Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110
В случае уверенности в рациональности проектной структуры капитала предприятия необходимо проанализировать отклонения от нее фактической структурной модели. Для этого необходимо определить степень соответствия фактического уровня элементов структуры капитала ее рациональному варианту. Абушевой Л. А. в исследовании разработана и представлена совокупность показателей для оценки соответствия фактической структуры капитала рациональной в секторе экономики.
Если рациональность проектной структуры капитала сомнительна после проведенного расчета контрольных показателей, либо значительно удалена от фактической структуры капитала, автором рекомендована оценка фактической структуры капитала на соответствие требованиям и критериям рационального структурного построения. В этом случае следует оценить предъявляемые требования к рациональной структуре капитала, а также выбранные цели на реальность и объективность их выполнения на предприятии (может оказаться, что цели заоблачные и нереальны для данного предприятия) и соответствие внешним и внутренним условиям функционирования.
При формировании рациональной структуры капитала необходимо учитывать классификацию основных форм финансирования, их преимущества и недостатки и только после этого приступать к доведению фактических соотношений в структуре капитала до их рационального варианта для конкретного предприятия. При этом следует учитывать принципиальные отличия собственного и заемного капитала. Структура капитала оказывает прямое влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и косвенное влияние на отношение к ней собственников, инвесторов, кредиторов и конкурентов, т.е. на величину активов и пассивов, на величину капитала.32
Вывод по первой главе
В первой главе были рассмотрены
теоретические аспекты
Большинство исследователей в отношении понятия «капитал» понимают долгосрочные средства в денежной, материальной и нематериальной формах существования, которыми располагает хозяйствующий субъект для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Под структурой капитала рассматривается соотношение собственных и долгосрочных заемных источников финансирования деятельности хозяйствующего субъекта. Капитал играет важную роль в обеспечении интенсивного развития хозяйствующих субъектов, от его размера и структуры зависит эффективность их деятельности, возможность увеличения вложений в экономику.
Эффективная структура капитала выражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наиболее эффективная взаимосвязь между коэффициентом рентабельности собственного капитала и коэффициентом задолженности. Процесс формирования эффективной структуры капитала предполагает установление целевой структуры капитала, которая представляет собой такое соотношение собственных и заемных финансовых средств корпорации, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия формирования эффективной структуры капитала.
В области оптимизации структуры капитала существуют следующие теории: традиционная теория, теория иерархии, теория структуры капитала Модильяни и Миллера, компромиссные модели, теория «синицы в руках» Гордона и Линтнера, теория налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами, современная теория портфеля.
Каждое решение относительно структуры капитала принимается компанией в соответствии с ее общей стратегией. Исходя из этого, устанавливаются критерии формирования эффективной структуры капитала (доходность (финансовая рентабельность), минимизация стоимости капитала или минимизация финансового риска), в соответствии с которыми и формируется эффективная структура.
Под оптимальной структурой капитала понимается такое соотношение собственного и заемного капитала, которое с учетом особенностей функционирования предприятия позволяет ему максимизировать рентабельность собственных средств, то есть получать максимальный размер чистой прибыли на авансированный в деятельность собственный капитал.
Приоритет конкретных критериев оптимизации структуры капитала предприятие определяет самостоятельно. Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
Исходя из этого, можно сделать вывод: не существует единой оптимальной структуры капитала не только для разных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях его развития.
Существует необходимость разработки такого методического подхода, который бы позволил предприятию, сформировать оптимальную структуру его долгосрочных пассивов, дав возможность максимизировать значение показателя рентабельности собственного капитала с учетом особенностей его функционирования и воздействия отдельных экзогенных и эндогенных факторов на структуру его капитала.
Деятельность Авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года, после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов.
Основные акционеры: ООО «Крылья Урала» (72.84%), Beta Investment Holdings Ltd. (10.251%).
