Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является на основании теории по оптимизации структуры капитала, разработать оптимальную систему финансирования для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- в теоретическом аспекте исследовать экономическую сущность
категории «капитал»;
- изучить теории оптимизации структуры капитала;
- раскрыть содержание механизма расчета рационального варианта структуры капитала;
- дать краткую характеристику ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- выявить источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования;
- проанализировать стоимость и структуру капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»;
- определить приоритетные направления изменения структуры капитала;
- разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления структурой капитала
- произвести расчет оптимальной структуры капитала для ОАО «АК Уральские авиалинии».
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптимизации структуры капитала 6
1.1. Экономическая сущность и природа капитала, выбор его структуры 6
1.2.Теории оптимизации структуры капитала 16
1.3. Механизм расчета рационального варианта структуры капитала 29
ГЛАВА 2. Анализ формирования и структуры капитала в ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.1. Краткая характеристика ОАО «АК Уральские авиалинии» 37
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК Уральские авиалинии» 46
2.3. Источники формирования хозяйственных средств ОАО «АК Уральские авиалинии» и методы их финансирования 64
2.4. Анализ стоимости и структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 70
ГЛАВА 3.Разработка оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 78
3.1. Определение приоритетных направлений изменения структуры капитала 78
3.2. Совершенствование экономического механизма управления структурой капитала 86
3.3. Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» 95
Заключение 100
Список использованной литературы 107
Приложения 110
2. В современных условиях на структуру капитала авиакомпании оказывают влияние совокупность различных факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: по отношению к предприятию, по характеру воздействия на стоимость, по месту возникновения, по силе воздействия, по степенны управляемости, по функциональной принадлежности.
3. В рыночных условиях для оценки стоимости применяются множество различных показателей, которые характеризируют предприятие с различных позиции. Для удобства использования и объективности оценки предприятия нами проведена их группировка по следующим аспектам: характеристика финансовой деятельности, характеристика внутренних бизнес – процессов, характеристика отношения с потребителями, характеристика перспектив развития, характеристика трудовых ресурсов.
4. Для оценки структуры капитала авиакомпании предложена методика, разработанная на основе концепции экономической добавленной стоимости, позволяющей характеризовать эффективность использования инвестированного капитала.
Показатель экономической добавленной стоимости представляет собой разницу между чистой прибылью и стоимостью использованного для ее получения собственного капитала компании. Стоимость использования капитала определяется на основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой для того, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. Точно определив стоимость использования собственного капитала, можно эффективнее распределять его и выявлять нерентабельные хозяйственные подразделения, которые финансируются за счет прибыльных. EVA помогает менеджерам анализировать, где именно создается стоимость и эффективно управлять денежным потоками.
5. Особенностью оценки структуры капитала авиакомпании в современных условиях заключается в возможности ее определения как стоимости действующего имущественного комплекса или как стоимости бизнеса. В том случае, когда предприятие рассматривается как бизнес, приносящий доход, то стоимость предприятия будет определяться теми денежными потоками, которые предприятие может генерировать. Предприятие как действующий имущественный комплекс оценивается на основе имущественного подхода, с использованием балансового метода чистых активов.
6. Анализ структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» показывает, что капитал компании авиакомпании не обеспечил норму возврата на вложенный капитал, установленный собственником (акционером) компании, и не принес дополнительный доход, о чем свидетельствует проведенный расчет ROCE <WACC..
7. Основными направленными совершенствования управления структурой капитала авиакомпании следует считать:
ОАО «АК Уральские авиалинии» функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Эффективность работы авиакомпании в таких условиях особенно в долгосрочной перспективе, которое предполагает не просто выживание на рынке, а обеспечение высоких темпов развития и повышение конкурентоспособности, определяется уровнем финансового потенциала и качеством управления на предприятии. Для максимизации прибыли и укрепления своих позиций на рынке авиауслуг авиакомпании необходимо обновлять парк воздушных судов, приобретая новые самолеты.
ОАО «АК Уральские авиалинии» необходимо приобрести:
1) три самолета Airbus A-320, (Базовая модель семейства, расчитанная на перевозку 150-180 пассажиров на расстояние около 5500 км.)
2) один Airbus A-330 (базовый самолет семейства, способен перевозить 295-440 пассажиров на расстояние в 10500 км.)
3) один Airbus A318 (самый маленький самолет семейства, перевозящий 107-117 пассажиров на расстояние от 3000 до 6000 км.)
Общая стоимость самолетов составляет около 4 млрд.руб.
Источником заемных средств для ОАО «АК Уральские авиалинии» является банковский кредит. Процентная ставка по кредиту зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов; операционных расходов, связанных с процессом кредитования; премии за риск невыполнения обязательств организацией и за риск, связанный со сроком кредитования; необходимого уровня прибыльности кредита, который обеспечивает достаточность средств для выплаты дивидендов.
У ОАО «АК Уральские авиалинии» существует 4 варианта привлечения заемных средств:
1) 1 млрд. руб. под 12%, при данной ставке, улучшается коэффициент финансовой зависимости, так как доля заемных средств сокращается. ОАО «АК Уральские авиалинии» достаточно давно существует на российском рынке, к тому же у ОАО «АК Уральские авиалинии» хорошие финансовые отношения со Сбербанком, у него предприятие брало кредит на приобретение двух Ту-154М в 2005-2006 гг. и уже полностью расплатилось. Поэтому банк согласится дать кредит со ставкой 12%.
2) 2 млрд. руб. под 14% является текущей ставкой по кредиту на 2010 г. При данной ставке сохраняется текущая структура капитала ОАО «АК Уральские авиалинии». Банк, скорее всего, согласится дать кредит на 2 млрд. руб. под 14%.
