активы  увеличились за отчетный период  на 986 млн. руб., в структуре уменьшились  на 0,1%;

- оборотные активы  увеличились за отчетный период  на 192,5 млн. руб. или в структуре  увеличились на 0,1%;

- собственной капитал за отчетный период не изменился и составил в 2010 г. 7270 млн. руб., в структуре уменьшился на 2,5%;

- долгосрочные обязательства увеличились на 42,5 млн. руб., в структуре уменьшились 1,85%;

- краткосрочные обязательства  за отчетный период возросли  на 1160 млн. руб. и в структуре увеличились на 4,4%;

- валюта баланса за  отчетный период увеличилась  на 1202,5 млн. руб. или 6,6%.

Динамика имущественного положения ОАО «АК Уральские авиалинии» представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика имущественного положения ОАО «АК Уральские авиалинии»

 

Для углубленного анализа  отдельных аспектов деятельности организации проанализируем баланс предприятия по ликвидности активов и срочности пассивов (см. табл. 2.3, 2.4 и 2.5).

Таблица 2.3

Группировка статей актива баланса ОАО «АК Уральские авиалинии» по степени ликвидности за 2008-2010 гг. (млн. руб.)

Активы

2008

2009

2010

А

2

3

4

1. Наиболее ликвидные активы (А250+А260)

59

60

62,5

2. Быстро реализуемые активы (А230+А240+А270)

1576

1600

1654

3. Медленно реализуемые активы (А210+А140-А216)

1137,5

1211

1252

4. Трудно реализуемые активы (А190-А140)

15264

15632

16250

Баланс

18211,5

18686

19414


 

 

Таблица 2.4

Группировка статей пассива баланса ОАО «АК Уральские  авиалинии» по степени ликвидности за 2008 - 2010 гг. (млн. руб.)

Пассивы

2008

2009

2010

П

2

3

4

1. Наиболее срочные обязательства  (П620)

3125

3135

3173

2. Краткосрочные пассивы (П610+П630)

1500

1922

2612

3. Долгосрочные пассивы (П590)

6316,5

6359

6359

4. Постоянные пассивы (П490+П640+П650+П660-А216)

7155

7151

7142,5

Баланс

18211,5

18686

19414


 

Как известно, в ликвидном  балансе должно соблюдаться соотношение: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4. То есть, активы любой группы должны покрываться соответствующими им пассивами. В таблице 2.5 показано, как соблюдались эти соотношения в течение анализируемого периода.

Таблица 2.5

Анализ ликвидности  баланса ОАО «АК Уральские  авиалинии»

Абсолютно

ликвидный баланс

Соотношение активов и пассивов баланса ОАО «АК Уральские авиалинии»

2008 год

2009 год

2010 год

А1³П1;

А2³ П2;

А3 ³П3;

А4 £П4.

А1 < П1

А2 > П2

А3 <П3

А4 >П4

А1 < П1

А2 < П2

А3 <П3

А4 >П4

А1 < П1

А2 < П2

А3 <П3

А4 >П4


 

Как видно из приведенной  выше таблицы, баланс предприятия в краткосрочном периоде неликвиден, т.е. в краткосрочной перспективе активов будет не хватать для покрытия соответствующих краткосрочных пассивов.

Для углубленной оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Основные  коэффициенты ликвидности рассчитаны в  таблице 2.6.

Таблица 2.6

Коэффициенты ликвидности ОАО «АК Уральские авиалинии»

п/п

Показатели

Рекомендуемое значение

2008

2009

2010

Отклонение

абс. знач.

%

1.

Коэффициент текущей ликвидности(А1 + А2 + А3/ П1 + П2)

1-2

0,63

0,60

0,53

-0,1

-16,13

2.

Коэффициент быстрой ликвидности (А1 + А2 / П1 + П2)

>1

0,35

0,33

0,30

-0,05

-14,29

3.

Коэффициент абсолютной ликвидности (А1 / П1 + П2)

>0,2

0,01

0,01

0,01

0

0

Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»