На сегодняшний день авиакомпания «Уральские авиалинии» входит в число 10 ведущих российских авиакомпаний по уровню безопасности и объему перевозок. В 2010 году авиакомпания в очередной раз вошла в рейтинг «Эксперт-400». 33Руководство авиакомпании традиционно занимает престижные места в рейтинге «TOP-1000 российских менеджеров». С начала деятельности и по сегодняшний день компанию возглавляет председатель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ, пилот 1 класса, заслуженный работник транспорта РФ генеральный директор Скуратов Сергей Николаевич.
В 2010 году услугами «Уральских авиалиний» воспользовались 1217203 пассажиров. Это самый высокий показатель компании за последние годы. Этот показатель ставит авиакомпанию в один ряд с крупнейшими федеральными перевозчиками, у которых пассажиропоток превышает миллион (Аэрофлот, S 7, Трансаэро и др.). Фактический пассажирооборот авиакомпании за 2010 год возрос на 15% по сравнению с 2009 годом. Кроме того, на бортах «Уральских авиалиний» в 2010 году было перевезено на 60% больше почты, чем в прошлом году.
Доходы от деятельности авиакомпании во многом благодаря приобретению новой техники возросли на 17% по сравнению с показателями 2009 года. Среднегодовой доход на одного работающего в авиакомпании человека составил 443,23 тысяч рублей, а среднемесячный – 32,5 тысяч рублей, что составило прирост к 2009 году на 26%.
АК «Уральские авиалинии» заняла 2 место в конкурсе «Самая пунктуальная авиакомпания», организованного «Коммерческим агентством аэропорта «Домодедово» в декабре 2010 года. Самолеты авиакомпании за декабрь совершили 119 рейсов с регулярностью 90,76%.
«Уральские авиалинии» в 2010 году стали обладателем межрегиональной премии Урала и Сибири «Итоги года» в номинации «Исполняющие мечты».
Главным гарантом безопасности пассажирских и грузовых авиаперевозок и качества предоставляемых услуг является персонал авиакомпании «Уральские авиалинии». На сегодняшний день в авиакомпании работают 1434 сотрудника.
Сотрудники авиакомпании целенаправленно стремятся к тому, чтобы нормой профессиональной этики и поведения стали стандарты, принятые в лучших авиакомпаниях мира.
Все летчики имеют большой опыт работы, высокий уровень подготовки и постоянно совершенствуют свою квалификацию. За счет собственных средств авиакомпания «Уральские авиалинии» организует и регулярно проводит циклы наземных тренировок в ведущих российских тренировочных центрах. Особое внимание уделяется психологической подготовке персонала, работающего в непосредственном контакте с пассажирами, повышению клиентоориентированных навыков работы. С целью оценки деловых качеств и профессионального мастерства в Службе бортпроводников введена комплексная система мотивации («Звездная система»). Серебряные или золотые звезды, украшающие костюмы бортпроводников – свидетельство высокой оценки их работы. В Службе постоянно проходят тренировки, тренинги и курсы повышения квалификации. Авиационно-техническая база "Уральских авиалиний" является одной из самых современных профессиональных в российской гражданской авиации. Ее техническая оснащенность, а также опыт работающих инженеров и техников, позволяет самостоятельно выполнять необходимый комплекс работ по ремонту и техническому обслуживанию всех типов воздушных судов.
Традиционно, все работающие имеют стабильные социальные гарантии благодаря деятельности профсоюзов и инициативе руководства компании. В 2010 году общие затраты на путевки для оздоровления и отдыха сотрудников и членов их семей году возросли в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом, а расходы на обучение персонала, в связи с приобретением новой техники, в 2,5 раза и составили порядка 49 млн. 110 тыс. 143 рубля.