3) 3 млрд. руб. под 16% выдача такой большой суммы кредита увеличивает риски банка, поэтому процентная ставка для 3 млрд. руб. будет 16%.
4) 4 млрд. руб. под 20% в связи с неустойчивым состоянием и высокой суммой кредита ОАО «АК Уральские авиалинии», для банка увеличивается риск невозврата, поэтому вероятность одобрения данного кредита достаточно мала. Если банк согласится выдать в кредит 4 млрд. руб. ОАО «АК Уральские авиалинии, то процентная ставка будет не менее 20%
Расчет средневзвешенной стоимости капитала для различных вариантов его структуры приведен в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Расчет средневзвешенной стоимости капитала при различных вариантах его структуры.
Доля капитала (Заемный капитал/Собственный капитал) (%) |
Стоимость заемных средств |
Стоимость собственных средств |
Средневзвешенная стоимость |
Средневзвешенная стоимость |
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. 0%/100% |
- |
0,155 |
- |
0,155 |
15,5% |
2. 25%/75% |
0,096 |
0,155 |
0,024 |
0,11625 |
14,025% |
3. 50%/50% |
0,112 |
0,155 |
0,056 |
0,0775 |
13,35% |
4. 75%/25% |
0,128 |
0,155 |
0,096 |
0,03875 |
13,475% |
5. 100%/0% |
0,16 |
0,155 |
0,16 |
- |
18% |
Оптимальное соотношение заемного и собственного капитала 50%/50% (2 млрд.руб. собственных средств/ 2 млрд. руб. заемных средств), в структуре капитала собственные средства равны заемным, при данном соотношении WACC равна 13,35%. В этом случае достигается лучшее соотношение финансовой устойчивости компании и прибыльности ее деятельности. Соотношение 75%/25%, также является предпочтительным для ОАО «АК Уральские авиалинии», при нем WACC равна 13,475%.
Именно к таким соотношениям капитала должна стремиться авиакомпания ОАО «АК Уральские авиалинии».
Вывод по третьей главе
Исследование структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» показало происходящие в структуре собственных и заемных средств изменения, а именно: на современном этапе развития российской экономики прослеживается тенденция увеличения доли заемного капитала в общем объеме капитала и доли долгосрочного капитала в заемных средствах. На этой основе выявлено большинство факторов, влияющих на данные тенденции: уровень стабильности экономико-политической ситуации, уровень развития законодательной базы, уровень квалификации персонала, психологическое предубеждение.
Можно сделать вывод, что ОАО «АК Уральские авиалинии» эффективней использовать относительно большую долю заемных средств, чем собственных. Заемные средства имеют два существенных преимущества. Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются при расчете налога, что снижает фактическую стоимость займа. Во-вторых, те, кто предоставляют заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным.
Однако у заемных средств есть и недостатки. Во-первых, чем выше коэффициент задолженности, тем рискованнее предприятие, а следовательно, выше стоимость для фирмы и заемных средств, и собственного капитала. Во-вторых, если компания переживает, тяжелые времена и ее операционной прибыли не хватает для покрытия расходов на выплату процентов, акционеры сами должны будут восполнить дефицит, а если они не смогут этого сделать, компания будет объявлена банкротом.
Анализ структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии» показывает, что капитал компании авиакомпании не обеспечил норму возврата на вложенный капитал, установленный собственником (акционером) компании, и принес дополнительный доход, о чем свидетельствует проведенный расчет ROCE<WACC.
Оптимальное соотношение
заемного и собственного капитала
для ОАО «АК Уральские
Заключение
На основе материала данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Большинство исследователей в отношении понятия «капитал» понимают долгосрочные средства в денежной, материальной и нематериальной формах существования, которыми располагает хозяйствующий субъект для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Под структурой капитала рассматривается соотношение собственных и долгосрочных заемных источников финансирования деятельности хозяйствующего субъекта.
2. Капитал играет важную роль в обеспечении интенсивного развития хозяйствующих субъектов, от его размера и структуры зависит эффективность их деятельности, возможность увеличения вложений в экономику.
3. Эффективная структура капитала выражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наиболее эффективная взаимосвязь между коэффициентом рентабельности собственного капитала и коэффициентом задолженности. Процесс формирования эффективной структуры капитала предполагает установление целевой структуры капитала, которая представляет собой такое соотношение собственных и заемных финансовых средств корпорации, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия формирования эффективной структуры капитала.
4. В области оптимизации структуры капитала существуют следующие теории: традиционная теория, теория иерархии, теория структуры капитала Модильяни и Миллера, компромиссные модели, теория «синицы в руках» Гордона и Линтнера, теория налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами, современная теория портфеля.
5. Каждое решение относительно структуры капитала принимается компанией в соответствии с ее общей стратегией. Исходя из этого, устанавливаются критерии формирования эффективной структуры капитала (доходность (финансовая рентабельность), минимизация стоимости капитала или минимизация финансового риска), в соответствии с которыми и формируется эффективная структура.
6. Под оптимальной структурой капитала понимается такое соотношение собственного и заемного капитала, которое с учетом особенностей функционирования предприятия позволяет ему максимизировать рентабельность собственных средств, то есть получать максимальный размер чистой прибыли на авансированный в деятельность собственный капитал.
7. Объектом исследования дипломной работы является структура капитала организации ОАО «АК Уральские авиалинии». Деятельность Авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года, после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Авиакомпания «Уральские авиалинии» занимает активные позиции на российском рынке перевозок.
Информация о работе Оптимизация структуры капитала ОАО «АК Уральские авиалинии»