В собственности авиакомпании находятся воздушные суда разного типа, в том числе Ил-86, Ту-154М, Ту-154Б, Ан-24. В 2009 году в авиакомпании стартовала программа переоснащения парка воздушных судов. Сейчас «Уральские авиалинии» успешно эксплуатируют 5 современных лайнеров Airbus А-320 на своих российских и международных маршрутах. К 2015 году парк авиакомпании планируется пополнить 10 иностранными самолетами этого типа. Однако проект по развитию авиапарка включает в себя не только внедрение иностранной техники, но и поддержание в должном состоянии и модернизацию отечественных самолётов. За 2002-2003 гг. было приобретено два новых самолета Ту-154М, полностью соответствующих требованиям Евросоюза по уровню шума и техническим характеристикам. Всего за 10 лет работы приобретено 4 новых самолета. В апреле 2010 года авиакомпания продлила «сертификаты типа» для всех эксплуатируемых воздушных судов, которые выдаются российскими авиационными властями и подтверждают, что эти самолёты соответствуют всем авиационным стандартам данного типа ВС.34
В современных условиях международной интеграции партнёрские отношения между авиакомпаниями - залог успешного развития рынка авиаперевозок. «Уральские авиалинии» на сегодняшний день имеют порядка пятидесяти интерлайн-соглашений с ведущими российскими и зарубежными авиакомпаниями, среди которых «Сzech airlines» (Чехия), «Emirates» (ОАЭ), «Swiss International Air Lines» (Швейцария), «Air France» (Франция), «Malev» (Венгрия), «S7», «Ютэйр», «Аэросвит», «Красэйр» и многие другие.
«Уральские авиалинии» являются членом Клиринговой Палаты ИАТА (IATA Clearing House, ICH), что позволяет авиакомпании использовать мировую систему взаиморасчетов. Авиакомпания также является участником Многостороннего Интерлайн - соглашения (MITA). Участие в деятельности этой организации позволяет в МИТА позволяет авиакомпаниям значительно расширить рамки своего сотрудничества со своими коллегами в разных странах мира. Аппарат МИТА целенаправленно занимается поиском наиболее подходящих партнеров. На первоначальном уровне налаживания контактов предложения компаний автоматически рассылаются по всем авиаперевозчикам-членам МИТА. В случае положительного ответа сотрудники МИТА сообщают об этом компании - автору запроса. Далее начинаются прямые контакты специалистов обеих авиакомпаний.
География полетов авиакомпании ежегодно расширяется и насчитывает более 120 направлений. В 2010 году были совершены перелеты по новым чартерным направлениям: Бангкок, Тиват, Подгорица, Маврикий, в маршрутной сетке появилось новое регулярное направление – Анталия.
С 27 апреля 2008 года авиакомпания начинает осуществлять регулярные рейсы в Милан. В летнем расписании 2008 года увеличена частота рейсов на Тель-Авив, Прагу, Ларнаку, Пулу, Мюнхен.
Представительства авиакомпании «Уральские авиалинии» представлены в 38 городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сделать максимально удобным каждый шаг пассажира к полету, комфортным и запоминающимся само воздушное путешествие – основная задача, которую призван решить комплекс сервисных служб компании. Здесь к обслуживанию пассажиров привлечена собственная многоканальная информационно – справочная служба.
Важнейшим компонентом информационного сервиса является собственный сайт авиакомпании www.uralairlines.com, постоянно расширяющий свои функциональные возможности в соответствии с действующими современными стандартами Интернет сервиса. Появились дополнительные услуги: заказ такси, доставка билетов, выбор бортового питания, оплата с помощью платежной системы Яндекс.Деньги.
В декабре 2010 г . АЦ «Эксперт -Урал» проводил независимое исследование среди сайтов авиапредприятий Урала и Западной Сибири. Группа экспертов тестировала сайты авиакомпаний и аэропортов с точки зрения обычных пассажиров, для которых важно быстро найти нужную информацию, воспользоваться дополнительными услугами. Исследование проводилось среди 9 авиакомпаний региона, работающих на рынке регулярных пассажирских перевозок, использующих суда первого класса (массой свыше 75 тонн) и аэропортов региона. Сайт «Уральских авиалиний» признан лучшим.
Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»